Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Воспитание и дополнительное образование детей / Новости /
   
История становится ближе...
23.01.2014 17:27


В школе N9 им. М.И. Кершенгольца г. Якутска в рамках традиционной литературной гостиной состоялся час мужества на тему "70 лет победы в Курской битве". Эмоциональное выступление Олеси Анатольевны Кузьминой, заместителя директора по воспитательной работе, выразительное чтение учащимися стихов на военную тему создавало атмосферу, способствующую проявлению особых чувств у всех присутствующих. Нескрываемый интерес вызвала презентация "Битва на Курской дуге", подготовленная учителями истории Е.Г. Паниной и Д.И.Монастырёвым. Расположение войск, командующие армиями и красноармейцы, окопы и танки, взрывы снарядов, ранения и смерть - всё как воочию воспринималось аудиторией. И ещё ближе стало это историческое событие, когда Елена Григорьевна рассказала о том, что в битве на Курской дуге участвовал и был тяжело ранен молодой танкист Таркин Емельян Степанович, впоследствии ставший учителем истории и работавший в школе N9 учителем и завучем. С экрана все увидели мужественного человека, воина, учителя. Рассказ об участнике Курской битвы продолжить предложили мне как ветерану школы. И было что вспомнить о Емельяне Степановиче, внимательном, вдумчивом завуче, умеющем оказать своевременную помощь молодому учителю. Неоценимый вклад внёс Е.С. Таркин в создание деловой и творческой атмосферы в коллективе школы, тесно сотрудничая с директором М.И. Кершенгольцем, тоже участником Великой Отечественной войны. Для нас, в то время начинающих педагогов, оба руководителя служили примером не только как специалисты, но и как семьянины. Моё выступление дополнила Т.С. Бибиксарова, дочь Сергея Николаевича, участника войны, возглавлявшего долгие годы школу N5, тоже историка по образованию. В своё время Емельян Степанович и Сергей Николаевич как участники Великой Отечественной войны и достойные педагоги были включены в советскую делегацию для посещения Индии. Пребывание там оказалось непростым, они старались быть вместе и поддерживали друг друга.
Закончилось мероприятие на высокой ноте - минутой молчания. Берущая за душу интонация диктора, бой курантов, звуки метронома, отсчитывающие секунды, стали живым свидетельством истины "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Чуть позже мне вручили письмо. В нём оказались воспоминания Галины Петровны Потаповой, учителя истории школы N9, о Емельяне Степановиче Таркине. Прочитав её воспоминания и пребывая под впечатлениями, полученными в литературной гостиной, решила письмо Галины Петровны подготовить к печати. Имя Таркина Е.С., заслуженного учителя РС (Я), занесённое в книгу "Трудовая слава Якутии", широко известно педагогической общественности. И вспомнить об этом достойном учителе - воине в год 70-летия победы в Курской битве вполне уместно. Озаглавила воспоминания Потаповой Г.П., отличника народного просвещения, ветерана труда и тыла, проживающей в настоящее время в г. Воронеже, так

Учитель - воин в моей жизни


Встреча. Наша первая встреча состоялась в 1949 году, когда я поступила на исторический факультет педагогического института. В середине сентября Емельян Степанович читал нам свою первую лекцию. Мы, студенты, уже много знали о нём со слов нашего куратора. И вот перед нами предстал молодой человек с военной выправкой. Не скрою, что вся наша группа влюбилась в нашего преподавателя. И было за что. Его отличало то, что он не столько читал, сколько рассказывал о зарубежной истории. С первых занятий показал методику записи лекций. Лист в тетради делили на две части. В правой велись записи, а левая, меньшая часть, оставалась чистой, где студенты должны были записывать ответы на вопросы, заданные преподавателем в конце лекции. Ответы мы искали в рекомендованной нам литературе, что заставляло нас идти в библиотеку им. А.С. Пушкина и работать с первоисточниками. Потеряв свою правую руку в боях на Орлово - Курской дуге, Емельян Степанович выучился писать левой и писал так красиво на доске, что мы все поражались его почерком и проникались уважением к нашему любимому учителю.
Формирование знаний. С большой пользой для нас, будущих учителей, проходили семинары по истории зарубежных государств. Как правило, на них не просто приходила вся группа, а готовились все, каждый участник старался ответить на все вопросы. Так высок был авторитет нашего преподавателя, глубоки его знания. Очень хотелось ему подражать, и мы старались больше читать, конспектировать, учились аргументировать свою точку зрения.
За страницами учебников. В годы студенчества Емельян Степанович привил нам любовь к краеведению. В свободное от работы время он с увлечением показывал нам исторические места столицы республики и за её пределами. До сих пор помню своё первое посещение краеведческого музея, музея Серго Орджоникидзе, место гибели отряда Каландаришвили и т.д.
Коллеги. В 1954 году мы с Емельяном Степановичем стали коллегами. По его рекомендации я пришла работать в школу N9, где Емельян Степанович был завучем. Школу возглавлял М.И. Кершенгольц. Как сейчас помню свой первый рабочий день, начавшийся с тёплой встречи с руководителями. Затем мне дали задание принять экзамен по истории. Запомнила я и имя ученицы, получившей переэкзаменовку на осень, и то, что присутствующие на экзамене оба руководителя с уважением отнеслись к моей оценке знаний экзаменующейся.
С начала учебного года Емельян Степанович стал моим наставником по предмету, старался всеми силами сделать меня квалифицированным специалистом по истории. Работали в параллельных классах. Расписание составлялось таким образом, что я имела возможность посетить сначала уроки своего наставника, а потом идти в свои классы. Это очень помогало, особенно при изучении сложных тем в старших классах. Можно сказать, что Емельян Степанович вёл меня за руку к овладению профессией учителя. Спасибо ему за это!
Значительное место в нашей совместной деятельности занимала внеклассная работа: семинары по Ленинской тематике, по истории Великой Отечественной войны, исторические вечера. Изучали исторические памятники города Якутска, мифы Древней Греции, собрали коллекцию денежных знаков разных государств и т.д. Создали хороший по тем временам Ленинский зал, тесно сотрудничали с Дворцом пионеров, где готовили экскурсоводов. Проводили вечера, посвящённые историческим датам, в которых активное участие принимали все классные руководители. Другие учителя - предметники работали тоже с большим энтузиазмом. Несмотря на то, что коллектив в те годы был молодым, школа славилась своими успехами по всем направлениям. И в этом немалая заслуга завуча Емельяна Степановича, умело направляющего энергию молодых.
Совершенный учитель. Когда Емельян Степанович получил приглашение снова на преподавательскую деятельность, но уже в ЯГУ, коллектив с сожалением принял эту весть. А я в душе порадовалась за тех студентов, которые выберут профессию учителя истории. Когда - то Л. Толстой написал: "Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам - он совершенный учитель!" Это в полной мере относится и к моему любимому учителю Таркину Емельяну Степановичу.
Пожелание коллективу. Коллективу школы N9 им. М.И. Кершенгольца предлагаю открыть в школе класс истории имени Емельяна Степановича Таркина к 70-летию Победы над фашизмом.

Материал подготовила Сюндюкова Г.Б., ветеран педагогического труда

Емельян Степанович Таркин (1924-1994)
ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель ЯАССР,
Заслуженный работник науки и культуры ЯАССР, Отличник народного просвещения РСФСР.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степени,
медалью "За Победу над Германией"

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.