Уважаемые коллеги!
От имени руководства Республики Саха (Якутия) приветствую вас с началом работы традиционного январского совещания работников образования. Желаю в наступившем году - в Год культуры в Российской Федерации и Год Арктики в нашей республике - эффективной работы по решению приоритетных задач государственной политики. Поскольку результатом работы руководства на всех уровнях исполнительной власти должны быть показатели качества жизни граждан, основным механизмом их достижения становится система эффективного контракта, нацеленная на экономию, эффективность и результативность. При этом обращаю ваше внимание на следующий ключевой момент: максимальные результаты всех услуг должны быть реализованы с наименьшими издержками при заданном наборе ресурсов. В свое время вопросы эффективного контракта рассматривались экспертными группами по подготовке предложений в Программу социально-экономического развития России до 2020 года ("Стратегия-2020"), созданных по поручению Председателя Правительства РФ В.В. Путина в январе 2011 года. Контракт рассматривался экспертами Стратегии-2020 как предпосылка и инструмент реального повышения эффективности использования бюджетных средств. В Итоговый доклад от группы "Новая школа", в составе которой я работала, были включены предложения: - о закреплении в законе "Об образовании в Российской Федерации" нормы, обеспечивающей уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация; - о доведении уровня заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений к 2017 году до 115 % средней по экономике региона, педагогических работников дошкольного и дополнительного образования - до средней зарплаты по экономике региона. Идея введения эффективного контракта в бюджетной сфере была также высказана В.В. Путиным в статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России" в феврале 2012 года. Он отметил, что применение этой формы договора станет основой совершенствования оплаты труда бюджетников, т.е. зарплата должна напрямую зависеть от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. 11 июля 2012 года Президент России В.В. Путинна совещании по вопросу выполнения задач в сфере социальной политики, поставленных в "майских" указах, заявил, что "эффективный контракт" должен быть положен в основу Программы поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере. При этом подчеркнул: "… повышение оплаты труда должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг" в здравоохранении, культуре, образовании и науке. В этой связи каждому руководителю, работнику необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами на федеральном уровне: - Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N2190-р; - План мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N2620-р; - Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы; - постановление Правительства РФ "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" от 12.04.2013 N329; - приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта" от 26.04.2013 N167н; - письмо Министерства образования и науки РФ "О разработке показателей эффективности (с "Методическими рекомендациями по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников) от 20.06.2013 NАП-1073/02. И в учреждениях культуры разрабатываются показатели эффективности деятельности (приказ Министерства культуры РФ от 28.06.2013 N 920). Мы должны понимать, что эффективный контракт - это не просто система трудовых и экономических отношений между работодателем и работниками, а система, обладающая рядом особых свойств (конкурентоспособность зарплаты, критерии и показатели эффективности деятельности, направленность на развитие). Первое- уровень заработной платы должен быть конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы. Во исполнение "майских" указов Президента РФ Правительству РФ предписано обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раз. В результате реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО), Проекта по модернизации региональных систем общего образованиявыработаны более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширена самостоятельность учреждений. Введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной численности работников учреждений социальной сферы в 2007-2011 годах среднемесячная начисленная заработная плата в учреждениях образования выросла по России в 1,8 раз; в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания - в 1,7 раз. В республике среднемесячная заработная плата учителей выросла в 2,6 раз. За 2013 год средняя заработная плата педработников доведена до средней заработной платы в республике и составила 46754 руб.; педработников дошкольных образовательных учреждений - до уровня средней заработной платы в сфере общего образования и составила 36543 руб. Говоря о конкурентоспособном уровне зарплаты, привожу результаты исследования Высшей школы экономики за 2007-2012 годы, которые заставляют задуматься о трудовых стратегиях и ожиданиях российских педагогов, об оценке качества работы. Данные показывают, что многие педагоги вынуждены подрабатывать, чтобы обеспечить себе необходимый уровень доходов. Реже всего подрабатывают воспитатели детсадов, чаще всего - преподаватели вузов. По всем уровням образования наблюдается существенный разрыв между реальным уровнем зарплаты педагогов и тем уровнем, при котором они согласились бы отказаться от подработок. Даже в детсадах, где зарплатные притязания педагогов самые низкие, разница достигает двукратного размера. Таким образом, хотя большинство педагогов считает свою зарплату неконкурентоспособной по сравнению с другими сферами, большинство опрошенных педагогов желают продолжать работать на своем месте. Около трети опрошенных не согласны сменить работу на нетворческую в пользу большего заработка. Таких педагогов больше всего в школах и вузах - соответственно 36,3 % и 35 %, в начальном и среднем профессиональном образовании, а в дошкольном - меньше 30 %. Также приводятся результаты опроса руководителей образовательных учреждений о распределении стимулирующих выплат, на которые в довольно высокой степени влияют следующие показатели: - в детских садах - здоровье детей, образовательные достижения детей, профессиональные качества и характеристика педагога, преподавательские умения педагога; - в школах - образовательные достижения учащихся, преподавательские умения педагога, профессиональные качества и характеристика педагога. Второе свойство системы эффективного контракта- критерии и показатели эффективности деятельности. Для того, чтобыэффективный контракт обеспечивал конкурентоспособность положения педагогов на рынке труда и достаточные комфортные условия работы, а руководитель учреждения мог рассчитывать на полную отдачу педагогов, потребители услуг - на высокое качество их работы, необходимосовершенствовать систему нормирования труда всех работников, показателей количества и качества труда. Поскольку вышеназванная Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда и "Дорожная карта" предусматривают внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта по 2018 год, то на данном этапе имеются возможности для проработки содержания, условий трудовых договоров, локальных актов по оплате труда. Вам, участникам январского дистанционного совещания, предоставлена возможность внесения предложений в разрабатываемые Министерством образования республики модели и механизмы по введению эффективного контракта с учетом региональных особенностей. В этой связи было бы полезным изучение зарубежного и российского опыта по подходам к нормированию труда учителя, показателей количества и качества его труда как основного персонала в системе образования. К примеру, согласно исследованиям Сибирского Государственного Аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (Ладыгина А.В., Евтихов О.В.) в апреле 2012 года, во Франции согласно правовым нормам при приеме учителя на работу учитываются национальность, нравственный облик, возраст, диплом, ученая степень, физическое состояние. Оплата выполненной работы зависит от разряда преподавателя: I - агреже (ученая степень, дающая право преподавать в лицее (среднем учебном заведении) и на естественно-научных и гуманитарных факультетах университетов); II - преподаватель средней школы; III - учитель начальной школы. При этом существуют надбавки за: жилищное пособие, классное руководство, дополнительные занятия, обязательные семейные пособия (на начало учебного года в зависимости от количества, возраста детей и доходов семьи; на образование собственных детей учителей, родителей-одиночек и т.д.). В США устроиться на службу в школу гораздо сложнее, чем в университет. Если для последнего необходимо наличие соответствующей квалификации и степени, то для работы со школьниками необходимо сдать серию тестов и проходить специальную образовательную комиссию Департамента образования штата для получения сертификата на право работы в школе. Различные американские концепции "оплата за качество" включают в себя показатели достижения поставленных академических целей, успеваемости учащихся, профессиональных знаний и навыков учителя; оплату дополнительных нагрузок и компенсацию за расширенный круг учительских обязанностей. В штатно-окладной системе оплаты труда в Германии и Великобритании как рабочее время учитываются все временные затраты, необходимые для исполнения учителем должностных обязанностей, в том числе продолжительность заседаний педагогического совета, родительских собраний с его участием; работа в методических объединениях, органах школьного самоуправления; повышение квалификации; подготовка к урокам и т.д. Тарифицируются все виды деятельности учителя на основе дифференцированной системы коэффициентов, при этом не допускается бесконтрольное увеличение объема педагогической нагрузки. Следующее третье свойство системы - направленность на развитие. Уважаемые коллеги! Очень важно увязать эффективный контракт не только с объемами, интенсивностью выполненной работы, но и с муниципальным (государственным) заданием, качеством образовательных услуг, так как образование - одна из основных отраслей, влияющая на рост экономики страны. В связи с этим обращаю ваше внимание на оценивание эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из 43 показателей эффективности, утвержденных Указом Президента РФ от 28.06.2007 N825, 16 непосредственно относились к сфере образования. Назову некоторые из них: - отношение среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений к среднемесячной зарплате работников, занятых в сфере экономики региона; - удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ; - удовлетворенность населения качеством образования; - объемы просроченной задолженности учреждений, бюджетов субъекта и муниципальных образований; - расходы консолидированного бюджета субъекта в расчете на одного обучающегося; - доля учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование, на новую (отраслевую) систему оплаты труда. В 2012 году произошло существенное упрощение и повышение прозрачностимеханизма расчета оценки рейтинга субъектов. Число показателей, отражающих темпы модернизации экономики, повышение инвестиционной активности и рост качества жизни граждан, сократилось до 12-ти. Касательно системы образования это: - доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, в общей численности выпускников; - доля детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), устроенных в семейные детские дома, патронатные семьи, находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. Все эти показатели Указом Президента РС(Я) Е.