Рекомендации "круглого стола" "Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях" В своих выступлениях участники "круглого стола" отмечают. Формирование физической культуры и здоровья детей является одним из приоритетных направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В настоящее время в системе образования Российской Федерации действуют более 1800 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются более 211 тысяч воспитанников. Для организации занятий спортом действуют 5 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ. Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, предоставляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития. Методика преподавания физической культуры детям с ограниченными возможностями здоровья имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы таких детей. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. Работа в этом направлении проводится Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России, Паралимпийским, Сурдлимпийским комитетами России, Специальной олимпиадой России, общероссийскими федерациями спорта инвалидов. По согласованию с Минобрнауки России в 2008 году Росспортом направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации "Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта", регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими ограниченные возможности здоровья, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 "Адаптивная физическая культура", 034400 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр", "магистр"). Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. N 593 утверждены квалификационные характеристики ряда должностей сферы физического воспитания детей (в том числе "руководитель физического воспитания", "инструктор по физической культуре" и т.д.), предусматривающие для них соответствующие требования в части организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. При подготовке концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Минобрнауки России предусмотрело реализацию мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством развития физической культуры для детей. Соответствующие предложения в части обеспечения доступности объектов образования, культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья внесены Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорттуризмом России в соответствии с компетенцией в установленном порядке в проект государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Кроме того, Институтом коррекционной педагогики РАО разработана единая концепция построения "Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья". Вместе с тем, в организации занятиями физической культурой обнаружен ряд недостатков. 1. Отсутствие соответствующей должности по профилю "Адаптивная физическая культура" в Едином квалификационном справочнике (ЕКС). 2. Отсутствие квалификационных характеристик по данной должности. 3. Отсутствие санитарно-гигиенических норм и правил, в которых были бы отражены требования к организации физической культуры для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 4. Отсутствие учебно-методических пособий для воспитанников (коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни. 5. Не созданы достаточные условия для организации занятий спортом детей с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендуют: 1. Министерству образования и науки Российской Федерации: По итогам "круглого стола" определить необходимый перечень нормативных правовых актов, рекомендаций и других документов в части организации физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, включающий: − предложения о включении в ЕКС должности, связанной с адаптивной физической культурой и проект квалификационных характеристик по этой должности; − предложения по подготовке санитарно-гигиенических норм и правил в части организации физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; − предложения по разработке и поставке учебно-методических пособий по физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни для воспитанников (коррекционных) образовательных учреждений; − рекомендации по созданию условий для физического развития воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; − рекомендации по системе оценивания достижений воспитанников- выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре; − примерную программу по физической культуре для всех типов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; − модульную программу повышения квалификации педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений по формированию физической культуры и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья; − федеральные государственные требования к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям по минимальной оснащенности спортивным оборудованием и инвентарем и включение их в лицензионные требования; − рекомендации по занятию спортом детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, в целях информационного обеспечения и обмена опытом работы по преподаванию физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях целесообразно на регулярной основе продолжить практику проведения "круглых столов", научно-практических конференций, совещаний, семинаров с привлечением всех заинтересованных сторон, а также обеспечить размещение информации в методических журналах, средствах массовой информации, в сети Интернет. 2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования: − оказывать научно-методическую помощь образовательным учреждениям в разработке программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в части организации физического воспитания, физической культуры, формирования здорового образа жизни воспитанников; − определить порядок проведения экспертизы учебно-методических пособий по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений; − включать в региональные планы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников вопросы организации физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |