Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Профилактика аддиктивного поведения детей /
   
Кто развеет детские страхи?
06.11.2008 10:55


Проведенное в одной из московских школ специальное исследование учеников начальных классов показало, что многие наиболее неблагополучные, проблемные дети, страдающие от отсутствия контактов со взрослыми, подвер­жены страху перед чудовищами. Беда в том, что чаще всего в своих переживаниях дети остаются одни. Кто придет им на помощь? Вопрос остается открытым. Одному или двум школьным психологам с этой задачей явно не справиться. Материал должен заинтересовать не только учителей и ро­дителей, но и администрацию школы. На эту тему полезно провести педсовет, родительское собрание, организовать работу по мониторингу и коррекции психологического состояния младших школьников.

Мой опыт выступлений на педсове­тах и родительских собраниях по­казал, что обе эти аудитории плохо представляют себе, чем занимается пси­холог в школе, с какой "психологической тканью" он работает. Вместе с тем роди­тели совсем не знают своих детей: взрос­лым не до них, они работают, устают, им некогда беседовать с ребенком, вникать в сложный мир его переживаний. Чтобы не чувствовать своей вины, они покупают дорогие игрушки, включают телевизор, и ребенок оказывается недолюбленным, за­пущенным, заброшенным при живых роди­телях, в обеспеченной семье. Уже не семья и не школа воспитывают детей, а средства массовой коммуникации. Взрослые совер­шенно не задумываются, каким содержа­нием наполняются душа и сердце их ре­бенка. Спохватываются, когда уже что-то случилось и бывает трудно помочь - ха­рактер ребенка сформировался.

Угрожающий мир

Младший школьный возраст считается от­носительно спокойным - в отличие от подросткового. Какое распространенное заблуждение! Его причина - недостаточ­ная чуткость взрослых к переживаниям детей. Все дети, становясь школьниками, сталкиваются с теми или иными трудно­стями. У одних они постепенно проходят, а других делают трудно воспитуемыми и трудно обучаемыми. При отсутствии спе­циальной помощи психологическое небла­гополучие этих учеников переходите под­ростковый возраст и нередко создает ос­нову для антисоциального поведения.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, около 20% детей - а это 5-6 человек в каждом классе - нуждают­ся в специальной психотерапевтической, а нередко и медицинской помощи. Учителя не могут справиться с такими детьми, и они становятся основной заботой школьного психолога. Предельно упрощая картину, этих ребят можно разделить на возбуди­мых, то есть гиперактивных, агрессивных, не подчиняющихся школьным требовани­ям, и заторможенных - робких, замкнутых, тревожных, боящихся отвечать на уроках. Поведенческие проявления психологи­ческого неблагополучия у детей многим взрослым хорошо известны. Но что сто­ит за этими симптомами? Что переживают при этом сами дети? Чтобы выяснить это, психологам приходится иметь дело с весь­ма существенной проблемой. Дело в том, что самосознание, рефлексия у ребенка этого возраста еще только начинает фор­мироваться. Детям трудно осознавать свои переживания, а тем более рассказывать о них, и потому очень часто на прямые воп­росы взрослых они дают всего лишь соци­ально желательные ответы.

Психологу приходится решать следую­щие задачи:

  • диагностировать неблагоприятные вари­анты развития детей и проводить коррек­цию отклоняющегося поведения;
  • консультировать родителей, давать реко­мендации по обследованию детей у спе­циалистов смежных областей - невропа­толога и психиатра. Замечу, что количест­во органических расстройств, связанных с мозговыми дисфункциями, возрастает с каждым годом;

  • консультировать учителей и обсуждать вместе с ними педагогические приемы воспитания;
  • вести психологическое просвещение ро­дителей и учителей.

Рисование - наиболее эффективный ме­тод психодиагностики и коррекции в рабо­те с учениками 6-11 лет. Оно увлекает ребенка, быстро раскрепощает и позволяет установить необходимый доверительный контакт. Метафорический язык рисунков несопоставимо полнее, чем словесный, вы­ражает переживания ребенка и раскрыва­ет его подсознание. Для человека крайне важно, чтобы к языку его субъективного мира относились с подлинной серьезнос­тью и эмоциональным включением. Если позиция психолога именно такая, то она вызывает ответное доверие и открытость, что и составляет необходимое условие для психокоррекционной работы.

Изучая внутренний мир переживаний наи­более проблемных, неблагополучных де­тей, я проводила специальное исследова­ние в одной московской школе. При этом среди 300 учеников начальных классов были выявлены 42 психологически небла­гополучных ребенка. Для более детально­го, глубокого анализа из них были отобра­ны шестеро - самых "трудных", по мнению учителей. Выяснялись мнения о детях не только учителей, но и родителей. Получен­ные данные показали, что представления взрослых о трудностях детей не соответ­ствуют по содержанию и интенсивности переживаний внутренней картине небла­гополучия, обнаруженной с помощью спе­циальных психологических методов.

Общим для обследованных мною учеников оказалось отсутствие подлинного контак­та с родителями, дефицит понимания, под­держки, тепла, а главное - родительской любви, недостаток которой сопровождает­ся у детей ощущением покинутости и оди­ночества. Из чувства собственной безза­щитности - своеобразного сиротства - рождаются всевозможные детские страхи. Страхи вообще присущи детям, и некото­рые психологи видят в них только нор­мальное явление, свойственное возрасту. Соглашусь лишь отчасти. Потому что, если эти страхи связаны с угрозой для жизни со стороны разных чудовищ, стали навязчивыми и часто повторяются в снах, перед нами уже симптомы выраженного эмоци­онального неблагополучия.

Страх чудовищ- это метафорическое выражение неосознаваемого страха быть поглощенным всепожирающим существом, то есть страха смерти. Переживания утраты родителей (в сочиняемых детьми рас­сказах часто встречаются темы: "родите­ли исчезли", "уехали за границу", "ушли в лес и заблудились"), чувства одиночест­ва и, главное, отсутствие средств защи­ты от угрозы. Весь этот комплекс детских переживаний можно обобщенно назвать экзистенциальным страхом. Он определя­ет образ мира ребенка, гиперболизирует опасности. Угрожающая оценка мира рас­пространяется, естественно, и на школу, создавая установку на соответствующее восприятие учителей. Ребенок, не имею­щий базовой родительской защиты, испы­тывает тревогу, страх, находится в посто­янном нервном напряжении. У него стра­дает способность сосредотачиваться, быть внимательным, он рассеян, что не может не сказываться отрицательно на результатах учебы. Неудовлетворенная потребность в любви и принятии может компенсиро­ваться защитным поведением. Самыми распространенными формами такого пове­дения в начальной школе являются фанта­зирование, мечтание - у одних и утверж­дение собственного физического превос­ходства, агрессивность - у других.

Переживание страхов детьми - наиболее распространенная проблема, с которой сейчас обращаются родители к психоло­гу. Часть детских страхов имеет конкрет­ную предметную отнесенность и связана с реальными событиями, вызвавшими  сильное эмоциональное потрясение. К ним  относятся , например, страх собак, страх лечения зубов. Другая часть мало соотносится с реальным миром, но по остроте переживания может превосходить первую группу. Речь идет о страхе иррациональ­ного: чудовищ, вампиров, темноты, при­видений, инопланетян, мумий, скелетов. Большинство родителей, воспитателей, учителей даже не подозревают, насколь­ко глубоки и остры бывают эти пережива­ния детей. Обнаруживая подобные стра­хи, взрослые обычно пытаются присты­дить ребенка, апеллируя к его возрасту или полу: "Ты уже такая большая, а боишь­ся!", "Не будь девчонкой, не трусь!" Одна­ко в результате такого воздействия страх, как правило, не изживается, а прячется от посторонних глаз, заставляя ребенка по­рой невыносимо страдать, вызывает кош­марные сновидения, о которых он боится рассказать старшим.

Длительные страхи испытывают дети в тех семьях, где нет доверительных отношений между взрослыми и детьми, где родите­ли всерьез не воспринимают пережива­ния детей или даже осуждают, высмеива­ют их. В этом случае профессиональная помощь психолога является совершенно необходимой.

Среди монстров

Влияние средств массовой коммуникации на детей не было специальной задачей мо­его исследования, и все же оно прояви­лось как некий "сухой остаток" при по­иске источников возникновения страхов. Страх злых существ - "самый страшный". По представлениям детей, привидения и монстры охотятся на ребенка, могут про­никать сквозь стены и преграды, чтобы за­пугать, а потом съесть или унести на свою планету (в свое царство), превратить в ко­го-то страшного, заколдовать, пить кровь. Чудовища преследуют чаще всего в тем­ноте, после просмотра конкретных теле- и видеофильмов. Действительно, содержа­ние многих зарубежных фильмов, даже ес­ли они преподносятся в рубрике "Детям",  связано с миром темных духов, чародеев, волшебников. Такая магическая картина мира активно и агрессивно навязывается маленькому зрителю.

Чрезмерно динамичные зарубежные фильмы, особенно мультипликационные, не только дают искаженную, угрожающую, оккультно-магическую картину мира. Раз­рушение, агрессия, беспрерывные транс­формации персонажей, ненормальные, уродливые психопатические выражения лиц, резкие, судорожные движения, пос­тоянные взрывы приучают к ощущению расшатанности мира. Разрушение стано­вится нормой, отсутствие опоры в мире - обыденностью.

Прибавим сюда кровоточащие скелеты из компьютерных игр и "модные" детские игрушки: роботы-трансформеры; весьма странные по своим пропорциям куклы, для переодевания которых требуется расчле­нять тело; скелеты с "чупа-чупсом" в зу­бах: нажмешь кнопку - вылезают глаза и отваливается челюсть: бери конфету; ле­денец в виде человеческого глаза или че­люсти с зубами. Можно перечислять и пе­речислять...

Некоторым родителям все это кажется не­серьезным, смешным "приколом", они не задумываются о разрушительном влиянии такой продукции на психику ребенка и не­предсказуемых последствиях. Не есть ли чрезмерная возбудимость и агрессивность детей ответом, защитной реакцией на весь этот"монстрический поток", мир без опор, в который их помещают взрослые?

Если ребенок осмелится нарисовать пуга­ющее его существо, то все признаки пе­реживания страхов отразятся в рисунке. И многие дети отказываются изображать на бумаге что-либо из своих переживаний: настолько им страшно приблизиться к пу­гающему объекту.

А что можно противопоставить миру злых вампиров, привидений, кровоточащих скелетов? Как справиться со страхами? Средств преодоления страхов телевидение не дает. На эти вопросы следуют самые не­ожиданные ответы самих детей: побрыз­гать из брызгалки для утюга в сторону при­видения; натереться чесноком; спрятаться под одеяло; надеть специальный браслет или кольцо. Трое ответили, что можно про­честь молитву. Трое или четверо сказали, что просят родителей зажечь свет. Среди интеллектуально развитых детей одни бо­ятся, что Земля столкнется с метеоритом и они останутся на осколке планеты без ро­дителей. Другие боятся глобального изме­нения климата, возникновения торнадо... Все тот же страх смерти, только в иной, бо­лее "взрослой" форме. Но решения, как быть, нет и у них.

Нередко телестрах усугубляется неблаго­приятной, напряженной семейной обста­новкой, например, разводом родителей. Чрезмерная загруженность взрослых то­же вызывает постоянную тревогу, подог­реваемую теми же средствами массовой информации. Дети снова и снова остают­ся в своих переживаниях страха перед все­могущими злыми силами одни, под защи­той только брызгалки и чеснока. Как им преодолевать свои страхи, кто придет им на помощь, кто предложит иную картину мира? Вопрос остается открытым. Одному или двум школьным психологам с этой за­дачей явно не справиться.

Монстрам можно было бы противопоста­вить мир ангелов, но дети о них ничего не знают. Представление о духовном у подав­ляющего большинства младших школьни­ков ограничено служителями тьмы: при­видениями, вампирами и чародеями. Та­кой образ мира предлагает им телеэкран. Но у детей есть потребность в другой ду­ховности, и они порой неосознанно ищут в ней противопоставление миру зла. Жи­вейший отклик находят у них религиозные темы. Некоторым хочется, чтобы их окрес­тили и водили в церковь, хотя родителей эти темы не интересуют. Другие трогатель­но признаются, что пытались молиться, когда болели или когда было страшно до­ма одним. Но всем им не к кому обратить­ся за разъяснениями, некому развивать их духовно, и они опять остаются со сво­ими вопросами и страхами один на один, защищаясь брызгалками и чесноком от монстрического мира, который навязыва­ют взрослые.

Сорокина Вероника Васильевна, кандидат психологических наук, психолог начальной школы, старший научный сотрудник лаборатории инструментальных методов в психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования (декабрь N10/2007 - d.директор школы (www.direktor.ru)

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.