Детский суицид в нашей стране приобретает размеры национальной трагедии. Исследования показывают, что главная причина этой беды - жестокость в отношениях родителей к детям, характерная даже для внешне благополучных семей. Анализируя ее истоки и особенности поведения детей, замысливших уйти из жизни, авторы, ученые-психологи, призывают взрослых, прежде всего родителей и учителей, всячески избегать конфликтов, подталкивающих подростков к трагическим решениям. Публикация подготовлена по работе Ю.В. Синягина и Н.Ю. Синягиной "Жестокость и суицид". Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида у нас один из самых высоких в мире, а внутри страны он на третьем месте среди причин смертельных случаев. Число этих трагедий уменьшается в периоды относительной стабилизации и увеличивается в периоды социальной неопределенности. Однако прямой зависимости здесь нет. "Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Все это страшно воздействует на детей. Сфера их общения изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как еще повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок замысливает самоубийство. Суицид бывает и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации. Нарушение привычных жизненных условий далеко не всегда приводит к намерениям уйти из жизни. Важно, как индивид интерпретирует эти нарушения: как жизненный крах, безвыходную ситуацию, катастрофу или только как эпизод в жизни. Решение зависит от желания сделать усилия и приспособиться или что-то изменить и продолжать жить. Многое связано с личностными качествами. Какие черты личности способствуют суицидальному поведению? К ним относятся: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, рефлексивность, недостаток самоконтроля, импульсивность, неконформность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, впечатлительность, интровертированность, возбудимость, склонность к депрессиям, неадекватная самооценка. В ситуации, травмирующей личность, эти качества облегчают формирование психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Осторожнее! Затянувшийся конфликт! Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод. Среди целого ряда мотивов один обязательно будет ведущим. Александр К., 12 лет. Воспитывался матерью и бабушкой. Учился на "отлично" в общеобразовательной и музыкальной школах. Когда объем занятий в них увеличился, его успеваемость несколько снизилась. На фоне высокой самооценки в учебе и завышенных требований семьи к учебным успехам в сознании ребенка сформировался комплекс неполноценности. Неожиданно тяжело заболела бабушка. А мать была озабочена устройством своей личной жизни и возможным переездом к будущему мужу. У ребенка создалась иллюзия отчуждения от семьи. Необходимость перемен тяжелым грузом легла на его чрезвычайно ранимую психику. Он стал раздражительным, грубил всем. Часто говорил, что никому не нужен, никто его не любит. Гиперопека мамы и бабушки мешала разрешать конфликты, и они превращались в стойкие комплексы. Все усугублялось отсутствием друга, с которым он мог бы поделиться своими проблемами. Двойка за контрольную в школе, чего раньше не бывало, стала последней каплей. Ситуация превратилась для мальчика в непереносимую, и он после школы, не заходя домой, покончил жизнь самоубийством. Знание общих закономерностей суицидального поведения способствует оказанию психотерапевтической помощи подросткам. Тем более необходимой, что в этом возрасте только в 10% случаев присутствует истинное желание уйти из жизни, а 90% - это "крик о помощи". Ребенок не понимает, что смерть необратима, и считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. Характерная для подростков общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм снижают ценность жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта могут породить чувство отчаяния и одиночества. Тогда и незначительный конфликт может стать суицидоопасным. Всегда ли мы, взрослые, задумываемся об этом? Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида. Особенность реакций в данном возрасте связана также с изменениями в сексуальной сфере. Сергей Д., 16 лет, ничем не отличался от других ребят, легко контактировал с ними. Но в семье абсолютным лидером была мать, и потребность в самоутверждении у мальчика не удовлетворялась. Мать жестко контролировала сына, ограничивала его свободу, принуждала соблюдать принятые в семье нормы. Это вызывало у Сережи психическое напряжение и тревогу, унижало в собственных глазах, нарушало контакты с друзьями. Взаимное непонимание родителей мешало им понимать и сына, откликаться на его потребности. У мальчика сложилось представление о своей психологической изоляции в семье. Вмешательство матери разрушило его доверительные отношения с девочкой. Кризис, связанный с половым созреванием организма, усугубил ситуацию, она стала казаться ему безвыходной. Это привело к мыслям о самоубийстве и к их реализации. Фактор семьи Первый среди социально-психологических факторов самоубийств - семейная дезорганизация. А именно: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточная привязанность матери к ребенку, неавторитетность или гиперавторитарность родителей, телесные наказания; разводы, сожительство, повторные браки, конфликты родителей; болезнь и смерть близких; асоциальное поведение кого-то из семьи. Второй важный фактор - тип семьи. В интегрированной, сплоченной семье каждый неотделим от семейной группы. В дезинтегрированной - все обособлены. Суицидальное воздействие способна оказывать любая семья. Интегрированная может лишить ребенка чувства автономности, и потеря близкого или боязнь этой потери сделает жизнь ребенка невыносимой. В дезинтегрированной семье он может оказаться в одиночестве, поскольку у каждого родителя своя жизнь, свои проблемы. Дезинтегрированные семьи чаще выступают суицидальным фактором. Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по психологическому и ценностному соответствию между членами. Если ценности не совпадают, а один навязывает всем в семье свои нормы и стиль поведения, то возникают суицидоопасные ситуации. Возможны они и при появлении второго ребенка, первый тогда испытывает недостаток родительской любви. Семьи корпоративные и альтруистические. В первых общение строится на договорных началах, на выполнении каждым своих функций. Суицид подростка здесь более возможен. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных, и суицид в них наименее вероятен, а если встречается, то только жертвенный, во имя семьи. Семьи открытые и закрытые. У первых связи с внешним миром многообразны и все время расширяются. В закрытых, напротив, ограничены, что суицидально более опасно. Гибкие и консервативные семьи. Гибкие быстро адаптируются к внешним переменам, у консервативных такой способности нет. В них чаще всего случаются суициды. Подросток, вступая в конфликт с учителем, ждет помощи от родителей. Но консервативная семья обычно поддерживает не своего ребенка, а учителя. Оказавшись в изоляции, школьник может совершить самоубийство. В авторитарной семье грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к трагедии. В демократической семье решения принимаются сообща, и попытки суицида там редки. В "проблемных" семьях дети "заражаются" девиантным поведением, и опасность суицида в них выше. Но, конечно, семьи бывают обычно смешанного типа. Ребенок может выступать в семье в роли "опекаемого" или "отвергаемого". У опекаемых обычно завышена самооценка, они считают себя очень значимыми. Такие дети беспомощны в любой психотравмирующей ситуации, она всегда кажется им безвыходной. Отвергаемые постоянно испытывают эмоциональное отталкивание со стороны взрослых и нередко страдают от одиночества. У наиболее ранимых складывается суицидальное поведение как способ обратить на себя внимание, отомстить обидчикам. Фактором такого поведения выступает и школьная дезадаптация - неуспешность в учебе, труде, в отношениях со сверстниками и учителями, особенно в средних классах. И чаще всего у подростков с низким интеллектом и выраженной сензитивностью. Однако школьные проблемы не являются основными причинами суицида. Все перечисленные проблемы часто обуславливают истинные суициды, в связи с чем напомним слова Н. Бердяева: "Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на других людей, на мир, на Бога". "Крепость": родители поступают подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это повышает неуверенность ребенка в себе, рождает безынициативность. Концентрируясь на своих внутренних переживаниях, он приходит к психологической самоизоляции, к трудностям в общении со сверстниками, постоянно живет в конфликте с собой. Нервная система перенапрягается, повышается риск невротических заболеваний. "Третий лишний": родители эмоционально преувеличивают значимость своих супружеских отношений, чем внушают ребенку чувство его неполноценности. Ребенок становится неуверенным в себе, безынициативным, мучительно переживает свою неполноценность, попадает в сильную зависимость от родителей и подчиненность. Опасается за их жизнь и здоровье, едва переносит разлуку с ними, с трудом контактирует с окружающими. Анатомия жестокости Для решения ребенка уйти из жизни немаловажны жестокость и пренебрежение родителей. Психологическая сущность жестокости состоит в насилии над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, в унижении его или в принуждении к действиям, противоречащим его устремлениям. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место чуть ли не в половине семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны родителей. Наше исследование показало, что родители в основном недовольны тем, как дети учатся. За невыполнение домашнего задания 30,8% родителей ругают и даже могут избить ребенка. Половина родителей свою жестокость объясняют "стремлением воспитать", а 30% - "местью за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует". У жестокости несколько истоков. Во-первых, многовековые традиции воспитания ремнем и поркой, отразившиеся даже в поговорках и пословицах: за одного битого двух небитых дают; ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит; больше тумаков - меньше дураков и т.д. Многие родители и сейчас считают этот метод самым эффективным. Во-вторых, культ жестокости, утвердившийся в обществе. Стрессовые состояния родителей часто превращаются во взрыв ненависти, обращенный к детям. Незащищенность ребенка от негативных социальных воздействий, в том числе от родительских, порождает в нем мысль о своей ненужности, препятствует адекватной самооценке, искажает его представления о поступках. Часто агрессия взрослых объясняется их невключенностью в круг интересов ребенка, внешним созерцанием развития его личности. Отсутствие желания понять, познать ребенка разделяет взрослых и детей. Подрастая, ребенок, как правило, все более отдаляется и теряете с ними эмоциональную связь. Четвертая причина - низкий уровень общественно-правовой культуры общества. Обычно ребенок у нас не субъект взаимодействия, а объект воздействия. Отсюда и бессилие родителей, неумение добиться позитивных воспитательных целей гуманными средствами. Жестокость родителей простирается от безответственного отношения к безопасности детей, приводящего к случайным травмам и потере физического здоровья, до детоубийства. Типичными способами воспитания являются крик, подзатыльники; 45% родителей могут избить ребенка. Более трети отрицательно характеризуют его: плохой, неуспевающий, неаккуратный, приносит много забот и т.д. На вопрос, почему так оценивают, единодушно отвечают: мы же воспитываем, пусть знает свои недостатки и стремится быть лучше. Около четверти детей были хоть однажды заперты в чулан, в темную комнату. "Ставили в угол" - это отмечают 46,8% детей и 13,3% родителей. По словам 22,3% детей, их "лишают еды, питья", "пугают, что выгонят из дома или отправят в детский дом". Чаще всего дети страдают от родительских обид и оскорблений (43,9%). Они сыплются на них из-за неуспеваемости; из-за того, что задержались с друзьями; позже легли спать; из-за того, что родители ссорятся или пьяные. Мы привели лишь некоторые цифры исследования, но и они ярко свидетельствуют о множестве проблем во взаимоотношениях детей и их родителей. Жестоким отношением к детям отличаются и учителя: "меня учитель бил по рукам проволокой", "учительница больно схватила меня за ухо", "учитель физкультуры пнул меня в больное место", "учительница ткнула меня в бок указкой". Вследствие такого поведения взрослых ребенок становится трусливым, лживым, у него возникают комплексы вины и страха, немотивированная агрессия. Его личность деформируется, он не может адекватно себя оценивать. По мнению западных исследователей, матери чаще, чем отцы, травмируют своих детей. Во-первых, потому, что женщина в восемь раз чаще, чем мужчина, воспитывает ребенка в одиночку, отчего возрастает и риск насилия. Во-вторых, вероятность стресса увеличивают сильная занятость хозяйством, домашними проблемами, воспитанием детей. Анализируя зарубежные источники, можно выделить несколько типов жестокого обращения родителей с детьми.
Наказание - все еще самая распространенная форма воздействия. В чем причина его устойчивости? Во-первых, во внешней эффективности, поскольку цель почти всегда достигается. Но достигается она, только потому, что у ребенка включается инстинкт самосохранения и животные эмоции страха. А стоит ему адаптироваться, осмотреться, почувствовать безопасность, он тут же может позволить себе запретные действия. Доказано, что дети, которых наказывают, чаще поддаются чужому влиянию, у них чаще наблюдается поведение "вечный протест"; свое зло они вымещают на других. Положительные ценности перерождаются в сознании такого ребенка в отрицательные. А сработает механизм подражания отрицательному - и вот вам уход из дома, агрессивность, курение, алкоголизм. Если воспитывать ребенка не физическими, а речевыми угрозами, бранью, результат будет тем же самым. Часто приходится слышать: меня отец тоже бил, но видите - получился неплохой человек. И забывает этот неплохой человек, что ребенком не раз клялся себе воспитывать своих детей иначе.
В российском законодательстве до сих пор нет специального закона, защищающего ребенка от описанных выше влияний семьи. Общество динамично изменяется, а, например, Кодекс о семье и браке не менялся почти тридцать лет. Принятый Госдумой новый закон предусматривает лишение или ограничение родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми, невыполнения родительского долга. К сожалению, этим и ограничиваются меры по предотвращению жестокости родителей в отношениях к детям. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования (май N4/2008 - d.директор школы www.direktor.ru) |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |