Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Нормативно-правовая база / Законы. Указы. Распоряжения. РФ по образованию /
   
ПИСЬМО МО РФ "О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО КОНТРОЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ" от 7февраля 2001 г. N 22-06-147
06.11.2008 11:18


                             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Письмо от 7февраля2001 г . N 22-06-147

О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ДОЛЖНОСТНОГО КОНТРОЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ответственность образовательных учреждений, установленная Законом Рос­сийской Федерации "Об образовании", определяет необходимость осуществления внутреннего контроля за деятельностью образовательного учреждения со стороны его руководителя.

Реализация задач развития (или функционирования) общеобразовательного учреждения в основном зависит от качества управления деятельностью коллектива. Базовым же компонентом управления является организация получения объективной информации о реальном положении дел как неотъемлемая часть осуществления должностного контроля руководителей образовательного учреждения за результа­тами образовательной деятельности. В связи с этим совершенствование управления общеобразовательным учреждением находится в прямой зависимости от проведе­ния контроля в различных его видах и формах, на основе которого принимаются объективные управленческие решения или проводится корректировка принятых ра­нее решений.

Предмет и формы контроля определяются руководителем образовательного учреждения в соответствии с компетенцией и ответственностью образовательного учреждения, определенными законодательством об образовании, а также уставом образовательного учреждения.

Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательноо учреждения - внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обя-занностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оператив­ке меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методиеская помощь педагогическим работникам.

Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного внутриучрежденческого) контроля в случае:

  • планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучаю­щихся;

·         необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких ре­зультатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложен­ному руководителем образовательного учреждения;

  • подготовки к аттестации образовательного учреждения;
  • подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);
  • подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
  • обращения родителей обучающихся.

Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою ра­боту таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведе­на документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журна­лы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).

Для осуществления должностного контроля руководитель (его заместитель) мо­жет привлечь к работе внешних экспертов, в том числе педагогических работников того же или другого учреждения, специалистов органа управления образованием, методистов, которые будут действовать в соответствии с приказом по образова­тельному учреждению и утвержденным его руководством планом-заданием.

План-задание для проведения контроля определяет специфические особенности данной проверки, должен обеспечить получение достоверной информации, сравни­мость результатов контроля и обоснованность выводов итогового материала.

Перед началом проверки необходимо в том числе:

  • изучить нормативные документы по теме инспектирования;

·         определить показатели и критерии оценивания деятельности проверяемого;

  • ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки;
  • ознакомиться с существующим методическим обеспечением образовательной программы;
  •    проанализировать состояние текущего контроля знаний обучающихся.

Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной прове­рочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом слу­чае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.

После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.

Завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогиче­ского работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.

С содержанием итогового материала должен быть ознакомлен проверяемый педагог.

Итоги инспектирования, в зависимости от целей и задач проверки и с учетом реального положения дел, оформляются в виде справки, акта (приказа, распоряже­ния) не позднее недели после завершения работы и могут быть обсуждены на мето­дическом объединении, педагогическом совете, отражены в приказе по образова­тельному учреждению.

Итоговый документ должен отражать:

         основание и цель проведения инспектирования;

         краткую характеристику проверяемого (педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении, уровень реализуемой образовательной программы, квали­фикационную категорию);

         методы проведения инспектирования (посещение учебных занятий, факультати­вов, кружковых занятий; проведение проверочных работ с указанием критериев оценивания знаний обучающихся; бесед с участниками образовательного про­цесса, ознакомление с поурочным планированием, анкетирование обучающих­ся и родителей);

         выводы, оценку результатов деятельности педагога;

         предложения по преодолению отмеченных недостатков в работе, по совершен­ствованию работы.

Эффективность инспектирования во многом зависит от организации повторного контроля: проверки исполнения предложений по устранению отмеченных наруше­ний, поэтому каждое замечание должно сопровождаться указаниями срока испол­нения и формой контроля исполнения.

В отдельных образовательных учреждениях для того чтобы ограничить себя от оформления "пухлого" документа, ведут журнал инспектирования по следующей форме:

(на развороте тетради)

Ф.И.О.

Ин-спек-

тирую-

щего

Дата,

тема

и цель

ин-

спекти-

рова-

ния

Источники информации:

анкетирование, беседы, результаты

пров. работ, кол-во посещенных уч. занятий:

-уроков

-факультативов

-кружковых занятий

Проверка документов

Выводы

о работе проверяемого

Предло-

жения и

реко-

менда-

ции

По-

Втор-ный

Кон-

троль

Приме-

Чание

(озна-

комлен)

Примерный план должностного (внутришкольного) контроля может включать следующие темы:

1.              Состояние преподавания учебного предмета (указать).

2.      Выполнение образовательных программ:

·         проведение контрольных срезов текущей успеваемости обучающихся два раза в год;

·         выполнение тематического планирования (теоретическая и практическая ча­сти образовательных программ) по классным журналам;

·         система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творче­ские и индивидуальные работы, их объем).

3.      Работа по исполнению законодательства о защите прав детства.

4.      Ведение педагогическими работниками установленной школьной доку­ментации.

5.      Подготовка к экзаменам в выпускных классах.

6.      Организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликви­дацией пробелов в освоении учебного материала.

7.      Состояние работы в группах продленного дня.

8.      Состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни).

9.      Результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий.

10.   Организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога.

11. Результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника.

12.  Совместная деятельность педагогических работников в классе, классного ру­ководителя, родителей обучающихся по профилактике безнадзорности и пра­вонарушений.

13.  Состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, про­пуск учебных занятий и т.п.).

При осуществлении должностного контроля руководитель образовательного учреждения может воспользоваться следующими документами, изданными Мино-бразованием России:

         Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федера­ции (приложение к инструктивному письму от 11.06.98 N33);

         Указание от 13.07.98 N577-30 введении в действие Инструкции о порядке инспектирования";

         Письмо от 10.09.99 N22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности";

         Приказ от 05.10.99 N473 "Об упорядочении инспекционно-контрольной дея­тельности в системе образования";

         Письмо от 25.01.2000 N22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением тре­бований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации";

         Письмо от 03.08.2000 N22-06-862 "Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии";

         Письмо от 14.05.2001 N22-06-648 "Об усилении контроля за исполнением за­конодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях";

         Письмо Минобразования России от 27.01.97 N30-05-26 "О неудовлетворитель­ном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся";

         Приказом от 29.10.97 N2177 "О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся";

         Письмо от 20.04.2000 N22-06-477 "О предупреждении (недопущении) чрезвы­чайных происшествий среди обучающихся";

         Письмо от 16.12.98 N01-50-205 ин/32-03 "О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципаль­ными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных про­грамм";

         Приказом от 29.12.97 N2682 "О нарушениях при подготовке, проведении ито­говой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений".

Начальник Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования

В.Ф. САУТКИН

(Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием N4 2008 июль-август)
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.