5394
Сборник задач по программированию
|
1. Основы
Что надо знать?
Если при решении
задач или понимании конструкций языков
программирования у вас возникнут проблемы, то
это может быть из-за некоторых пробелов в знании
основ математики, алгебры и комбинаторики.
Проверьте себя, знакомы ли вы со следующими
понятиями:
- Натуральные числа. Делимое, делитель,
частное и остаток. Значения цифр. Признаки
деления числа на 2, 3, 5, 9 и другие. Наибольший общий
делитель. Наименьшее общее кратное.
- Степени числа 2.
- Простейшие понятия комбинаторики.
Факториал. Число комбинаций.
- Понятие множества. Различие между
множествами и наборами. Сравнение множеств.
Подмножества. Пустое множество. Мощность
множества. Пересечение, объединение, вычитание
множеств. Множество всех подмножеств. Конечные и
бесконечные множества. Сравнение бесконечных
множеств. Нумерация элементов множества. Счетные
множества. Кардинальные числа.
- Понятие функции. Область определения и
область значений. Аргументы и результат функции.
Одноместные, многоместные и нульместные функции.
Декартово произведение множеств. Композиция
функций. Всюду-определенные и
частично-определенные функции.
- Основные понятие логики. Условия. Оператор
следования. Необходимые и достаточные условия. Основные понятие булевой алгебры.
Отрицание, логическое сложение и логическое
умножение.
- Понятие графа. Вершины и дуги.
Ориентированные графы. Деревья. Алгоритмы обхода
дереьев.
- Системы счисления.
Чем с большим
числом вышеперечисленных понятий вы знакомы, тем
легче вам будет дальше осваивать
программирование. Знание графов (деревьев) очень
сильно облегчит вам понимание
объектно-ориентированного и логического
программирования и является необходимым
условием освоения XSLT-преобразований.
Что надо уметь?
Автор рекомендует
начинать изучение языков программирования, имея
некоторый опыт работы на компьютере и в
операциооной системе. В частности рекомендуется
уметь делать следующие вещи:
- включать и выключать компьютер, иметь
представление об основных частях компьютера;
- иметь некоторый опыт работы в операционной
системе;
- уметь работать в каком-нибудь текстовом
редакторе и печатать текст на принтере;
- создавать, копировать и удалять файлы;
- иметь представление о наиболее
распространенных типах файлов.
И очень
рекомендуется иметь друга,учителя
информатики в школе или родителя, который
разбирается в программировании и может помочь
установить и настроить необходимые системы
программирования. (Если у вас такого человека
нет, то вам самим придется идти в Интернет,
скачивать оттуда системы программирования и
читать на форумах о возможных проблемах и
трудностях при их установке).
Также автор
рекомендует не гнаться за самыми последними
системами программирования, а использовать
более ранние системы, которые попроще
в использовании, и в то же время, имеют все
необходимое для изучения основ
программирования.
Вышесказанное не
относится к тем, кого интересует языки
программрования сами по себе (специалистов по
истории языков программирования, по синтаксису и
семантикам языков программирования).
Что дальше? Получите
удовольствие от программирования!
Еще не умеете
программировать. Не страшно. У вас все впереди. А
пока. Установите на свой компьютер систему
программирования Turbo Pascal 6.0.
Скопируйте в отдельный файл текст программы
P.22.13, “Гусеница -
пожирательница цифр” из категории задач на
распознавание. Загрузите этот файл в окно
редактирования TurboPascal
6.0, выполните компиляцию программы, а затем
запустите ее на выполнение. И наслаждайтесь
игрой. А также самосознанием того, что вы уже
умеете компилировать и выполнять программы на
языке Паскаль. Осталось только научиться писать
их.