БУДУЩИМ ПОБЕДИТЕЛЯМ КОНКУРСОВ КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ? М.Б. Пильдес, народный учитель Российской Федерации, директор гимназии N 56 Санкт-Петербурга (статья размещена в пилотном выпуске информационно-методического журнала АПКиПРО "Национальный проект "Образование") Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности. Она может рассматриваться как особая разновидность плана работы школы. Как и другие планы, программа развития в обязательном порядке должна содержать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей. Однако программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия, прежде всего, связаны с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Она ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей. На сегодняшний день существует несколько подходов к определению структуры программы развития. Опыт образовательных учреждений, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", конкурсов "Лучшая школа России - 2004 и 2005", показывает, что во всякой программе развития должны присутствовать следующие структурные компоненты: 1) информационная справка о школе или анализ актуального состояния образовательного учреждения; 2) анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению; 3) описание миссии, целей и задач развития образовательного учреждения; 4) разработка концепции будущего состояния школы; 5) проведение проблемно-ориентированного анализа путей развития образовательного учреждения; 6) планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреждения; 7) оценка развития образовательного учреждения. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ Информационная справка о школе представляет собой текст, в котором излагается важнейшая информация об образовательном учреждении. Ее примерный план представлен ниже. 1. Краткая характеристика социального окружения школы и характер его влияния на образовательное учреждение. Описание роли школы в социуме, в территориальной образовательной системе. 2. Характеристика образовательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение. • Структура управления образовательным учреждением. • Содержание образования (основное и дополнительное, решение проблем преемственности в образовательной деятельности); учебные программы (базовые, профильные, углубленного изучения предметов, модернизированные, авторские и другие) с указанием, в каких классах реализуются. • Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных дней в неделе). 3. Сведения об обучающихся. • Количественная характеристика обучающихся на начало и конец текущего учебного года. Краткая (характеристика классов первой, второй и третьей ступеней обучения, их наполнямость. • При наличии классов коррекционно-развивающего обучения, лицейских, гимназических, углубленного изучения отдельных предметов указывается число этих классов и количество обучающихся в них.. 4. Уровень обученности школьников по предметам и по классам первой, второй и третьей ступеней обучения за последние три учебных года. • Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. • Данные об успешности выполнения обучающимися срезовых контрольных работ. • Данные об участии обучающихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. 5. Оценка воспитательной деятельности за последние три учебных года. • Оценка педагогами и родителями состояния и результатов воспитательной работы в образовательном учреждении. Оценка активности обучающихся в жизни школы и класса. • Данные об учащихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, и о системе профилактической работы с ними. 6. Данные о здоровье детей. • Количество практически здоровых детей, детей с ослабленным здоровьем. Распределение по специальным группам физического развития и по группам здоровья. • Статистические данные о заболеваниях детей. 7. Характеристика социального статуса семей обучающихся. • Количество полных, неполных и многодетных семей; количество детей, имеющих опекуна; количество семей группы риска; количество семей, воспитывающих детей-инвалидов; количество малообеспеченных семей; количество семей, воспитывающих детей-сирот, количество детей, имеющих родителей- • Социальное положение родителей (рабочие, служащие, безработные и другие категории), их образование. 8. Характеристика педагогических кадров. • Количество учителей и степень укомплектованности образовательного учреждения необходимыми • Данные о квалификации педагогов и их личных достижениях. • Краткое описание системы работы с педагогическими кадрами. 9. Характеристика действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов, описание подходов к диагностике результатов образования. 10. Сведения о материально-технической базе школы и ее состоянии. • Количество учебных кабинетов и лабораторий, мастерских, наличие столовой (количество мест), • Фонд библиотеки (в том числе учебной, методической, научно-популярной, справочной и художественной литературы). • Наличие технических средств обучения. 11. Финансовое обеспечение и его источники (бюджетное, внебюджетное, смешанное финансирование). 12. Взаимодействие школы с различными учреждениями и организациями. Рекомендации по написанию раздела Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года. В текст программы развития целесообразно включить обобщенные сведения по наиболее значимым показателям. Второстепенные данные можно оформить в виде приложений к программе. В данном разделе могут быть кратко перечислены основные вехи в истории школы и наиболее значимые ее достижения. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА, АДРЕСУЕМОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Социальный заказ на образование - это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения. Характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов: • государственного заказа (определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом); • потребностей обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов); • ожиданий родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования и т.п.); • профессионально-педагогических потребностей учителей (выявляются в процессе бесед, • требований и ожиданий образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, учреждения среднего профессионального образования, анализа отзывов на выпускников) и работодателей. Следует иметь в виду, что потребности и ожидания обучающихся и их родителей подвержены достаточно быстрым изменениям. При анализе социального заказа целесообразно обсудить следующие вопросы: • Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашему образовательному учреждению, кем они были представлены? • Каков был характер требований, предъявляемых различными заказчиками? • К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы школы (каким именно?), • Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа? • В какой мере заказчики были удовлетворены уровнем работы образовательного учреждения, • Появились ли у нас в последнее время новые заказчики? • Изменялся ли за последнее время характер социального заказа нашему образовательному • Как мы справляемся с сегодняшним социальным заказом на образование? • Как оценивают работу образовательного учреждения различные заказчики? • Как может измениться состав заказчиков наше го образовательного учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться? • Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления? • Какие дополнительные ресурсы понадобятся образовательному учреждению для выполнения • Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа? Итогом прогнозирования должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями образовательного учреждения и является основой для разработки миссии школы. Приведем пример описания социального заказа Могойтуйской средней общеобразовательной школе N2 Агинского Бурятского автономного округа -победителя конкурса "Лучшая школа России 2005". Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъектов, участвующих в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению: • государство (Россия, Агинский Бурятский автономный округ, которые формулируют свой заказ • учащиеся; • их родители; • педагогическое сообщество. С точки зрения государства, к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления: • оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; • усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию • введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся; • обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника; • совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила: • возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования; • качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; • начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы; • интересный досуг детей; а также создавала условия для: • удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными • сохранения и укрепления здоровья детей. Учащиеся хотят, чтобы в школе: • было интересно учиться; • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; • была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку; • имелись условия для освоения современных информационных технологий. Педагоги ожидают: • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Приступая к разработке содержания изменений, которые следует осуществить в образовательном учреждении, необходимо сформулировать (или уточнить) его миссию. После этого, исходя из формулировки миссии, нужно определить цели и задачи организации. Миссия в переводе с латыни означает "ответственное задание, роль, поручение". В управленческой науке понятие "миссия" представляет собой сформулированное представление о том, для чего существует учреждение и в чем заключаются его отличия от аналогичных организаций. Миссия обеспечивает согласование внешних интересов субъектов, которые оказывают влияние на школу, и внутренних интересов участников образовательного процесса (администрации, педагогического и ученического коллективов). Следует помнить, что миссия образовательного учреждения по сути своей выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ школы, к которому вы намерены стремиться. Миссия может быть выражена предельно кратко - в форме лозунга; описана в нескольких предложениях или на нескольких страницах. Она определяет предназначение именно вашего образовательного учреждения, поэтому при ее разработке необходимо учесть мнения педагогов, учащихся, их родителей. Как правило, формулирование миссии требует дополнительных исследований общественного мнения. Кроме того, определяя миссию образовательного учреждения, следует обратить внимание на точность, корректность и реалистичность формулировок каждого ее положения и отдельного фрагмента. В процессе определения миссии образовательного учреждения необходимо ответить на следующие вопросы: • На какой контингент обучающихся школа будет ориентироваться? • Какие образовательные запросы она будет удовлетворять? • Какие ресурсы для этого имеются? • Какие ресурсы необходимо получить для того, чтобы осуществить задуманное, и насколько это реально? Определение миссии образовательного учреждения может быть достаточно длительным процессом. П.Карстанье выделяет три этапа ее разработки: 1) подготовка к формулированию, 2)собственно формулирование, 3) реализация и развитие (уточнение) миссии. На этапе подготовки к формулированию миссии необходимо: • сформировать команду разработчиков; • выявить факторы, которые могут позитивно и негативно повлиять на достижение миссии. Принято выделять внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на миссию школы. К внешним факторам можно отнести особенности образовательной политики в стране и в регионе, состояние рынка труда и образовательных услуг, потребности потенциальных клиентов (характер и структура социального заказа), демографическую ситуацию и т.п. К внутренним факторам относятся организационная культура школы, характер образовательного процесса и имеющийся у педагогического коллектива опыт его организации, возможности и ресурсы школы. Анализируя внешние и внутренние факторы, необходимо выявить изменяющиеся и неизменные факторы. Для этого нужно ответить на вопрос: "На какие факторы мы можем воздействовать (изменять их), а на какие - нет?" Результатом данного этапа работы должны стать несколько вариантов предварительной формулировки миссии образовательного учреждения. На этапе формулирования необходимо представить на широкое обсуждение подготовленные варианты формулировок миссии школы. Для того чтобы педагогический коллектив увидел свою роль в разработке миссии, важно вовлечь в этот процесс максимальное число учителей. Это способствует осознанию и принятию миссии педагогами. Перед тем как приступить к реализации миссии, ее необходимо конкретизировать, сформулировав цели деятельности школы. Цели же, в свою очередь, будут конкретизированы в задачах по их достижению и конкретных действиях, направленных на развитие образовательного учреждения. В настоящее время нет единых правил формулирования миссии школы. Для того чтобы составить некоторые представления о возможных формулировках миссии школы приведем несколько примеров миссий образовательных учреждений. Миссией образовательного комплекса петербургской гимназии N 56 является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Основным условием успешности развития комплекса является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе - за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения. Миссия экономико-математического лицея N 29 города Ижевска состоит в том, чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся гимназии, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем. Миссия Республиканского лицея-интерната села Мясогутово Республики Башкортостан состоит в создании условий для получения сельскими школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий. На основе миссии образовательного |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |