Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Профсоюз работников образования / Председателю профкома ОУ /
   
О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений
01.11.2008 10:03


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
ПРИКАЗ
01.03.2004                                  Москва                                 N945
О режиме рабочего времени и времени отдыха
работников образовательных учреждений
В целях установления при применении постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработ­ной платы) педагогических работников образовательных учреждений" единого подхода в регулировании режима рабочего времени и времени от­дыха работников образовательных учреждений с учетом особенностей их труда в течение учебного года и в каникулярный период, период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпиде­миологическим, климатическим и другим основаниям
приказываю:
1.    Утвердить согласованное с Министерством труда и социального раз­вития Российской Федерации и Профсоюзом работников народного об­разования и науки Российской Федерации прилагаемое Положение о ре­жиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.
2.    Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на перво­го заместителя Министра Г.А.Балыхина.
И.о. Министра                                                         В.М. Филиппов
 
 
 
 
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования России от 01.03.2004 N945
ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений
I. Общие положения
1.1.  Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работни­ков образовательных учреждений (далее - Положение) устанавливает по­рядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работ­ников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений
различных типов и видов.
1.2.  Режим рабочего времени и времени отдыха работников образова­тельных учреждений определяется с учетом режима деятельности образо­вательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, вос­питанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона,
сменности учебных занятий и других особенностей работы образователь­ного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективным договором, раз­рабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми, настоящим Положением.
1.3.  Режим работы руководителей образовательных учреждений, их за­местителей, других руководящих работников определяется с учетом необ­ходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного уч­реждения.
1.4.  Для педагогических работников, выполняющих свои обязаннос­ти непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не ус­танавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечива­ется возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися,
воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой целипомещении.
II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей,
педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей
образовательных учреждений в период учебного года
(Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего про­фессионального и дополнительного профессионального образования определены в разде­ле VII настоящего Положения.)
2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателя­ми, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образо­вания (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только
для выполнения педагогической работы, связанной с преподаватель­ской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими ра­ботниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в тече­ние рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих препо­давательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) незави­симо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между
каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству ча­сов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводи­мых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпи­демиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в уста­новленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий не установленные пере­рывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой пе­дагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутренне­го трудового распорядка образовательного учреждения.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих препо­давательскую работу, требующую затрат рабочего времени, которое неконкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обя­занностей,  предусмотренных уставом образовательного учреждения и
правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учрежде­ния, тарифно-квалификационными характеристиками,  и регулируется
графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и может быть связана с:
выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагоги­ческих, методических советов, с работой по проведению родительских со­браний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других меро­приятий, предусмотренных образовательной программой;
организацией и проведением методической, диагностической и кон­сультативной помощи родителям или лицам их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их ин­дивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семей­ных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
дежурствами в образовательном учреждении в период образователь­ного процесса, которые при необходимости могут организовываться в це­лях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением ре жима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дис­циплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между, занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитан­ников различной степени активности, приема ими пищи. При составле­нии графика дежурств педагогических работников в образовательном уч­реждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образова­тельного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогическо­го работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допу­скать случаев длительного дежурства педагогических работников, де­журства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагоги­ческие работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работай ков обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процес­сом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руковод­ство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогиче­ских работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учеб­ных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регули­руемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготов­ки к занятиям и т.п.
2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспе­чена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О про­должительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Формой догрузки может являться педагогическая работа без допол­нительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных заня­тий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицин­ским заключением, работа по классному руководству, проверке пись­менных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и дру­гая педагогическая работа.
2.6.  Режим рабочего времени учителей 1-х классов определяется с учетом Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразова­тельных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 (утверждены постановлени­ем Главного государственного санитарного врача Российской Федера­ции от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпиде­миологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02"; пункт 2.9.5СанПиН), предусматривающих в первые два месяца "ступенчатый" ме­тод наращивания учебной нагрузки, а также динамическую паузу, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится один раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.
2.7. Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учрежде­ний, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них при­чинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным про­граммам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года учебная на­грузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количест­вом часов пропорционально сохраняемой им заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической работы, предус­мотренной в п. 2.3. настоящего Положения.
III. Разделение рабочего дня на части
3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работ­ников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются за исключением случаев, предусмот­ренных настоящим Положением.
3.2.   При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непре­рывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, вос­питанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
3.3.В исключительных случаях в образовательных учреждениях с круг­лосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы- интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется вос­питательная и учебная деятельность в течение дня, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу и группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разде­лением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд,
с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в по­рядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Перерывы в работе, связанные с выполнением воспитателями педаго­гической работы сверх норм, установленных за ставку заработной платы, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.
3.4.      В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусма­тривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с пе­рерывом более 2 часов режим их работы с разной ежедневной продолжи­тельностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся : часы после их окончания, имея в виду установление суммиро­ванного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесяч­ной нормы часов за учетный период.
IV.                           IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период
4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установ­ленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополни­тельными отпусками работников (далее - каникулярный период), явля­ются для них рабочим временем.
4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют пе­дагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3. настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке. Учителя, осуществ­ляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицин­ским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индиви­дуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
4.3.  Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определя­ется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необхо­димого для выполнения других должностных обязанностей.
4.4.  Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживаю­щего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в уста­новленном законодательством порядке могут привлекаться для выполне­ния хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.
4.5.       Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпа­дающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комис­сий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к органи­зации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графи­ками работ с указанием их характера.
V. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся  воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педа­гогических и других работников образовательного учреждения.
5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреж­дению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим ос­нованиям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в поряд­ке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.
VI. Режим рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий
6.1.   Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца, в оздоровительные образовательные лагеря и дру­гие оздоровительные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе об­щеобразовательных и других образовательных учреждений, определяется в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.
6.2.Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оз­доровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреж­дения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскур­сий, путешествий в другую местность может иметь место только с согла­сия работников.
Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с уче­том выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего тру­дового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, кол­лективным договором.
6.3.   Режим рабочего времени работников образовательных учреждении из числа плавсостава учебных судов клубов юных моряков, речников, мор­ских центров и других образовательных учреждений такого профиля при на­хождении их в плавании с обучающимися на борту и во время стоянок опре­деляется в соответствии с особенностями, установленными для соответству­ющих категорий работников речного и морского флота, а также с учетом вы­полнения обязанностей по руководству плавпрактикой обучающихся.
VII. Режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
7.1.   Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподава­тельского состава образовательных учреждений высшего профессиональ­ного образования и образовательных учреждений дополнительного про­фессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследова­тельской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учеб­но-методической, организационно-методической, воспитательной, физ­культурной, спортивно-оздоровительной работы.
7.2.   Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.  Объем  преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профи­ля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году - в обра­зовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году - в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалифи­кации) специалистов.
7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с на­учно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструк­торской работой, а также учебно-методической, организационно-методи­ческой, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной де­ятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.
Правила Внутреннего трудового распорядка образовательного учреж­дения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
                VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений
8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часо­вой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового рас­порядка образовательного учреждения с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения от­четной документации, а также повышения своей квалификации. Выполне­ние указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
8.2. В дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часо­вым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусма­тривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их - ра­бочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обес­печиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учеб­но-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемом правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учрежде­ния и иными локальными актами.
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.