Эссэ "Личное письмо начинающему педагогу психологу" Дорогой друг! Как и ты сегодня, 9 лет назад я пришла в систему дошкольного образования молодой, неопытной вчерашней студенткой, и чувствовала в себе огромные силы для того, чтобы воплотить свои идеи и замыслы в реальность. Но, осознав в дальнейшем ту ответственность, которая легла на мои плечи за жизнь и будущее маленького человека, испытала страх. Передо мной стояли маленькие дети, которые ждали от меня нового, интересного и увлекательного путешествия в мир Детства. Думаю, ты тоже испытываешь сейчас волнение и тревогу, и вопросов у тебя больше, чем ответов. Это вполне естественно и нормально. Я постараюсь помочь тебе, как в своё время поддержали меня советом более опытные педагоги. Как не обмануть ожидания детей и взрослых и смогу ли я стать для них настоящим другом?! Эти вопросы стали главной основой для становления меня - как педагога, не только друга, но и помощника маленького человека. Быть источником знаний, давать их детям не так то трудно, если не вкладывать в это душу. Труднее всего завоевать доверие маленького человека, который чутко распознает всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчения, сказка о том, что добро всегда должно победить зло. В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Ты, конечно, знаешь, что сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество и деятельность. Каждому из нас, взаимодействуя с миром необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи: - создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей; - обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса; - содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения. Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Если ты спросишь меня "Что самое трудное в нашей профессии?", то я отвечу следующее: Очень сложно искать новые формы и методы работы, разбираться в законах человеческого сознания, но ещё труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянуться дети и взрослые. Ведь согласись, легче всего показать ребёнку, как выполняется действие, чем создать ему условия для самостоятельного овладения и поиска решения поставленной задачи. Легче накричать и ребёнок подчиниться, и выполнит наше требование, сложнее, предоставить ему право выбора. Исходя из этого, я выработала требования, которые предъявляю к себе, своим коллегам и родителям детей: - Прежде всего, надо любить детей, только тогда мы сможем понять их. - Надо быть сдержанным и терпеливым. Развитие человека не терпит суетливости и нервности. - Если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения и у ребёнка и у взрослого человека. - Надо доверять детям. Это поможет их взрослению. - Надо воспитывать в себе обязательность. Данное слово, но не выполненное разрушает мой авторитет как психолога. - Хранить детские тайны. Это рождает доверие между взрослым и ребёнком. - Не требовать от ребёнка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. - Выражать недовольство собой, своей деятельностью, если что-то не получается у ребёнка. - Искать разные методы и способы, чтобы научить его, тому, что знаешь и можешь сам. - И самое главное требование, это "Не навреди". От нашего с тобой отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром. Какими я вижу результаты своей деятельности? Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеет переживать за другого. Маленький человек смотрит на меня доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, сказочный мир в котором он непременно принц или маленькая принцесса. Я каждый день стараюсь не обмануть его ожиданий и веду его по дороге добра и радости, сотрудничества и творчества. И каждый день я прихожу в свой детский сад с чувством, что меня там ждут. От того насколько я нужна своим маленьким друзьям, коллегам и родителям зависит то, насколько я профессионал своего дела. Не встать над ним, не быть под ним, а стоять на одном уровне с ним и идти с ним вместе по дороге ведущей в счастливое будущее. Если тебе не безразлично будущее маленького человека, и ты готов нести за это ответственность, то ты правильно выбрал свой профессиональный путь. Не падай духом, если, что-то не получается, опыт приходит с годами. Будь, целеустремлён, терпелив, проявляй доброту, излучай тепло, общайся с людьми. Это поможет тебе в твоём становлении педагога-психолога и Человека. Удачи тебе! педагог-психолог МДОУ ЦРР "Радуга" с. Амга, Республика Саха (Якутия) Иванова Ирина Валерьевна |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |