Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Приоритетный национальный проект "Образование" / Стимулирование инновационных образовательных учреждений /
   
КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ?
31.01.2007 12:21


БУДУЩИМ ПОБЕДИТЕЛЯМ КОНКУРСОВ

КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ?

М.Б. Пильдес, народный учитель Российской Федерации, директор гимназии N 56 Санкт-Петербурга

(статья размещена в пилотном выпуске информационно-методического  журнала АПКиПРО "Национальный проект "Образование")

Программа развития - это важнейший стратегический доку­мент образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности. Она может рассматриваться как особая разновидность плана работы школы. Как и другие планы, программа развития в обязательном порядке должна содержать такие составляющие, как аналитическое обо­снование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей. Однако программа развития существенно отличается от традиционного плана рабо­ты школы. Эти отличия, прежде всего, связаны с ее ярко выражен­ной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обес­печения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных ново­введений в образовательном учреждении. Она ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспектив­ных образовательных потребностей.

На сегодняшний день существует несколько подходов к опре­делению структуры программы развития. Опыт образовательных учреждений, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", конкурсов "Лучшая школа России - 2004 и 2005", показывает, что во всякой программе развития должны присут­ствовать следующие структурные компоненты:

1)     информационная справка о школе или анализ актуального состояния образовательного учреждения;

2)     анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению;

3)     описание миссии, целей и задач развития образовательного учреждения;

4)  разработка концепции будущего состояния школы;

5)     проведение проблемно-ориентированного анализа путей развития образовательного учреждения;

6)     планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреждения;

7)     оценка развития образовательного учреждения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

Информационная справка о школе представляет собой текст, в котором излагается важнейшая информация об образовательном учреждении. Ее примерный план представлен ниже.

1.    Краткая характеристика социального окружения школы и ха­рактер его влияния на образовательное учреждение. Описание роли школы в социуме, в территориальной образовательной системе.

2.    Характеристика образовательного процесса и его организа­ционно-педагогическое обеспечение.

  Структура управления образовательным учреждением.

  Содержание образования (основное и дополнительное, реше­ние проблем преемственности в образовательной деятельности); учебные программы (базовые, профильные, углуб­ленного изучения предметов, модернизированные,  авторские и другие) с указанием, в каких классах реа­лизуются.

        Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных  дней в неделе).

3.  Сведения об обучающихся.

   Количественная характеристика обучающихся  на начало и конец текущего учебного года. Краткая (характеристика классов первой, второй и третьей ступеней обучения, их наполнямость.

   При наличии классов коррекционно-развивающего обучения, лицейских, гимназических, углубленного изучения отдельных предметов указыва­ется число этих классов и количество обучающихся в  них..

4.     Уровень обученности школьников по предметам и по классам первой, второй и третьей ступеней обучения за последние три учебных года.

   Результаты промежуточной и итоговой аттеста­ции обучающихся.

   Данные об успешности выполнения обучающи­мися срезовых контрольных работ.

   Данные об участии обучающихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

5.       Оценка воспитательной деятельности за последние три учебных года.

   Оценка педагогами и родителями состояния и результатов воспитательной работы в образова­тельном учреждении. Оценка активности обучающих­ся в жизни школы и класса.

   Данные об учащихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, и о системе профилактической работы с ними.

6.          Данные о здоровье детей.

   Количество практически здоровых детей, детей с ослабленным здоровьем. Распределение по специ­альным группам физического развития и по группам здоровья.

   Статистические данные о заболеваниях детей.

7.      Характеристика социального статуса семей обу­чающихся.

   Количество полных, неполных и многодетных семей; количество детей, имеющих опекуна; количе­ство семей группы риска; количество семей, воспи­тывающих детей-инвалидов; количество малообес­печенных семей; количество семей, воспитывающих детей-сирот, количество детей, имеющих родителей-
инвалидов.

   Социальное положение родителей (рабочие, служащие, безработные и другие категории), их об­разование.

8.      Характеристика педагогических кадров.

   Количество учителей и степень укомплектован­ности образовательного учреждения необходимыми
специалистами, соотношение основных работников и совместителей.

   Данные о квалификации педагогов и их личных достижениях.

   Краткое описание системы работы с педагоги­ческими кадрами.

9.       Характеристика действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитатель­ного процессов, описание подходов к диагностике результатов образования.

10.       Сведения о материально-технической базе школы и ее состоянии.

   Количество учебных кабинетов и лабораторий, мастерских, наличие столовой (количество мест),
кабинетов специалистов (медицинского, психологи­ческого и других), библиотеки, актового и спортив­ного залов, стадиона, спортплощадки.

