Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Психологическая служба /
   
Положение о службе практической психологии в системе образования Республики Саха (Якутия)
13.08.2007 15:45


Утверждено решением коллегии МО РС(Я) 08.06.07

(приказ МО РС(Я) N 01-08/1188 от 18.06.07 г.)

Положение о службе практической психологии

в системе образования Республики Саха (Якутия)

           

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее  Положение  служит правовой и организационно-методической основой, определяющей структуру и порядок управления  службой  практической   психологии  в  системе образования Республики Саха (Якутия) (далее - Служба).

1.2. Служба практической психологии образования является неотъемлемой составной частью системы образования Республики Саха (Якутия), отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы развития.

1.3. Служба содействует реализации основных принципов государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступности и непрерывности образования, сохранения  и укрепления психологического здоровья всех субъектов.

1.3. Под  Службой  понимается  организационная структура, в состав которой входят психологические службы образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), школьные консилиумы, общественные наркологические посты, другие учреждения (центры) в системе образования, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

1.4. Служба руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Конвенцией о правах ребенка N44/25 от 20.11.89г., "Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России", Концепцией развития психологической службы образования РС(Я), нормативными актами федеральных и республиканских государственных органов власти и управления, приказами и иными нормативными документами соответствующих государственных и муниципальных органов управления и настоящим Положением.

1.5. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования РС(Я), муниципальных образований республики, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность Службы.

1.6. Педагоги-психологи Службы работают в тесном контакте со специалистами учреждений здравоохранения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и прокуратуры, представителями общественных организаций, оказывающих образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников).

II. Основные цели и задачи деятельности Службы

2.1. Главная цель Службы практической психологии в системе образования -создание условий для психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

2.2. Задачи Службы:

·        психологический   анализ   социальной   ситуации   развития   в образовательных учреждениях,  выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

·        сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;

·        содействие формированию у обучающихся способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;

·        профилактика проявлений отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальное) у обучающихся;

·        содействие педагогам, родителям в воспитании обучающихся, в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе;

·        содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных  учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии;

·        участие  в  комплексной  психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных  программ  и проектов,  учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.

 

 III. Основные направления деятельности Службы

Основными направлениями деятельности службы практической психологии в системе образования РС(Я) являются:

3.1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса (педагогов и руководителей системы образования, учащихся, их родителей и опекунов) - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.

3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на разрешение психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации жизненного пути и профессионального самоопределения.

Психологическая помощь  участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

·        психологическая профилактика - осуществление целенаправленной систематической работы по своевременному предупреждению возможных отклонений в поведении и развитии личности обучающихся, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

·        Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности.

·        Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

·        Психологическая коррекционная работа - систематическая целенаправленная помощь детям, отнесенным к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на снижение или устранение отклонений в физическом, психическом развитии; а также участие в разработке, апробации и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.

·        профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

3.3. Психологическое проектирование - разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории,  культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути.

3.4. Психологическая экспертиза -  оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов  и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

 

IV. Организационная структура Службы

4.1. Республиканский уровень.

Общее руководство Службой практической психологии в системе образования в РС(Я) и ответственность за ее организацию на республиканском уровне возлагается на первого заместителя министра образования Республики Саха (Якутия). В состав Системы психологического обеспечения образования  на республиканском уровне входят:

·        специалист (отдел) министерства образования РС(Я), курирующий деятельность республиканской системы психологического обеспечения образования - организует и контролирует деятельность Службы практической психологии в системе образования республики, обеспечивает ее информационное и организационное единство на уровне республики; организует выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих эту деятельность; организует разработку и реализацию республиканских нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляет контроль за их выполнением; подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в республиканские проекты и программы развития образования; участвует в экспертной оценке деятельности специалистов, курирующих Службу на муниципальном уровне, и специалистов республиканского ППМС-центра; организует и совместно с учреждениями психологической службы проводит социопсихологический мониторинг республиканской образовательной системы; проводит совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам Службы.

·        республиканское образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (республиканский ППМС - центр) - осуществляет первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса республики; анализирует  состояние психологического здоровья детей в системе образования,   предоставляет  необходимую информацию в министерство образования РС(Я) для принятия  управленческих решений; реализует специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляет психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях  республики, участвует в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляет информационное, организационное и методическое обеспечение деятельности  педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и муниципальных ППМС-центров. Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия является структурным подразделением Республиканского ППМС-центра.

4.2. Муниципальный уровень.

Общее руководство Службой на муниципальном уровне и ответственность за ее организацию возлагается на  заместителей начальников муниципальных органов управлений образованием. В состав Службы практической психологии в системе образования на муниципальном уровне входят:

·        специалист (отдел) в муниципальных управлениях образованием, курирующий деятельность Службы практической психологии в системе образования - организует и контролирует деятельность Службы на уровне муниципального образования, обеспечивает информационное и организационное единство психологических служб и отдельных специалистов-психологов в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; организует выполнение федеральных, республиканских и иных нормативных документов, издает приказы, распоряжения и другие документы по вопросам Службы на муниципальном уровне; осуществляет контроль за их выполнением; участвует в экспертной оценке деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений и муниципальных ППМС-центров; организует и совместно со специалистами проводит социально-психологический мониторинг  образовательной системы; проводит совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам Службы; руководит методическим объединением педагогов-психологов образовательных учреждений района (города), занимающимся распространением и обобщением опыта работы педагогов-психологов.

·        районные (городские) образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) - осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют  состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления  и предоставляют  необходимую  информацию  муниципальному управлению образованием для принятия  управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют экспертную психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях  своего района (города), участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное, организационное и методическое обеспечение деятельности  педагогов-психологов общеобразовательных учреждений на территории своего района (города). Районная (городская) психолого-медико-педагогическая комиссия является структурным подразделением районного (городского) ППМС-центра.

·        другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса (муниципальные образовательные учреждения всех типов  и видов при управлении образованием) - осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;

·        районные (городские) ПМПК (при отсутствии муниципального ППМС-центра) - обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.  

4.3. Образовательное учреждение (за исключением ППМС-центров).

На уровне образовательного учреждения (первичное звено) общее руководство системой психологического обеспечения возлагается на руководителя образовательного учреждения.

В состав Службы практической психологии в системе образования на уровне образовательного учреждения   входят:

·        психологическая служба образовательного учреждения - структурное подразделение образовательного учреждения общего и дополнительного образования различных форм собственности, типов и видов, в состав которых входят два и более специалиста с высшим психологическим образованием (из расчета 1 педагог-психолог на 250 обучающихся (воспитанников), но не менее 1 ставки на одно учреждение), обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют  с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и республиканскими, муниципальными структурными единицами Службы с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся (воспитанникам).

При отсутствии условий для создания психологической службы в  образовательном учреждении вводится должность  педагога-психолога (психолога) - специалиста,  который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся (воспитанникам)  в соответствии со своей профессиональной подготовкой, исходя из сформулированного в должностных обязанностях запроса администрации образовательного учреждения. Педагог-психолог взаимодействует с  республиканскими, муниципальными структурными единицами Службы с целью организации системы психологического обеспечения образовательного процесса.

Педагог-психолог образовательного учреждения (при отсутствии психологической службы в образовательном учреждении) по административной линии подчиняется заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе, а по профессиональной линии - руководителю методического объединения педагогов-психологов (психологов) соответствующего уровня.

·        Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений - осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту учащегося; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.  

·        Общественные наркологические посты (наркопосты) образовательных учреждений - проводят первичное выявление лиц группы риска среди учащихся,  осуществляют комплекс мероприятий по первичной профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди учащихся, педагогов, родителей, ведет индивидуальную воспитательную работу по устранению проявлений аддиктивного поведения.

 

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.