А. Борисова от 25.11.2013 N2331 учтены в Государственной программе РС(Я) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы". В соответствии с методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти дополнительно к 12-ти Экспертной группой утверждаются 2 индивидуальных показателя для каждого региона. В 2014 году предпочтение отдано показателям с наибольшей социальной значимостью в зависимости от остроты и масштаба стоящей в регионе проблемы - субъекты РФ должны быть ориентированы на: - улучшение жилищных условий граждан и повышение благоустроенности жилищного фонда (26 регионов); - снижение смертности жителей в трудоспособном возрасте (24 региона); - снижение напряженности на рынке труда (15 регионов); - приведение автодорог в состояние, отвечающее требованиям законодательства (15 регионов); - повышение доли использованных и обезвреженных отходов (12 регионов); - повышение обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях (10 регионов). Оценивание эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов по такой методике дает позитивные результаты.В Докладе министра регионального развития РФ И.Н. Слюняева по итогам 2012 года, представленном 25.04.2013, отмечено, что удовлетворенность граждан работой региональных органов исполнительной власти выросла на 0,8 процентных пункта и составила 36,4 % (это наивысшая оценка за последние 3 года). Впервые с 1991 года в России зафиксирован естественный прирост населения. Исходя из того, что в Якутии с 2000 года наблюдается увеличение рождаемости (по коэффициенту рождаемости регион занимает VIIместо в РФ и Iместо на Дальнем Востоке), остро стоит вопрос ликвидации очередности в детские сады, который должен быть решен в результате реализации инвестиционного проекта "Инновационное развитие дошкольного образования в Республике Саха Якутия) в 2013-2016 годах" за счет заемных средств Всемирного банка, федерального, республиканского, муниципального бюджета и за счет иных источников. К 2016 году появится более 15000 мест в современных энергоэффективных детских садах, в которых должны работать специалисты с новым видением и новыми подходами к организации педагогического процесса. Поскольку при финансированииуслуг будут учитываться результаты работы, возрастет роль независимой всесторонней оценки. Впервые в октябре 2013 года общественности представлен разработанный по идее заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец Московским центром непрерывного образования Всероссийский рейтинг, выявивший 500 лидеров - учебных заведений среднего образования и 25 супер-лидеров. По словам Вице-премьера: "в число 25 лидеров вошли не только столичные гимназии с лицеями, но и представители 16 регионов страны. А в топ-500 - школы 77 территорий и, что особенно ценно, - 54 сельские". Из нашей республики в рейтинг лучших школ вошли Якутский городской лицей и Физико-технический лицей имени В.П. Ларионова. При этом основными критериями стали результаты ЕГЭ (выбранный диапазон в 220-190 баллов по трем предметам), число участников Всероссийской олимпиады школьников. В перспективе предполагаетсяпоявление новых подобных рейтингов по комфортности для обучающихся, спортивным достижениям и т.д.Появятся законодательные нормы прямого действия, которые определят единые подходы, стандарты и критерии, обязательства всех уровней власти по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. То, что в 2014 году будет введена перекрестная проверка регионами работ выпускников на ЕГЭ, является одним из шагов в этом направлении. Наступивший год согласно Бюджетному посланию Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах от 13.06.2013 станет важным этапом формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ. С 1 января 2014 года с местного на региональный уровень переданы вопросы, связанные с финансированием дошкольного образования.В 2015 году должен бытьзавершен переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Основным инструментом достижения целей государственной политики становятся государственные программы. Госзадание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам будет формироваться по единому перечню и единым нормативам финансового обеспечения. Для достижения этих целей необходимо законодательно закрепить порядок формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг; создать единую методологию расчета нормативных затрат на их оказание; включить основные параметры госзадания в состав целевых показателей выполнения госпрограмм. Повышение доступности и качества оказания госуслугпозволит своевременно обнаруживать слабые места финансирования услуг, контролировать эффективность бюджетных расходов и соблюдение социальной справедливости. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года подчеркивается необходимость актуализации госпрограмм, четкой расстановки бюджетных и других приоритетов, ответственности каждого управленца за достижение результата; нацеленность ресурсов на содержательные изменения в конкретных секторах. Исполнение установок Президента отражено в перечне поручений по реализации Послания от 27.12.2013. Вопрос достижения целевых показателей социально-экономического развитиястраны был обсужден также на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте 23 декабря 2013 года. В.В. Путин подчеркнул, что рост заработной платы и рост бюджетных расходов на образование должны сопровождаться структурными изменениями бюджетной сети. С 1 января 2014 года должна заработать электронная система записи в детские сады, а с 1 апреля все муниципальные образования должны перейти на единую информационную систему. Он отметил необходимость реального повышения профессионального уровня педагогов, укрепления материальной базы учебных заведений,решения проблемы школ, работающих в две смены.Далее глава государства подчеркнул, что подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики - общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда. Бизнес и учреждения профессионального образования должны выйти на новый уровень сотрудничества, чтобы будущие специалисты получали нужные навыки непосредственно на предприятиях; работники повышали квалификацию, при необходимости могли менять профессию и сферу деятельности. Уважаемые коллеги, подводя итоги вышесказанному, отмечаю, что при разработке моделей и механизмов введения эффективного контракта следует основываться на принципе "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - муниципальное образование - учреждение (организация) - работник", что позволит обеспечить качество услуг в целом. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |