|
|
Патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования
02.02.2007 15:54
|
Патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за прошлое и настоящее, готовность к защите Родины. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов
Наши дети - это будущее России, наследники великой культуры, многовековых традиций народов, населяющих ее. Именно детям предстоит продолжать и преумножать богатое духовное и культурное наследие народа. Нам хотелось бы видеть наших детей здоровыми, активными, целеустремленными, настоящими патриотами, гражданами своей страны, грамотными специалистами.
Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувства патриотизма, которое является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития.
К сожалению, социально-политические процессы последних десятилетий привели к утрате в обществе чувства патриотизма, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
В республике на сегодняшний день не сложилось целостной системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, разлажен механизм организации и координации этой деятельности. Зафиксированы невысокий авторитет армии, негативное отношение к срочной военной службе. Исследования выявили весьма терпимое отношение молодежи к таким формам девиантного поведения, как употребление спиртных напитков, наркотиков, причастность к криминальным группировкам, решение проблем с помощью силы.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории. Проявление патриотизма в такие периоды отмечены благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, что позволяет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Укрепление государственности невозможно без патриотической идеи, любви и почитания своих корней, традиций, без системы патриотического воспитания. Поэтому в воспитании детей важнейшее место должно занимать нравственное и патриотическое воспитание. Судьба страны и ее завтрашний день во многом зависят от того, какие качества мы сможем воспитать в тех, кому сегодня нет восемнадцати.
Основной целью работы является совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия), способной на основе воспитания любви к Родине, сохранения и приумножения исторических традиций Отечества формировать у граждан патриотическое сознание и обеспечивать поддержание общественной стабильности, упрочнения единства и дружбы народов Российской Федерации.
Для достижения цели осуществляются следующие функции:
- Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств и сознания граждан.
- Оказание методической помощи в определении содержания, форм и методов проведения патриотических мероприятий.
- Разработка учебно-методической документации и информационных материалов по основным видам деятельности отдела.
- Проведение анализа опыта работы учреждений, организаций и объединений системы патриотического воспитания граждан.
- Подготовка информационных и методических сборников по патриотическому воспитанию граждан, а также организация взаимодействия со средствами массовой информации.
- Организация взаимодействия с учреждениями, организациями и объединениями системы патриотического воспитания граждан.
- Организация, подготовка и проведение республиканских семинаров, совещаний, конференций и других мероприятий.
В нашей республике традиционным стало проведение следующих мероприятий:
- Республиканский военно-патриотический месячник, посвященный Дню защитника Отечества;
- Первенство Республики по пулевой стрельбе и военно-прикладному многоборью;
- Военно-спортивные игры "Снежный Барс" и "Защитник Отечества";
- Акция "Как живешь, Ветеран?", парад военно-патриотических клубов, кадетских классов Республики Саха (Якутия), посвященные Дню Великой Победы.
На январь 2007 г. по РС (Я) насчитывается 65 военно-спортивных патриотических объединений, заключивших договор о сотрудничестве. Работой этих объединений охвачено 1688 учащихся. Наибольшее внимание патриотическому воспитанию, военно-спортивному и военно-прикладному образованию уделяют такие улусы, как Чурапчинский, Усть-Алданский, Амгинский, Вилюйский, Горный, Мегино-Кангаласский, Олекминский, Таттинский, Хангаласский, Оленекский г. Нерюнгри, г. Якутск. Систематическая работа по военно-спортивному и военно-прикладному образованию не ведется в северных улусах (Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхоянский, С-Колымский, Э-Бытантайский), Томпонском, У-Майском.
В улусах и городах республики возобновлена работа по организации военно-спортивных объединений, где помимо обучения военно-прикладным видам спорта в программу включено изучение родного края, истории Отечества. По итогам финала организуется выезд команды победителя на Всероссийский финал военно - спортивных игр. В течение последних четырех лет команды республики возвращаются оттуда призерами, удостаиваются множества дипломов и грамот. Например, в августе 2004 г. в г. Смоленск, помимо командного и личного первенства курсантов по видам соревнований ВСО Чурапчинского улуса (Мугудайская СШ. Рук. Захаров И. С.), курсант Анатолий Федоров был награжден правом зачисления в Высшее военное училище вне конкурса.
Команды добиваются хороших показателей:
• 2000 г. Команда Амгинской средней школы Амгинского улуса, представлявшая нашу республику в Финале Всероссийской военно-спортивной игры "Защитник отечества", заняла 1 место.
• 2002 г. Команда Чернышевской средней школы Вилюйского улуса, представлявшая нашу республику Финале Всероссийской военно-спортивной игры "Защитник Отечества", заняла 3 место.
• 2003 г. Команда Улах-Анской средней школы Хангаласского улуса, представлявшая республику во Всероссийской спартакиаде по военно-прикладным и техническим видам спорта "Отчизне верные сыны", заняла 2 место.
• 2003 г. команда военно-спортивного клуба "Орленок" с. Мугудай Чурапчинского улуса заняла 1 место в соревнованиях по пулевой стрельбе в г. Самаре, 6 место во Всероссийских соревнованиях по спортивному пэйнтболу.
• 2004 г. команда военно-спортивного клуба "Орленок" с. Мугудай Чурапчинского улуса по результатам этапов соревнований заняла 2 место в финале Всероссийских военно-спортивных игр "Победа-60" в городе - герое Смоленске.
• 2005 г. команда военно-спортивного клуба "Орленок" с. Мугудай Чурапчинского улуса приняла участие во Всероссийской спартакиаде школьников по военно - прикладным и техническим видам спорта "Отчизны верные сыны", посвященной 60 - летию Великой Победы в городе Москве. Лауреатами и дипломантами стали: Васильев Игорь - чемпион спартакиады по стрельбе из малокалиберной винтовки; Попов Миша - чемпион спартакиады по стрельбе из автомата, 2 разряд по пулевой стрельбе.
• 2006 г. команда военно-спортивного клуба "Патриот" с. Бэйдинге Усть-Алданского улуса приняла участие во Всероссийском финале военно-спортивной игры "Победа" в г. Казань, Республики Татарстан. Первое место в конкурсе "визиток", третье - по медицине и 12 место в общем зачете из 49 участвующих команд.
Одним из важнейших звеньев в системе патриотического воспитания, подготовки к военной службе являются патриотические объединения и военно-спортивные клубы. Свыше тысячи подростков занимаются в этих учреждениях. Клубы работают в тесном взаимодействии с ветеранами ВОВ, военкоматами, УВД. Многие клубы проводят летние военно-спортивные сборы. Комплексная программа военно-патриотических, военно-спортивных клубов и объединений позволяет подростку укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Практически во всех улусах Республики разработаны, а также реализуются на практике программы по патриотическому воспитанию детей и подростков.
Рекомендации и предложения:
- Вести во всех школах начальную военную подготовку для учащихся в секциях и объединениях.
- Организовать во всех школах обязательное прохождение туристических маршрутов 1-3 категорий сложности.
- Оказывать финансовую, организационную и информационную поддержку туристским группам, выполняющим поисковую работу в районах трассы перелета военных самолетов из США по лендлизу "АлСиб".
- Оказывать финансовую, организационную и информационную поддержку детским, юношеским и молодежным группам, выезжающим за пределы республики для участия в соревнованиях по экстремальным видам спорта.
- Оказывать финансовую и методическую помощь школьным объединениям патриотической направленности.
- Организовать финансовую, методическую поддержку работы общественных организаций патриотической направленности для обеспечения соответствия содержания их работы целям патриотического воспитания.
- Организовать практические курсы для руководителей военно-спортивных объединений (строевая подготовка, огневая подготовка, основы выживания, топографическая подготовка, медицинская подготовка и.т.д.).
- Организовать издание методических сборников по организации работы военно-спортивных объединений.
- Регулярно проводить Республиканские военно-спортивные игры в зимний и летний период.
- На основании закона РФ "О днях воинской славы России" обязать образовательные учреждения проводить мероприятия, посвященные этим датам.
- Организовать совместно с НВК "Саха" телевизионную программу (цикл передач) о воинах из РС (Я), проходящих службу в рядах ВС РФ.
- Организовать телевизионную игру с преодолением препятствий и выполнением заданий военного характера с участием команд с улусов и городов РС (Я) для популяризации военно-прикладных видов спорта (рабочее название "Армеец").
- Для учащихся средних и старших классов ввести как обязательный элемент физической подготовки основы рукопашного боя по системе Кадочникова.
|