Проведенное в одной из московских школ специальное исследование учеников начальных классов показало, что многие наиболее неблагополучные, проблемные дети, страдающие от отсутствия контактов со взрослыми, подвержены страху перед чудовищами. Беда в том, что чаще всего в своих переживаниях дети остаются одни. Кто придет им на помощь? Вопрос остается открытым. Одному или двум школьным психологам с этой задачей явно не справиться. Материал должен заинтересовать не только учителей и родителей, но и администрацию школы. На эту тему полезно провести педсовет, родительское собрание, организовать работу по мониторингу и коррекции психологического состояния младших школьников. Мой опыт выступлений на педсоветах и родительских собраниях показал, что обе эти аудитории плохо представляют себе, чем занимается психолог в школе, с какой "психологической тканью" он работает. Вместе с тем родители совсем не знают своих детей: взрослым не до них, они работают, устают, им некогда беседовать с ребенком, вникать в сложный мир его переживаний. Чтобы не чувствовать своей вины, они покупают дорогие игрушки, включают телевизор, и ребенок оказывается недолюбленным, запущенным, заброшенным при живых родителях, в обеспеченной семье. Уже не семья и не школа воспитывают детей, а средства массовой коммуникации. Взрослые совершенно не задумываются, каким содержанием наполняются душа и сердце их ребенка. Спохватываются, когда уже что-то случилось и бывает трудно помочь - характер ребенка сформировался. Угрожающий мир Младший школьный возраст считается относительно спокойным - в отличие от подросткового. Какое распространенное заблуждение! Его причина - недостаточная чуткость взрослых к переживаниям детей. Все дети, становясь школьниками, сталкиваются с теми или иными трудностями. У одних они постепенно проходят, а других делают трудно воспитуемыми и трудно обучаемыми. При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие этих учеников переходите подростковый возраст и нередко создает основу для антисоциального поведения. По данным отечественных и зарубежных исследователей, около 20% детей - а это 5-6 человек в каждом классе - нуждаются в специальной психотерапевтической, а нередко и медицинской помощи. Учителя не могут справиться с такими детьми, и они становятся основной заботой школьного психолога. Предельно упрощая картину, этих ребят можно разделить на возбудимых, то есть гиперактивных, агрессивных, не подчиняющихся школьным требованиям, и заторможенных - робких, замкнутых, тревожных, боящихся отвечать на уроках. Поведенческие проявления психологического неблагополучия у детей многим взрослым хорошо известны. Но что стоит за этими симптомами? Что переживают при этом сами дети? Чтобы выяснить это, психологам приходится иметь дело с весьма существенной проблемой. Дело в том, что самосознание, рефлексия у ребенка этого возраста еще только начинает формироваться. Детям трудно осознавать свои переживания, а тем более рассказывать о них, и потому очень часто на прямые вопросы взрослых они дают всего лишь социально желательные ответы. Психологу приходится решать следующие задачи:
Рисование - наиболее эффективный метод психодиагностики и коррекции в работе с учениками 6-11 лет. Оно увлекает ребенка, быстро раскрепощает и позволяет установить необходимый доверительный контакт. Метафорический язык рисунков несопоставимо полнее, чем словесный, выражает переживания ребенка и раскрывает его подсознание. Для человека крайне важно, чтобы к языку его субъективного мира относились с подлинной серьезностью и эмоциональным включением. Если позиция психолога именно такая, то она вызывает ответное доверие и открытость, что и составляет необходимое условие для психокоррекционной работы. Изучая внутренний мир переживаний наиболее проблемных, неблагополучных детей, я проводила специальное исследование в одной московской школе. При этом среди 300 учеников начальных классов были выявлены 42 психологически неблагополучных ребенка. Для более детального, глубокого анализа из них были отобраны шестеро - самых "трудных", по мнению учителей. Выяснялись мнения о детях не только учителей, но и родителей. Полученные данные показали, что представления взрослых о трудностях детей не соответствуют по содержанию и интенсивности переживаний внутренней картине неблагополучия, обнаруженной с помощью специальных психологических методов. Общим для обследованных мною учеников оказалось отсутствие подлинного контакта с родителями, дефицит понимания, поддержки, тепла, а главное - родительской любви, недостаток которой сопровождается у детей ощущением покинутости и одиночества. Из чувства собственной беззащитности - своеобразного сиротства - рождаются всевозможные детские страхи. Страхи вообще присущи детям, и некоторые психологи видят в них только нормальное явление, свойственное возрасту. Соглашусь лишь отчасти. Потому что, если эти страхи связаны с угрозой для жизни со стороны разных чудовищ, стали навязчивыми и часто повторяются в снах, перед нами уже симптомы выраженного эмоционального неблагополучия. Страх чудовищ- это метафорическое выражение неосознаваемого страха быть поглощенным всепожирающим существом, то есть страха смерти. Переживания утраты родителей (в сочиняемых детьми рассказах часто встречаются темы: "родители исчезли", "уехали за границу", "ушли в лес и заблудились"), чувства одиночества и, главное, отсутствие средств защиты от угрозы. Весь этот комплекс детских переживаний можно обобщенно назвать экзистенциальным страхом. Он определяет образ мира ребенка, гиперболизирует опасности. Угрожающая оценка мира распространяется, естественно, и на школу, создавая установку на соответствующее восприятие учителей. Ребенок, не имеющий базовой родительской защиты, испытывает тревогу, страх, находится в постоянном нервном напряжении. У него страдает способность сосредотачиваться, быть внимательным, он рассеян, что не может не сказываться отрицательно на результатах учебы. Неудовлетворенная потребность в любви и принятии может компенсироваться защитным поведением. Самыми распространенными формами такого поведения в начальной школе являются фантазирование, мечтание - у одних и утверждение собственного физического превосходства, агрессивность - у других. Переживание страхов детьми - наиболее распространенная проблема, с которой сейчас обращаются родители к психологу. Часть детских страхов имеет конкретную предметную отнесенность и связана с реальными событиями, вызвавшими сильное эмоциональное потрясение. К ним относятся , например, страх собак, страх лечения зубов. Другая часть мало соотносится с реальным миром, но по остроте переживания может превосходить первую группу. Речь идет о страхе иррационального: чудовищ, вампиров, темноты, привидений, инопланетян, мумий, скелетов. Большинство родителей, воспитателей, учителей даже не подозревают, насколько глубоки и остры бывают эти переживания детей. Обнаруживая подобные страхи, взрослые обычно пытаются пристыдить ребенка, апеллируя к его возрасту или полу: "Ты уже такая большая, а боишься!", "Не будь девчонкой, не трусь!" Однако в результате такого воздействия страх, как правило, не изживается, а прячется от посторонних глаз, заставляя ребенка порой невыносимо страдать, вызывает кошмарные сновидения, о которых он боится рассказать старшим. Длительные страхи испытывают дети в тех семьях, где нет доверительных отношений между взрослыми и детьми, где родители всерьез не воспринимают переживания детей или даже осуждают, высмеивают их. В этом случае профессиональная помощь психолога является совершенно необходимой. Среди монстров Влияние средств массовой коммуникации на детей не было специальной задачей моего исследования, и все же оно проявилось как некий "сухой остаток" при поиске источников возникновения страхов. Страх злых существ - "самый страшный". По представлениям детей, привидения и монстры охотятся на ребенка, могут проникать сквозь стены и преграды, чтобы запугать, а потом съесть или унести на свою планету (в свое царство), превратить в кого-то страшного, заколдовать, пить кровь. Чудовища преследуют чаще всего в темноте, после просмотра конкретных теле- и видеофильмов. Действительно, содержание многих зарубежных фильмов, даже если они преподносятся в рубрике "Детям", связано с миром темных духов, чародеев, волшебников. Такая магическая картина мира активно и агрессивно навязывается маленькому зрителю. Чрезмерно динамичные зарубежные фильмы, особенно мультипликационные, не только дают искаженную, угрожающую, оккультно-магическую картину мира. Разрушение, агрессия, беспрерывные трансформации персонажей, ненормальные, уродливые психопатические выражения лиц, резкие, судорожные движения, постоянные взрывы приучают к ощущению расшатанности мира. Разрушение становится нормой, отсутствие опоры в мире - обыденностью. Прибавим сюда кровоточащие скелеты из компьютерных игр и "модные" детские игрушки: роботы-трансформеры; весьма странные по своим пропорциям куклы, для переодевания которых требуется расчленять тело; скелеты с "чупа-чупсом" в зубах: нажмешь кнопку - вылезают глаза и отваливается челюсть: бери конфету; леденец в виде человеческого глаза или челюсти с зубами. Можно перечислять и перечислять... Некоторым родителям все это кажется несерьезным, смешным "приколом", они не задумываются о разрушительном влиянии такой продукции на психику ребенка и непредсказуемых последствиях. Не есть ли чрезмерная возбудимость и агрессивность детей ответом, защитной реакцией на весь этот"монстрический поток", мир без опор, в который их помещают взрослые? Если ребенок осмелится нарисовать пугающее его существо, то все признаки переживания страхов отразятся в рисунке. И многие дети отказываются изображать на бумаге что-либо из своих переживаний: настолько им страшно приблизиться к пугающему объекту. А что можно противопоставить миру злых вампиров, привидений, кровоточащих скелетов? Как справиться со страхами? Средств преодоления страхов телевидение не дает. На эти вопросы следуют самые неожиданные ответы самих детей: побрызгать из брызгалки для утюга в сторону привидения; натереться чесноком; спрятаться под одеяло; надеть специальный браслет или кольцо. Трое ответили, что можно прочесть молитву. Трое или четверо сказали, что просят родителей зажечь свет. Среди интеллектуально развитых детей одни боятся, что Земля столкнется с метеоритом и они останутся на осколке планеты без родителей. Другие боятся глобального изменения климата, возникновения торнадо... Все тот же страх смерти, только в иной, более "взрослой" форме. Но решения, как быть, нет и у них. Нередко телестрах усугубляется неблагоприятной, напряженной семейной обстановкой, например, разводом родителей. Чрезмерная загруженность взрослых тоже вызывает постоянную тревогу, подогреваемую теми же средствами массовой информации. Дети снова и снова остаются в своих переживаниях страха перед всемогущими злыми силами одни, под защитой только брызгалки и чеснока. Как им преодолевать свои страхи, кто придет им на помощь, кто предложит иную картину мира? Вопрос остается открытым. Одному или двум школьным психологам с этой задачей явно не справиться. Монстрам можно было бы противопоставить мир ангелов, но дети о них ничего не знают. Представление о духовном у подавляющего большинства младших школьников ограничено служителями тьмы: привидениями, вампирами и чародеями. Такой образ мира предлагает им телеэкран. Но у детей есть потребность в другой духовности, и они порой неосознанно ищут в ней противопоставление миру зла. Живейший отклик находят у них религиозные темы. Некоторым хочется, чтобы их окрестили и водили в церковь, хотя родителей эти темы не интересуют. Другие трогательно признаются, что пытались молиться, когда болели или когда было страшно дома одним. Но всем им не к кому обратиться за разъяснениями, некому развивать их духовно, и они опять остаются со своими вопросами и страхами один на один, защищаясь брызгалками и чесноком от монстрического мира, который навязывают взрослые. Сорокина Вероника Васильевна, кандидат психологических наук, психолог начальной школы, старший научный сотрудник лаборатории инструментальных методов в психологии Московского городского психолого-педагогического университета Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования (декабрь N10/2007 - d.директор школы (www.direktor.ru) |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |