Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Планирование работы /
   
Седых Т.К., заведующая библиотекой МОБУ СОШ N 7 г. Якутска "Профилактика правонарушений несовершеннолетних"
05.02.2015 13:13


Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Седых Т.К., заведующая библиотекой МОБУ СОШ N 7 г. Якутска



Прежде чем проклинать тьму, зажги свечу.
Восточная мудрость.



В век современных технологий и научно-технического прогресса получить хорошее образование очень важно, но говоря словами В.Г.Белинского: "всех выше должно стоять образование нравственное".
"Жизнь устраивает человеку экзамен на каждом шагу, - писал В.А.Сухомлинский, - и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью", так как многое при решении проблем зависит от его мировоззрения - отношения к действительности и месту человека в современном мире и обществе.
Семья, школа, общественность должны помочь детям сформировать гражданскую позицию, воспитать чувство собственного достоинства, основанного на знании своих прав и обязанностей, научить соизмерять свои желания и поступки с интересами общества.
Школа как социальный институт общества готовит будущих граждан, которые должны быть не только образованными, но и культурными, здоровыми физически, психически, духовно и социально; должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Поэтому именно на педагогов возложена особая ответственность за формирование позитивного мировоззрения, активной жизненной позиции, нравственных устоев и привычек поведения молодого поколения.
Права. Осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного, психического и физического благополучия. Серьезный недостаток правовой культуры состоит в невоспитанности, незнании законов, низком правовом сознании, что приводит к проступкам, правонарушениям и преступлениям. И не освобождает от ответственности.
С целью формирования сознательного и ответственного отношения к нравственно-правовым проблемам и профилактики правонарушений необходимо в школе знакомить учащихся с общепринятыми нормами морали и права. В начальных классах целесообразно вести разговор о качествах личности, содействующих развитию правовой культуры: совести, чести, правдивости; знакомить с правами человека. Это помогает осваивать сведения в области права в среднем звене: о конституционных правах и обязанностях граждан, о причинах и последствиях правонарушений и преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних. Старшеклассникам знания основ правовой культуры помогут принять право как систему установленных государством общеобязательных правил поведения в деловых, дружеских, семейных отношениях, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.
Этикет. В школу часто приходит ребенок, лишенный элементарных привычек и поведенческих навыков социальной культуры, поэтому некоторые школы включают своеобразные уроки этикета, ставящие цель: оснастить подрастающее поколение необходимыми социальными формами общения с окружающем социуме.

Учителям начальных классов надо учесть, что у детей, ставших учениками, появляются познавательные потребности, которые они не могут удовлетворить дома, особенно, если в семейной микросреде низкий уровень культуры поведения и культуры взаимоотношений. Большое значение приобретает оценка учителем их деятельности и поведения, мнение товарищей по классу. У ребят в этом возрасте моральное сознание находится преимущественно на нравственных представлениях. Они воспринимают и осмысливают лишь отдельные стороны содержания какого-либо понятия на основе фактов или примеров бытового, повседневного поведения. Поэтому знакомить с этикетом в начальной школе должен учитель, причем конкретно-предметно: в столовой, на уроке, на перемене, в кино, в походе и т.д., а конкретные ситуации разбирать (драка, ссора, жалобы и т.п.). Восприятие учащихся младшего школьного возраста происходит путем эмоционального переживания, поэтому необходимо обогащать их знания яркими примерами, вводя элементы нравственности на уроке, в игре, викторине. Можно использовать сказки и другие литературные произведения, в которых сюжеты и рисунки связаны с нравственно-этическими проблемами. Например, мир сказки выступает как один из способов представления реальной жизни. Все это позволяет легче знакомить детей с нравственными ценностями окружающего мира и требованиями этикета.
Уроки этикета как таковые с 5 класса учителями уже не проводятся, разговор на эту тему ограничивается рамками классного часа. И подчинить поведение подростка, имеющего поверхностные сведения об этикете, требованиям культуры поведения сложно, если он видит низкий уровень поведения окружающих его людей. В этом возрасте формируется сознательное отношение к себе как члену общества, самопознание, самооценка. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях со сверстниками.
Надо учесть, что отношения с товарищами находятся в центре жизни подростков, во многом определяя все стороны их поведения и деятельности. Им важно не просто быть рядом со сверстниками, а занимать среди них удовлетворяющее их положение, нравиться другим, утверждать свое "Я" среди товарищей. Повышенная по этому поводу чувствительность - основная причина недисциплинированности. Действительно, незнание этикета, неумение вести себя в обществе приводят подростка в своеобразный тупик, в котором формируется комплекс неполноценности. Недовольство собой, отношениями с другими людьми у подростка является стимулом к развитию потребности в ориентирах поведения и общения, росту интереса к вопросам нравственности и потребности в самовоспитании. Стремление подростков более углубленно понять себя, интерес к психологическим переживаниям других людей и своим собственным дают возможность педагогу "проронить семена" нравственности в благодатную "почву". Задача состоит в том, чтобы разъяснить смысл этикета во взаимоотношениях и судьбе человека, нацелить на то, что культура общения - главное условие и способ существования, развития человека, что этикет для человека - достойная форма взаимоотношений, и необходимо искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими.
У старшеклассников происходит переход самосознания на другой качественный уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, перерастании частных самооценок, отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. Имея уже достаточный запас знаний и жизненных наблюдений, для них важнее понять философию этикета, чем развить умение; воспитание уступает место самовоспитанию и этикет становится делом самого старшеклассника: принимать или не принимать общечеловеческие ценности. Здесь задача педагога - убедить в том, что соблюдение этикета имеет первостепенное значение в жизни человека, способствует удаче и успеху в деловых, дружеских и интимных контактах; что достойное поведение - основа человеческих отношений. Завершая подготовку к самостоятельной жизни, правила этикета должны стать для выпускника естественным способом общения и единственным возможным способом поведения. "Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие ему доставляет жизнь" - писал А.П.Чехов.

Безопасность. У многих детей отсутствуют навыки разумного и грамотного поведения в повседневной жизни и опасных ситуациях, когда возникает угроза жизни и нанесения ущерба физическому и психическому здоровью. Поэтому возрастает роль и ответственность общеобразовательного учреждения за приобретение учащимися знаний по защите здоровья, достоинства и жизни в неблагоприятных, угрожающих обстоятельствах. Пользуясь инстинктом самосохранения и чувством здравого смысла, основанным на приобретенных знаниях и жизненном опыте, ребенок не совершит непоправимых ошибок, которые могут привести к негативным последствиям. Именно педагоги и родители, с целью формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, должны обучить детей распознавать потенциальные опасности, адекватно оценивать степень своей защищенности, принимать меры предосторожности, самостоятельно определять и использовать способы физической и психологической защиты.
Основная задача обучения в начальных классах - используя детскую любознательность, систематизировать представления о социальном и природном окружении с присущими им опасностями, развивать чувство осторожности, обучать правилам безопасного поведения дома, на улице, в школе, общественных местах, на природе.
У школьников среднего звена надо расширять и углублять знания основных принципов безопасного поведения в социальной среде и при неблагоприятных обстоятельствах: учитывать и предвидеть опасность; со знанием дела избегать нежелательных последствий; при необходимости, не теряя самообладания, точно и грамотно действовать, проявляя смелость и находчивость, применяя хотя бы простейшие приемы самообороны.
Старшеклассникам, овладевшим определенными знаниями, способствующими психологической готовности к встрече и преодолению социально опасных и криминогенных ситуаций, можно предложить совершенствовать свои физические и психические возможности, ориентировать на использование своих индивидуальных способностей, чувственно-осознанного опыта и эмоционально-волевой саморегуляции для самообеспечения безопасности жизнедеятельности в современном мире и обществе.

Здоровье. Здоровье - неотъемлемое условие в области деятельности человека: материальной и духовной. По мнению отечественных и зарубежных ученых, на наше здоровье влияют следующие факторы: образ жизни, состояние окружающей среды, наследственность и здравоохранение. Исследования ученых убедительно доказывают, что здоровье во многом зависит от образа жизни каждого из нас. Здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление табаком, алкоголем, наркотическими веществами и малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как наличие полезных привычек: занятия спортом, рациональное питание и закаливание - повышают его.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование организма, становление характера. От того, как сложится этот период жизни, в значительной степени зависит дальнейшая жизнь ребенка. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному воздействию вредных привычек. Пренебрежение основными правилами поведения закладывает фундамент для заболеваний, ведущих к инвалидности и преждевременной смерти. Вредные привычки разрушают природный ресурс здоровья и интеллект, делают человека социально опасным для окружающих, стимулируя поиск средств преступным путем. У каждого человека складывается свой стиль поведения, стиль жизни, поэтому необходимо как можно раньше формировать мотивацию, осознанную необходимость заботиться о своем здоровье как источнике физического и морального благосостояния. По этому поводу великий педагог В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". Чтобы молодое поколение было здоровым, а общество полноценным, с целью формирования стиля здорового образа жизни, направленную на поступление правдивой и объективной информации, так как болезнь легче предупредить, чем лечить, недаром народная мудрость гласит: здоровье сгубишь, новое не купишь.
С младшими школьниками надо говорить о рациональности режима дня и общепринятых нормах личной гигиены, а также о вреде никотина, формируя негативное отношение к последствиям табакокурения, мотивируя подчинением этнокультурным требованиям и самосохранением.
Здоровье как социально-психологическая категория - это состояние полного физического, духовного и социального здоровья. Поскольку любой наркотик приводит к деградации личности, делает человека безвольным, неспособным учиться, работать, счастливо жить в семье и обществе, желательно как можно раньше вооружать подростков знаниями о необратимых последствиях алкоголя и наркотиков для здоровья, разума и интеллекта. Необходимо направлять ребят на осознанное решение, добровольный отказ от разрушителей личности, при полной осведомленности о предмете.
Со старшеклассниками целесообразно продолжить обсуждение проблемы наркомании как одной из причин синдрома приобретенного иммунодефицита - заражение СПИДом и гепатитом вируса "В". Проводить беседы по предупреждению стрессовых состояний, отрицательно влияющих на организм и нормальную, полноценную жизнедеятельность человека.
В заключение надо отметить, что профилактические беседы необходимы учащимся, дети "учатся там жить и принимать нужные решения" (Хомякова Наташа, 6 класс.), они "помогут не ошибиться в жизни и уберегут от опасности дома, на улице и везде" (Петрова Света, 7 класс, ), и вообще, "они хоть как пригодятся в жизни" (Чудинов Максим, 8 класс). Беседа дойдет до ума и сердца каждого ученика, если педагог сможет мотивировать заинтересованность детей, учитывая их возрастные и психологические особенности. Разговор на столь серьезные и жизненно-важные темы должен быть не навязчивым и доверительным, содержать правдивую информацию и убедительные доводы, доступные детскому восприятию.

Использованная литература:
1. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов на Дону.2000.
2. Домашняя юридическая энциклопедия. М.1999.
3. Здоровый ребенок в здоровом социуме. М.1999.
4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М., 1998.
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.