   Фонд библиотеки (в том числе учебной, мето­дической, научно-популярной, справочной и художе­ственной литературы).

   Наличие технических средств обучения.

11.       Финансовое обеспечение и его источники (бюджетное, внебюджетное, смешанное финансиро­вание).

12.       Взаимодействие школы с различными учреж­дениями и организациями.

Рекомендации по написанию раздела

Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.

В текст программы развития целесообразно вклю­чить обобщенные сведения по наиболее значимым показателям. Второстепенные данные можно офор­мить в виде приложений к программе.

В данном разделе могут быть кратко перечисле­ны основные вехи в истории школы и наиболее зна­чимые ее достижения.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА, АДРЕСУЕМОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Социальный заказ на образование - это отра­жение интересов тех сторон, чьи потребности удов­летворяются в процессе деятельности образователь­ного учреждения.

Характеристика социального заказа по отноше­нию к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

   государственного заказа (определяется нор­мативными документами, в первую очередь государ­ственным образовательным стандартом);

   потребностей обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);

   ожиданий родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирова­ния и т.п.);

   профессионально-педагогических потреб­ностей учителей (выявляются в процессе бесед,
анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);

   требований и ожиданий образовательных учреждений профессионального образования

(определяются в ходе анализа успешности сдачи вы­пускниками вступительных экзаменов в вузы, учреж­дения среднего профессионального образования, анализа отзывов на выпускников) и работодателей.

Следует иметь в виду, что потребности и ожида­ния обучающихся и их родителей подвержены до­статочно быстрым изменениям.

При анализе социального заказа целесообразно обсудить следующие вопросы:

  Кто являлся ранее субъектом выдвижения соци­ального заказа нашему образовательному учрежде­нию, кем они были представлены?

  Каков был характер требований, предъявляемых различными заказчиками?

  К чему, прежде всего, предъявлялись требова­ния: к результатам работы школы (каким именно?),
к содержанию образования, набору предметов, изучаемых в школе, характеру
образовательного
процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?

  Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?

  В какой мере заказчики были удовлетворены уровнем работы образовательного учреждения,
исполнением заказа?

   Появились ли у нас в последнее время новые заказчики?

   Изменялся ли за последнее время характер социального заказа нашему образовательному
учреждению, и если изменился, то как?

   Как мы справляемся с сегодняшним социальным заказом на образование?

   Как оценивают работу образовательного учреж­дения различные заказчики?

   Как может измениться состав заказчиков наше­ го образовательного учреждения, какие новые груп­пы заказчиков могут появиться?

   Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?

   Какие дополнительные ресурсы понадобятся образовательному учреждению для выполнения
нового социального заказа?

   Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?

Итогом прогнозирования должно стать формули­рование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможнос­тями образовательного учреждения и является осно­вой для разработки миссии школы.

Приведем пример описания социального заказа Могойтуйской средней общеобразовательной шко­ле N2 Агинского Бурятского автономного округа -победителя конкурса "Лучшая школа России 2005".

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъектов, участвующих в фор­мировании социального заказа нашему образова­тельному учреждению:

       государство (Россия, Агинский Бурятский авто­номный округ, которые формулируют свой заказ
в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

   учащиеся;

   их родители;

   педагогическое сообщество.

С точки зрения государства, к числу приорите­тов совершенствования школьного образования от­носятся следующие направления:

   оптимизация образовательного процесса с це­лью сохранения физического, психического и духов­но-нравственного здоровья обучающихся;

   усиление роли социально-гуманитарного цик­ла дисциплин, способствующих формированию
духовности и активной гражданской позиции лич­ности, ее интеграции в мировую культуру;

   введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ори­ентации и профессионального самоопределения обучающихся;

   обеспечение условий для развития и станов­ления личности каждого ребенка, проявления и реа­лизации потенциальных возможностей каждого школьника;

   совершенствование системы оценивания учеб­ных достижений учащихся на всех ступенях обучения
и государственно-общественной системы оценки качества образования;

   информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной
грамотности выпускников как основы информацион­ной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений пока­зывает, что они являются актуальными и востребо­ванными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родите­лями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для лич­ностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обес­печила:

   возможность получения ребенком качествен­ного основного общего и среднего (полного) образования;

   качественную подготовку школьников к поступ­лению в учреждения высшего, среднего и началь­ного профессионального образования;

   начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;

   интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

   удовлетворения интересов и развития разно­образных способностей школьников;

   формирования информационной грамотности и овладения современными информационными
технологиями;

   сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

   было интересно учиться;

   имелись комфортные психолого-педагогиче­ские и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  была возможность получить качественное сред­нее образование и начальную профессиональную подготовку;

  имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

  создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществ­ления профессиональной деятельности;

  улучшения материально-технического обеспе­чения образовательного процесса;

  создания условий для творческой самореали­зации в профессиональной деятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Приступая к разработке содержания изменений, которые следует осуществить в образовательном учреждении, необходимо сформулировать (или уточ­нить) его миссию. После этого, исходя из формули­ровки миссии, нужно определить цели и задачи орга­низации.

Миссия в переводе с латыни означает "ответствен­ное задание, роль, поручение". В управленческой на­уке понятие "миссия" представляет собой сформули­рованное представление о том, для чего существует учреждение и в чем заключаются его отличия от ана­логичных организаций. Миссия обеспечивает согла­сование внешних интересов субъектов, которые ока­зывают влияние на школу, и внутренних интересов участников образовательного процесса (администра­ции, педагогического и ученического коллективов).

Следует помнить, что миссия образовательного учреждения по сути своей выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ школы, к которому вы намерены стре­миться. Миссия может быть выражена предельно кратко - в форме лозунга; описана в нескольких предложениях или на нескольких страницах. Она оп­ределяет предназначение именно вашего образова­тельного учреждения, поэтому при ее разработке необходимо учесть мнения педагогов, учащихся, их родителей. Как правило, формулирование миссии требует дополнительных исследований обществен­ного мнения. Кроме того, определяя миссию обра­зовательного учреждения, следует обратить внима­ние на точность, корректность и реалистичность формулировок каждого ее положения и отдельного фрагмента.

В процессе определения миссии образовательно­го учреждения необходимо ответить на следующие вопросы:

  На какой контингент обучающихся школа будет ориентироваться?

  Какие образовательные запросы она будет удовлетворять?

  Какие ресурсы для этого имеются?

  Какие ресурсы необходимо получить для того,   чтобы осуществить задуманное, и насколько это

реально?

Определение миссии образовательного учрежде­ния может быть достаточно длительным процессом. П.Карстанье выделяет три этапа ее разработки:

1) подготовка к формулированию,

2)собственно формулирование,

3) реализация и развитие (уточнение) миссии.

На этапе подготовки к формулированию миссии необходимо:

   сформировать команду разработчиков;

   выявить факторы, которые могут позитивно и негативно повлиять на достижение миссии.

Принято выделять внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на миссию школы. К внешним факторам можно отнести особенности образова­тельной политики в стране и в регионе, состояние рынка труда и образовательных услуг, потребности потенциальных клиентов (характер и структура соци­ального заказа), демографическую ситуацию и т.п. К внутренним факторам относятся организационная культура школы, характер образовательного процес­са и имеющийся у педагогического коллектива опыт его организации, возможности и ресурсы школы.

Анализируя внешние и внутренние факторы, не­обходимо выявить изменяющиеся и неизменные факторы. Для этого нужно ответить на вопрос: "На ка­кие факторы мы можем воздействовать (изменять их), а на какие - нет?"

Результатом данного этапа работы должны стать несколько вариантов предварительной формулиров­ки миссии образовательного учреждения.

На этапе формулирования необходимо пред­ставить на широкое обсуждение подготовленные варианты формулировок миссии школы. Для того чтобы педагогический коллектив увидел свою роль в разработке миссии, важно вовлечь в этот процесс максимальное число учителей. Это способствует осознанию и принятию миссии педагогами.

Перед тем как приступить к реализации миссии, ее необходимо конкретизировать, сформулировав цели деятельности школы. Цели же, в свою очередь, будут конкретизированы в задачах по их достижению и конкретных действиях, направленных на развитие образовательного учреждения.

В настоящее время нет единых правил формули­рования миссии школы. Для того чтобы составить не­которые представления о возможных формулировках миссии школы приведем несколько примеров мис­сий образовательных учреждений.

Миссией образовательного комплекса петербург­ской гимназии N 56 является предоставление мак­симально широкого поля возможностей наибольше­му числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Основным усло­вием успешности развития комплекса является со­четание высокого педагогического профессионализ­ма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллек­тива. Второе - за счет ориентации во взаимодей­ствии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмо­циональной привлекательности процесса обучения.

Миссия экономико-математического лицея N 29 города Ижевска состоит в том, чтобы создать усло­вия для развития учащихся с учетом их возможнос­тей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся гимназии, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.

Миссия Республиканского лицея-интерната села Мясогутово Республики Башкортостан состоит в со­здании условий для получения сельскими школьни­ками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посред­ством индивидуализации образовательного процес­са и внедрения новых образовательных технологий.

На основе миссии образовательного

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.