Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Нормативно-правовая база / Законы. Указы. Распоряжения. РФ по образованию /
   
Рекомендации "круглого стола" "Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях"
07.12.2011 14:15


Рекомендации "круглого стола"
"Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и
спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях"


В своих выступлениях участники "круглого стола" отмечают. Формирование физической культуры и здоровья детей является одним из приоритетных направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В настоящее время в системе образования Российской Федерации действуют более 1800 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются более 211 тысяч воспитанников. Для организации занятий спортом действуют 5 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ.
Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, предоставляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития.
Методика преподавания физической культуры детям с ограниченными возможностями здоровья имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы таких детей. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

Работа в этом направлении проводится Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России, Паралимпийским, Сурдлимпийским комитетами
России, Специальной олимпиадой России, общероссийскими федерациями спорта инвалидов.
По согласованию с Минобрнауки России в 2008 году Росспортом направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации "Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта",
регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций,
специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими ограниченные возможности здоровья, независимо от их
ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по
специальностям: 050142 "Адаптивная физическая культура", 034400 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр", "магистр").

Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. N 593 утверждены квалификационные характеристики ряда должностей сферы физического воспитания детей (в том числе "руководитель физического воспитания", "инструктор по физической культуре" и т.д.), предусматривающие для них соответствующие требования в части организации
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При подготовке концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Минобрнауки России предусмотрело реализацию мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством развития физической культуры для детей.
Соответствующие предложения в части обеспечения доступности объектов образования, культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья внесены Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорттуризмом России в соответствии с компетенцией в установленном порядке в проект государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015
годы.
Кроме того, Институтом коррекционной педагогики РАО разработана единая концепция построения "Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья".
Вместе с тем, в организации занятиями физической культурой обнаружен ряд недостатков.
1. Отсутствие соответствующей должности по профилю "Адаптивная
физическая культура" в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
2. Отсутствие квалификационных характеристик по данной должности.
3. Отсутствие санитарно-гигиенических норм и правил, в которых были
бы отражены требования к организации физической культуры для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
4. Отсутствие учебно-методических пособий для воспитанников
(коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре
и формированию навыков здорового образа жизни.
5. Не созданы достаточные условия для организации занятий спортом
детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуют:
1. Министерству образования и науки Российской Федерации:
По итогам "круглого стола" определить необходимый перечень
нормативных правовых актов, рекомендаций и других документов в части
организации физического воспитания в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, включающий:
− предложения о включении в ЕКС должности, связанной с адаптивной
физической культурой и проект квалификационных характеристик по
этой должности;
− предложения по подготовке санитарно-гигиенических норм и правил в
части организации физической культуры в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях;
− предложения по разработке и поставке учебно-методических пособий по
физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни
для воспитанников (коррекционных) образовательных учреждений;
− рекомендации по созданию условий для физического развития
воспитанников специальных (коррекционных) образовательных
учреждений;
− рекомендации по системе оценивания достижений воспитанников-
выпускников специальных (коррекционных) образовательных
учреждений по физической культуре;
− примерную программу по физической культуре для всех типов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
− модульную программу повышения квалификации педагогических кадров
специальных (коррекционных) образовательных учреждений по
формированию физической культуры и оздоровлению детей с
ограниченными возможностями здоровья;
− федеральные государственные требования к специальным
(коррекционным) образовательным учреждениям по минимальной
оснащенности спортивным оборудованием и инвентарем и включение их
в лицензионные требования;
− рекомендации по занятию спортом детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Кроме этого, в целях информационного обеспечения и обмена опытом работы по преподаванию физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях целесообразно на регулярной основе продолжить практику проведения "круглых столов", научно-практических конференций, совещаний, семинаров с привлечением всех заинтересованных сторон, а также обеспечить размещение информации в методических журналах, средствах массовой информации, в сети Интернет.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере образования:
− оказывать научно-методическую помощь образовательным учреждениям в разработке программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в части организации физического воспитания, физической культуры, формирования здорового образа жизни воспитанников;
− определить порядок проведения экспертизы учебно-методических пособий по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
− включать в региональные планы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников вопросы организации физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.