Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Психологическая служба /
   
Жестокость взрослых и детский суицид
06.11.2008 11:13


Детский суицид в нашей стране приобретает размеры национальной трагедии. Исследования показывают, что главная причина этой беды - жестокость в отношениях родителей к детям, характерная даже для внешне бла­гополучных семей. Анализируя ее истоки и особенности поведения детей, замысливших уйти из жизни, авторы, ученые-психологи, призывают взрослых, прежде всего родителей и учителей, всячески избегать конфликтов, подталкивающих подростков к трагическим решениям. Публикация подготовлена по работе Ю.В. Синягина и Н.Ю. Синягиной "Жестокость и суицид".

Самоубийство - это реакция че­ловека на проблему, которая ка­жется ему непреодолимой. Уро­вень подросткового суицида у нас один из самых высоких в мире, а внутри страны он на третьем месте среди причин смертельных случаев. Число этих трагедий уменьшается в периоды относительной стабилизации и увели­чивается в периоды социальной неопределенности. Однако прямой зависимос­ти здесь нет.

"Суицид - это следствие социально-пси­хологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью мик­росоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, не­посредственные причины обычно тес­но связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, кон­фликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Все это страшно воздейст­вует на детей. Сфера их общения изменя­ется и вызывает сложный внутренний кон­фликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как еще повлиять на чле­нов семьи или окружающих, ребенок замысливает самоубийство. Суицид бывает и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Нарушение привычных жизненных усло­вий далеко не всегда приводит к намере­ниям уйти из жизни. Важно, как индивид интерпретирует эти нарушения: как жиз­ненный крах, безвыходную ситуацию, ка­тастрофу или только как эпизод в жизни. Решение зависит от желания сделать уси­лия и приспособиться или что-то изменить и продолжать жить.

Многое связано с личностными качества­ми. Какие черты личности способствуют суицидальному поведению? К ним отно­сятся: ранимость, инфантильность, остро­та переживаний, склонность к самоана­лизу, застенчивость, рефлексивность, не­достаток самоконтроля, импульсивность, неконформность, неуверенность в се­бе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, впе­чатлительность, интровертированность, возбудимость, склонность к депресси­ям, неадекватная самооценка. В ситуации, травмирующей личность, эти качест­ва облегчают формирование психическо­го состояния, предрасполагающего к са­моубийству.

Осторожнее! Затянувшийся конфликт!

Подростки чаще всего прибегают к демонс­тративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчаст­ной любовью", но действительная причи­на - уязвленное самолюбие, утрата цен­ного внимания, страх упасть в глазах ок­ружающих, особенно сверстников. А воз­можно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совер­шаемый перед школой, может свидетель­ствовать о серьезном конфликте с учите­лями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спрово­цированным наказаниями, несправедли­выми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обид­чику большие неприятности. Истинное су­ицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подрост­ка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарова­ний; последней каплей может стать нич­тожный повод. Среди целого ряда мотивов один обязательно будет ведущим.

Александр К., 12 лет. Воспитывался мате­рью и бабушкой. Учился на "отлично" в общеобразовательной и музыкальной шко­лах. Когда объем занятий в них увеличил­ся, его успеваемость несколько снизилась. На фоне высокой самооценки в учебе и за­вышенных требований семьи к учебным ус­пехам в сознании ребенка сформировал­ся комплекс неполноценности. Неожиданно тяжело заболела бабушка. А мать была озабочена устройством своей личной жиз­ни и возможным переездом к будущему му­жу. У ребенка создалась иллюзия отчужде­ния от семьи. Необходимость перемен тя­желым грузом легла на его чрезвычайно ранимую психику. Он стал раздражитель­ным, грубил всем. Часто говорил, что ни­кому не нужен, никто его не любит. Гипер­опека мамы и бабушки мешала разрешать конфликты, и они превращались в стойкие комплексы. Все усугублялось отсутстви­ем друга, с которым он мог бы поделиться своими проблемами. Двойка за контроль­ную в школе, чего раньше не бывало, ста­ла последней каплей. Ситуация преврати­лась для мальчика в непереносимую, и он после школы, не заходя домой, покончил жизнь самоубийством.

Знание общих закономерностей суици­дального поведения способствует оказа­нию психотерапевтической помощи под­росткам. Тем более необходимой, что в этом возрасте только в 10% случаев при­сутствует истинное желание уйти из жиз­ни, а 90% - это "крик о помощи". Ребе­нок не понимает, что смерть необратима, и считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. Характерная для подростков общая неустойчивость, повы­шенная самооценка, эгоцентризм снижа­ют ценность жизни и в конфликтной ситу­ации создают предпосылки для суицида. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта могут породить чувство отчаяния и одиночества. Тогда и незначи­тельный конфликт может стать суицидоопасным. Всегда ли мы, взрослые, задумы­ваемся об этом?

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реаги­рует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждени­ем. Это выражается в стремлении освобо­диться от опеки, контроля, покровительст­ва взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объеди­няется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и об­щение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида. Особенность реакций в данном возрасте связана также с измене­ниями в сексуальной сфере.

Сергей Д., 16 лет, ничем не отличался от других ребят, легко контактировал с ни­ми. Но в семье абсолютным лидером была мать, и потребность в самоутверждении у мальчика не удовлетворялась. Мать жест­ко контролировала сына, ограничивала его свободу, принуждала соблюдать принятые в семье нормы. Это вызывало у Сережи психическое напряжение и тревогу, уни­жало в собственных глазах, нарушало кон­такты с друзьями. Взаимное непонимание родителей мешало им понимать и сына, от­кликаться на его потребности. У мальчика сложилось представление о своей психо­логической изоляции в семье. Вмешатель­ство матери разрушило его доверительные отношения с девочкой. Кризис, связанный с половым созреванием организма, усугу­бил ситуацию, она стала казаться ему без­выходной. Это привело к мыслям о само­убийстве и к их реализации.

Фактор семьи

Первый среди социально-психологичес­ких факторов самоубийств - семейная дезорганизация. А именно: отсутствие от­ца в раннем детстве, недостаточная при­вязанность матери к ребенку, неавторитет­ность или гиперавторитарность родителей, телесные наказания; разводы, сожительство, повторные браки, конфликты родите­лей; болезнь и смерть близких; асоциаль­ное поведение кого-то из семьи.

Второй важный фактор - тип семьи. В интегрированной, сплоченной семье каж­дый неотделим от семейной группы. В де­зинтегрированной - все обособлены. Су­ицидальное воздействие способна оказы­вать любая семья. Интегрированная может лишить ребенка чувства автономности, и потеря близкого или боязнь этой потери сделает жизнь ребенка невыносимой. В дезинтегрированной семье он может ока­заться в одиночестве, поскольку у каждого родителя своя жизнь, свои проблемы. Дез­интегрированные семьи чаще выступают суицидальным фактором.

Гармоничные и дисгармоничные семьи раз­личаются по психологическому и ценност­ному соответствию между членами. Если ценности не совпадают, а один навязыва­ет всем в семье свои нормы и стиль пове­дения, то возникают суицидоопасные си­туации. Возможны они и при появлении второго ребенка, первый тогда испытывает недостаток родительской любви.

Семьи корпоративные и альтруистичес­кие. В первых общение строится на дого­ворных началах, на выполнении каждым своих функций. Суицид подростка здесь более возможен. В альтруистических се­мьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных, и суицид в них наименее вероятен, а если встречается, то только жертвенный, во имя семьи.

Семьи открытые и закрытые. У первых связи с внешним миром многообразны и все время расширяются. В закрытых, на­против, ограничены, что суицидально бо­лее опасно.

Гибкие и консервативные семьи. Гибкие быстро адаптируются к внешним переменам, у консервативных такой способнос­ти нет. В них чаще всего случаются суи­циды. Подросток, вступая в конфликт с учителем, ждет помощи от родителей. Но консервативная семья обычно поддержи­вает не своего ребенка, а учителя. Оказав­шись в изоляции, школьник может совер­шить самоубийство.

В авторитарной семье грубый нажим со стороны властного родителя может вы­звать у подростка протест и привести к трагедии. В демократической семье реше­ния принимаются сообща, и попытки су­ицида там редки. В "проблемных" семь­ях дети "заражаются" девиантным пове­дением, и опасность суицида в них выше. Но, конечно, семьи бывают обычно сме­шанного типа.

Ребенок может выступать в семье в ро­ли "опекаемого" или "отвергаемого". У опекаемых обычно завышена самооцен­ка, они считают себя очень значимыми. Такие дети беспомощны в любой психотравмирующей ситуации, она всегда ка­жется им безвыходной. Отвергаемые пос­тоянно испытывают эмоциональное оттал­кивание со стороны взрослых и нередко страдают от одиночества. У наиболее ра­нимых складывается суицидальное пове­дение как способ обратить на себя вни­мание, отомстить обидчикам. Фактором такого поведения выступает и школьная дезадаптация - неуспешность в учебе, труде, в отношениях со сверстниками и учителями, особенно в средних классах. И чаще всего у подростков с низким ин­теллектом и выраженной сензитивностью. Однако школьные проблемы не являются основными причинами суицида. Все пе­речисленные проблемы часто обуслав­ливают истинные суициды, в связи с чем напомним слова Н. Бердяева: "Психоло­гия самоубийства есть психология оби­ды, обиды на жизнь, на других людей, на мир, на Бога".

В книге "Как быть родителями: о психо­логии родительской любви" А.С. Спиваковская выделила типы семей в зависи­мости от необдуманного воспитательно­го воздействия на детей. "Санаторий": мелочная опека, жесткий контроль, защи­та от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, нервные срывы; формируется повышенная чувствительность и раздра­жительность, усиливаются реакции про­теста, повышается агрессивность, появ­ляется желание решительно изменить си­туацию.

"Крепость": родители поступают подчерк­нуто правильно, излишне принципиально. Это повышает неуверенность ребенка в се­бе, рождает безынициативность. Концен­трируясь на своих внутренних пережива­ниях, он приходит к психологической са­моизоляции, к трудностям в общении со сверстниками, постоянно живет в конф­ликте с собой. Нервная система перена­прягается, повышается риск невротичес­ких заболеваний.

"Третий лишний": родители эмоциональ­но преувеличивают значимость своих суп­ружеских отношений, чем внушают ребен­ку чувство его неполноценности. Ребенок становится неуверенным в себе, безыни­циативным, мучительно переживает свою неполноценность, попадает в сильную за­висимость от родителей и подчиненность. Опасается за их жизнь и здоровье, едва пе­реносит разлуку с ними, с трудом контак­тирует с окружающими.

Анатомия жестокости

Для решения ребенка уйти из жизни не­маловажны жестокость и пренебрежение родителей. Психологическая сущность жестокости состоит в насилии над потребностями, намерениями, чувствами, ус­тановками человека, в унижении его или в принуждении к действиям, противоре­чащим его устремлениям. Согласно иссле­дованиям, родительская жестокость имеет место чуть ли не в половине семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, за­пугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивал­ся с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны родителей.

Наше исследование показало, что роди­тели в основном недовольны тем, как де­ти учатся. За невыполнение домашнего за­дания 30,8% родителей ругают и даже мо­гут избить ребенка. Половина родителей свою жестокость объясняют "стремлени­ем воспитать", а 30% - "местью за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то про­сит, требует".

У жестокости несколько истоков. Во-пер­вых, многовековые традиции воспитания ремнем и поркой, отразившиеся даже в поговорках и пословицах: за одного бито­го двух небитых дают; ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит; больше тума­ков - меньше дураков и т.д. Многие ро­дители и сейчас считают этот метод самым эффективным.

Во-вторых, культ жестокости, утвердив­шийся в обществе. Стрессовые состояния родителей часто превращаются во взрыв ненависти, обращенный к детям. Незащи­щенность ребенка от негативных соци­альных воздействий, в том числе от роди­тельских, порождает в нем мысль о своей ненужности, препятствует адекватной са­мооценке, искажает его представления о поступках. Часто агрессия взрослых объ­ясняется их невключенностью в круг интересов ребенка, внешним созерцанием  развития его личности. Отсутствие желания понять, познать ребенка разделя­ет взрослых и детей. Подрастая, ребенок, как правило, все более отдаляется и теря­ете с ними эмоциональную связь. Четвертая причина - низкий уровень общественно-правовой культуры общества. Обычно ре­бенок у нас не субъект взаимодействия, а объект воздействия. Отсюда и бесси­лие родителей, неумение добиться пози­тивных воспитательных целей гуманными средствами.

Жестокость родителей простирается от безответственного отношения к безопас­ности детей, приводящего к случайным травмам и потере физического здоровья, до детоубийства. Типичными способами воспитания являются крик, подзатыльни­ки; 45% родителей могут избить ребенка. Более трети отрицательно характеризуют его: плохой, неуспевающий, неаккуратный, приносит много забот и т.д. На вопрос, по­чему так оценивают, единодушно отвеча­ют: мы же воспитываем, пусть знает свои недостатки и стремится быть лучше. Около четверти детей были хоть однажды запер­ты в чулан, в темную комнату. "Ставили в угол" - это отмечают 46,8% детей и 13,3% родителей. По словам 22,3% детей, их "ли­шают еды, питья", "пугают, что выгонят из дома или отправят в детский дом".

Чаще всего дети страдают от родительских обид и оскорблений (43,9%). Они сыплют­ся на них из-за неуспеваемости; из-за то­го, что задержались с друзьями; позже легли спать; из-за того, что родители ссо­рятся или пьяные. Мы привели лишь неко­торые цифры исследования, но и они ярко свидетельствуют о множестве проблем во взаимоотношениях детей и их родителей. Жестоким отношением к детям отличают­ся и учителя: "меня учитель бил по рукам проволокой", "учительница больно схва­тила меня за ухо", "учитель физкультуры пнул меня в больное место", "учительни­ца ткнула меня в бок указкой". Вследствие такого поведения взрослых ребенок ста­новится трусливым, лживым, у него возникают комплексы вины и страха, немо­тивированная агрессия. Его личность де­формируется, он не может адекватно себя оценивать.

По мнению западных исследователей, ма­тери чаще, чем отцы, травмируют своих детей. Во-первых, потому, что женщина в восемь раз чаще, чем мужчина, воспиты­вает ребенка в одиночку, отчего возрас­тает и риск насилия. Во-вторых, вероят­ность стресса увеличивают сильная заня­тость хозяйством, домашними проблемами, воспитанием детей.

Анализируя зарубежные источники, мож­но выделить несколько типов жестокого обращения родителей с детьми.

  1. Ребенок-мишень. Его считают ли­бо слишком пассивным, либо очень ак­тивным; то и другое делает его объек­том агрессии.
  2. Критическая ситуация. Вспышку родительской жестокости может вы­звать, например, потеря работы, раз­лука с любимым.
  3. Отсутствие навыков отцовства и материнства. Родители не готовы к ответственности, налагаемой отцовст­вом и материнством, и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, за­пугивания, избиения.
  4. Необразованный родитель. Незна­ние возрастных особенностей детей и неумение учитывать характер детской психики.
  5. Модель домашнего насилия. Роди­тели в детстве сами подвергались на­силию или были свидетелями жестоко­го отношения.
  6. Изоляция от внешнего мира. Неже­лание и неумение налаживать контак­ты с людьми; как следствие - потреб­ность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.
  7. Семейные стереотипы. Их наруше­ние (подростковая беременность, отклонение от этики и традиций семьи) жестоко карается родителями.

Наказание - все еще самая распростра­ненная форма воздействия. В чем причи­на его устойчивости? Во-первых, во внеш­ней эффективности, поскольку цель поч­ти всегда достигается. Но достигается она, только потому, что у ребенка включает­ся инстинкт самосохранения и животные эмоции страха. А стоит ему адаптировать­ся, осмотреться, почувствовать безопас­ность, он тут же может позволить себе запретные действия. Доказано, что де­ти, которых наказывают, чаще поддаются чужому влиянию, у них чаще наблюдает­ся поведение "вечный протест"; свое зло они вымещают на других. Положительные ценности перерождаются в сознании тако­го ребенка в отрицательные. А сработает механизм подражания отрицательному - и вот вам уход из дома, агрессивность, ку­рение, алкоголизм. Если воспитывать ребенка не физическими, а речевыми угроза­ми, бранью, результат будет тем же самым. Часто приходится слышать: меня отец то­же бил, но видите - получился неплохой человек. И забывает этот неплохой чело­век, что ребенком не раз клялся себе вос­питывать своих детей иначе.

 

В российском законодательстве до сих пор нет специального закона, защищающего ребенка от описанных выше влияний се­мьи. Общество динамично изменяется, а, например, Кодекс о семье и браке не ме­нялся почти тридцать лет. Принятый Госду­мой новый закон предусматривает лише­ние или ограничение родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми, невыполнения родительского долга. К со­жалению, этим и ограничиваются меры по предотвращению жестокости родителей в отношениях к детям.

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования (май N4/2008 - d.директор школы www.direktor.ru)

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.