Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Нормативно-правовая база / Законы. Указы. Распоряжения. РС(Я) по образованию /
   
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОБ ОБРАЗОВАНИИ (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III)
03.03.2006 16:16


23 мая 1995 года З N 59-I ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОБ ОБРАЗОВАНИИ (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) Принят постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 23.05.95 З N 60-I Система образования (воспитания) в Республике Саха (Якутия) гарантирует каждому гражда-нину возможность развития в соответствии с его способностями и образовательными требованиями, приобщения к культурно-историческому наследию народов республики. Республика Саха (Якутия) обеспечивает развитие альтернативной системы всех форм образо-вания, соответствующие социально - экономические условия его функционирования, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, защиту их индивидуальных способностей, повышение духовного уровня. Образование в Республике Саха (Якутия) содействует решению проблем социальной справед-ливости, свободному развитию личности, росту национального самосознания и дружбы между нациями и народами, обретению чувства уважения к общечеловеческим ценностям, конституционным правам и свободам граждан. Особая роль в образовательно-воспитательном процессе принадлежит учителям (педагогам) труд которых заслуживает высокой общественной оценки, надлежащего материального и морального стимулирования. Образование в Республике Саха (Якутия) осуществляется, в соответствии с Конституцией, на-стоящим законом и иным законодательством Республики Саха (Якутия). Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования 1. Республика Саха (Якутия) провозглашает сферу образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования является Республиканская программа развития образования, утверждаемая высшим за-конодательным органом Республики Саха (Якутия). 3. В государственных образовательных учреждениях, органах управления образованием соз-дание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Статья 2. Принципы государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образова-ния Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования основывается на следующих принципах: а) гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности на основе сочетания национальной самобытности народов Республики Саха (Якутия) и общечеловеческих цен-ностей, бережного отношения к жизни и здоровью человека. Воспитание гражданственности и любви к Родине; б) единство республиканского культурного и образовательного пространства. Сохранение и приумножение национальных культур и традиций в условиях многонациональной республики; в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенно-стям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреж-дениях; д) свобода и плюрализм в образовании; е) сочетание государственного управления и общественного самоуправления в системе обра-зования; ж) обязательность образования в объеме программы среднего (полного) общего образования (I-XI классы); з) непрерывность образования и преемственность его ступеней, разнообразие видов и типов учебно-воспитательных учреждений, автономность образовательных учреждений; и) научный характер образования; к) связь обучения и воспитания с жизнью; л) бесплатность основных видов образования; м) свобода выбора языка обучения. Статья 3. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области образования включает настоящий закон и принимаемые в соответствии с ним законодательные и иные нормативные акты Республики Саха (Якутия). 2. Действие законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования распространя-ется на все образовательные учреждения республики независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Статья 4. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования Задачами законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования являются: а) обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Саха (Якутия) на обра-зование; б) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образо-вания Республики Саха (Якутия); в) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере; г) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти различного уровня. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Республики Саха (Якутия) в области обра-зования 1. В Республике Саха (Якутия) каждому гражданину гарантируется возможность получения об-разования независимо от его расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, соци-ального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) 2. Право граждан Республики Саха (Якутия) на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образова-ния. 3. Республика Саха (Якутия) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего среднего, начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного высшего профессио-нального и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных об-разовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образо-вание данного уровня гражданин получает впервые. 4. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими об-разования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагоги-ческих подходов и специальных образовательных стандартов. 5. Государство оказывает содействие в получении элитарного образования одаренным и про-явившим выдающиеся способности гражданам. Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Конституцией Рос-сийской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Законом РСФСР "О языках народов Российской Федерации" и Законом Республики Саха (Якутия) "О языках в Республике Саха (Якутия). (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) 2. Граждане, проживающие на территории Республики Саха (Якутия) имеют право на получе-ние образования на государственных языках Республики Саха (Якутия), а также на выбор языка обуче-ния в рамках возможностей и условий, предоставляемых системой образования. Права граждан на по-лучение образования на государственных языках Республики Саха (Якутия) обеспечиваются создани-ем необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также усло-вий для их функционирования. 3. Правительство республики в соответствии с международными договорами и соглашениями оказывает содействие в получении основного общего (полного) образования на родном языке предста-вителям народов Республики Саха (Якутия), проживающим вне ее территории. 4. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, кроме до-школьной, изучение государственных языков Республики Саха (Якутия) регламентируется государст-венными образовательными стандартами. 5. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образова-тельного процесса на языках коренных народов Республики Саха (Якутия), не имеющих своей государ-ственности в Российской Федерации. Статья 7. Государственные образовательные стандарты 1. В Республике Саха (Якутия) устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. 2. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. 3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации. Государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, определяются с участием Правительства Рес-публики Саха (Якутия). Государственные образовательные стандарты по новым образовательным про-граммам вводятся не ранее, чем через три года после начала работы по данным программам. (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) 4. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации. (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) Раздел II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 8. Понятие системы образования Система образования в Республике Саха (Якутия) представляет собой совокупность: - системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; - системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предпри-ятий. Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Республике Саха (Якутия) реализуются образовательные программы, которые под-разделяются на: а) общеобразовательные (основные и дополнительные); б) профессиональные (основные и дополнительные); 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образо-вательных программ. 3. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. 4. Профессиональные образовательные программы направлены на удовлетворение потребно-стей личности в получении знаний, решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. 5. К профессиональным относятся программы: а) начального профессионального образования; б) среднего профессионального образования; в) высшего профессионального образования; г) послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной, профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных обра-зовательных учреждениях определяются настоящим законом и (или) положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Статья 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: а) в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; б) в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 2. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной и профессиональной образовательной программы действует единый государственный образователь-ный стандарт. 3. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерна не допускается, в части республиканской компетенции устанавливается Правительст-вом Республики Саха (Якутия). Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения 1. Учредителем, учредителями образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: а) органы государственной власти Республики Саха (Якутия); б) граждане Республики Саха (Якутия). 2. Совместными учредителями образовательных учреждений могут быть: а) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объе-динения и ассоциации; б) отечественные и зарубежные общественные и частные фонды; в) общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Республики Саха (Якутия). 3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является государственное или негосударственное учреждение, осуществ-ляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных про-грамм и (или) обеспечивающее содержание, развитие и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. К образовательным относятся учреждения следующих типов: а) дошкольные; б) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); в) начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионально-го образования; г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; д) учреждения дополнительного образования; е) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ж) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 4. Деятельность государственных образовательных учреждений регулируется типовыми поло-жениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правитель-ством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных уч-реждений. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учре-ждений по сравнению с законом. (в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) 5. Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид, определяемые в соответ-ствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 6. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. 7. Правоотношения в области образования в сфере негосударственных образовательных уч-реждений в Республике Саха (Якутия) регулируются законом об образовании в негосударственных об-разовательных учреждениях. Статья 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: а) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образователь-ного учреждения; б) учредитель образовательного учреждения; в) организационно-правовая форма образовательного учреждения; г) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; д) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: - язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; - порядок приема обучающихся, воспитанников; - продолжительность обучения на каждом этапе обучения; - порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; - система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок; - режим занятий обучающихся, воспитанников; - наличие платных образовательных услуг и порядок их представления; - порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучаю-щихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих). е) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: - использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным уч-реждением; - финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; - источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; - наличия предпринимательской деятельности. ж) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: - компетенция учредителя; - структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их ком-петенция, порядок организации деятельности; - порядок комплектования персонала и условия оплаты труда; - порядок изменения устава образовательного учреждения; - порядок реорганизации и ликвидации; з) права и обязанности участников образовательного процесса; и) перечень видов актов учреждения (приказов, распоряжений, решений и др.), регламенти-рующих деятельность образовательного учреждения. 2. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности об-разовательного учреждения иными его актами, последние подлежат регистрации в качестве дополне-ния к уставу. 3. Отдельные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования в Республике Саха (Якутия): - учитывает особенности экономического и социального развития республики, обеспечивает воспроизводство и развитие ее кадрового потенциала; - создает условия для самоопределения личности, формирования человека-гражданина, интег-рированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 2. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучаю-щимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования регионального сель-ского образовательного учреждения должно учитывать особенности труда и образа жизни на селе. 3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социаль-ными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. 4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образо-вательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реали-зуемой этим образовательным учреждением самостоятельно при утверждении республиканским орга-ном управления образованием. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ. 5. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами мо-жет реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ. 6. Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисципли-нам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разра-батываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. 2. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся на основе типовых положений об учебных заведениях. 3. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. 4. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечивается в соответствии с государственными образовательными стандартами государственной аттестационной службой, не за-висимой от органов управления образованием. 5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человече-ского достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психи-ческого насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 6. Родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а так-же с оценками успеваемости обучающихся. Статья 16. Общие требования к приему в образовательные учреждения 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не отрегулированной зако-ном, определяется учредителем образовательного учреждения и закрепляется в уставе образователь-ного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные образовательные уч-реждения на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего и начального профессио-нального образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. 2. При приеме гражданина образовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с уставом образовательного учреждения и другими документами, рег-ламентирующими организацию образовательного процесса. 3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится по их заявлени-ям на конкурсной основе. Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях начального об-щего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных; в образо-вательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Образовательные программы специальных образовательных учреждений (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии) разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитан-ников. 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и средне-го (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, ос-тавляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя или продолжают обучение в форме семейного образова-ния. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академиче-скую задолженность по одному предмету, получают по этому предмету летние задания и по результа-там их сдачи переводятся в следующий класс условно или оставляются на второй год обучения. Пере-вод обучающегося производится по решению органа управления образовательного учреждения. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допуска-ются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 18. Дошкольное образование 1. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания в дошкольном возрасте. 2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психи-ческого здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков раз-вития в помощь семье создается государством сеть дошкольных образовательных учреждений. 3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с законом. 4. Местные органы государственной власти организуют и координируют методическую, диагно-стическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных про-грамм: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан и продолжительность обучения на каждой ступени образования определяется положениями и уставом образовательного учреждения. 3. Государственная аттестация по завершении основного общего и среднего (полного) общего образования является обязательной. 4. Получение среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. 5. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправ-ных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей принима-ется с согласия органов опеки и попечительства. Решение об исключении обучающегося из образова-тельного учреждения принимается педагогическим советом по согласованию с улусным (городским) органом управления образованием и комиссией по делам несовершеннолетних. 6. Общеобразовательные учреждения по договоренности и совместно с предприятиями, учре-ждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату при наличии соответствующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензии). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, имеющие целью подготовку и переподго-товку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, реализуются в профессиональных образовательных учреждениях, в том числе специальных. Переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специа-листов имеет целью получение ими новой профессии или специальности, осуществляется по одной из основных профессиональных образовательных программ и ведет к получению нового профессиональ-ного образования. Такая переподготовка может осуществляться в образовательных учреждениях на-чального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образова-ния, а также в образовательных учреждениях переподготовки и повышения квалификации, имеющих соответствующую лицензию. Сроки освоения соответствующих образовательных программ могут быть сокращены с учетом уровня и направленности предшествующего образования обучающихся. Профес-сиональные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют соот-ветствующие образовательные программы согласно перечням профессий и специальностей, устанав-ливаемым правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), и уровням образова-ния, установленным настоящим законом. 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реали-зуется в рамках образовательных программ начального или среднего профессионального образования вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме в профессиональное образовательное учреждение. Статья 21. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навы-ков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. 2. Государство в необходимых случаях создает условия для получения профессиональной под-готовки лицам, не имеющим основного общего образования. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в профессиональных образовательных учреждениях, а также в предприятиях, учреждениях, организациях, имеющих соответствующую лицен-зию. Статья 22. Начальное профессиональное образование 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифици-рованного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основ-ного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование мо-жет базироваться на среднем (полном) общем образовании. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня). Статья 23. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе ос-новного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным уско-ренным программам. 3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учрежде-ниях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовы-вать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответ-ствующей лицензии. Статья 24. Высшее профессиональное образование 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специа-листов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учрежде-ниях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). 3. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной про-грамме. Статья 25. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность по-вышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессио-нального образования. 2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, орди-натуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Статья 26. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным по-вышением образовательных стандартов. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и профессиональных образова-тельных учреждениях за пределами, определяющими их статус основных образовательных программ посредством индивидуальной педагогической деятельности. Статья 27. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные про-граммы, выдают лицам, прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне обра-зования и (или) квалификации. 3. По завершении послевузовского образования, защиты квалификационной работы (диссерта-ции, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 4. Документ государственного образца является необходимым условием для продолжения обу-чения в государственном, образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения. 5. В Республике Саха (Якутия) устанавливаются следующие уровни образования (образова-тельные цензы): а) основное общее образование; б) среднее (полное) общее образование; в) начальное профессиональное образование; г) среднее, профессиональное образование; д) высшее профессиональное образование; е) послевузовское профессиональное образование. 6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного об-разца. Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 28. Органы управления образованием в Республики Саха (Якутия) 1. В Республике Саха (Якутия) создаются и действуют республиканские и местные государст-венные органы управления образованием. 2. Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной государственной власти по согласованию с соответствующим органом пред-ставительной государственной власти. 3. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Республикан-ской программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функциониро-вание системы образования на уровне государственных нормативов. 4. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Республики Саха (Якутия) в области образования и (или) Устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения по решению суда. Статья 29. Компетенция высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области образования 1. К ведению высших органов государственной власти в области образования подлежат: а) формирование и осуществление государственной политики Республики Саха (Якутия) в об-ласти образования; б) правовое регулирование отношений в области образования в рамках республиканской ком-петенции; в) разработка и реализация республиканской программы образования с учетом социально-экономических, демографических, этнических, национально-региональных и других условий и особен-ностей; г) формирование республиканских, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; д) назначение руководителей образовательных учреждений республиканского подчинения, ес-ли иное не предусмотрено законом и Типовым положением о данном учреждении; е) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; П. "ж" исключен. - Закон РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III. (см. текст в предыдущей редакции) ж) организация и координация материально-технического обеспечения Республиканской про-граммы развития образования и иных программ в области образования; (наимен. п. "ж" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) з) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и республиканских нормати-вов его оплаты в образовательных учреждениях; (наимен. п. "з" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) и) формирование республиканского бюджета в части расходов на образование, республикан-ских фондов развития образования; (наимен. п. "и" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) к) установление: - налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; - республиканских нормативов финансирования образования и воспитания; - порядка финансирования образовательных учреждений; Абзац 5 исключен. - Закон РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III. (см. текст в предыдущей редак-ции) - льгот, видов и норм материального обеспечения различных категорий обучающихся, воспи-танников в образовательных учреждениях, а также педагогических работников государственных и об-разовательных учреждений; Абзац 7 исключен. - Закон РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III. (см. текст в предыдущей редак-ции) - республиканских требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, минимальной оснащенно-сти учебного процесса и оборудования учебных помещений; (наимен. п. "к" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) л) прямое финансирование образовательных учреждений республиканского подчинения, если иной порядок не предусмотрен Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреж-дения; (наимен. п. "л" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) м) информационное обеспечение образовательных учреждений; (наимен. п. "м" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) н) установление и присвоение государственных наград Республики Саха (Якутия) работникам образования; (наимен. п. "н" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) о) издание нормативных документов в рамках своей компетенции. (наимен. п. "о" в ред. Закона РС(Я) от 17.10.2003 78-З N 171-III) Статья 30. Компетенция республиканского органа управления образованием К ведению республиканского органа управления образованием подлежат: а) реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия) в области образования; б) обеспечение гражданам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), условий для выбора образовательного учреждения; в) разработка и утверждение типовых положений об учреждениях начального, основного, сред-него (полного) общего и профессионального образования; г) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, аттестация и государ-ственная аккредитация образовательных учреждений в пределах своей компетенции; создание атте-стационных комиссий по оценке педагогической деятельности работников образования; д) установление порядка аттестации образовательных учреждений, педагогических и управ-ленческих кадров государственных образовательных учреждений и органов управления образованием; е) установление республиканских компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Республики Саха (Якутия); ж) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка базовых учебных планов и программ курсов, дисциплин в рамках республиканской компетенции, орга-низация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание для республики сис-темы информации в образовании; з) организация республиканской системы подготовки и переподготовки педагогических и управ-ленческих кадров для системы образования; и) исполнение действующего законодательства в области образования, контроль за выполне-нием образовательных стандартов; к) формирование улусных (городских) органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с улусными, городскими администрациями); л) организация финансирования и оказание посреднических услуг местным органам управле-ния образованием и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспече-ния; м) установление дополнительных к федеральным требованиям к образовательным учреждени-ям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитан-ников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; н) инспектирование любых органов и учреждений образования на территории Республики Саха (Якутия), а также делегирование этого права другим государственным органам управления образова-нием. Статья 31. Компетенция местных органов государственной власти в области образования 1. Местные органы государственной власти ответственны за реализацию права граждан на ус-тановленное настоящим законом обязательное основное общее и гарантированное среднее (полное) общее образование. 2. К ведению местных органов государственной власти подлежат: а) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образования, образовательных учреждений в целях осуществления государственной поли-тики в области образования; б) формирование дополнительных местных бюджетов и фондов развития образования, разра-ботка и принятие дополнительного финансирования образования; в) создание гражданам, проживающим на данной территории, условий для выбора общеобра-зовательного учреждения; г) совместно с республиканским органом управления образованием создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением о дан-ном типе и виде образовательного учреждения; д) строительство зданий и сооружений образовательных учреждений, оснащение, обустройство прилегающей к ним территории; е) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образователь-ными учреждениями; ж) использование государственных предприятий, учреждений и организаций в интересах обра-зования. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Республики Саха (Якутия), в соответствии с Положением и уставом соответствующего типа образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: а) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудо-вание помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осущест-вляемыми в пределах собственных финансовых средств; б) привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных источников финансирования и материальных средств; в) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходо-вании средств; г) подбор, прием на работу, расстановка педагогических кадров и вспомогательного персонала, ответственность за уровень их квалификации; д) организация и совершенствование методического обеспечения; е) разработка, принятие и реализация образовательных программ; ж) разработка и утверждение программ учебных курсов и дисциплин; з) разработка и утверждение по согласованию с местными органами государственной власти годовых календарных учебных графиков; и) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей согласно типовых положений соответствующих учреждений; к) установление ставок заработной платы и должностных окладов в пределах собственных фи-нансовых средств и с учетом ограничений, установленных республиканскими нормативами, установле-ние надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования работников, созда-ние фонда премирования; л) разработка и принятие устава образовательного учреждения, согласованного с учредителем в части, определенной законом Республики Саха (Якутия), и в соответствии с Положением о соответ-ствующем типе образовательного учреждения; м) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; н) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах ого-воренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения и настоящим законом; о) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Положением о государственном образовательном учреждении и уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством об аккредитации; п) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего закона; р) контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям обучающихся, воспи-танников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных федеральным, республиканским законодательством и актами органов местного самоуправления; с) обеспечение в образовательных учреждениях интернатного типа условий содержания воспи-танников не ниже нормативных; т) создание в образовательных учреждениях необходимых условий для работы подразделений, предприятий общественного питания и медицинских учреждений, контроль за их работой в целях охра-ны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; у) организация деятельности учительских (педагогических) и методических объединений; ф) регулирование в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенной законом; х) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответст-венность за: а) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; б) реализацию не в полном объеме, образовательных программ в соответствии с учебным пла-ном и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников; в) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; г) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников в образовательном уч-реждении; д) иное нарушение, предусмотренное законодательством. Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регист-рируется местными органами государственной власти в порядке, установленном действующим законо-дательством. 2. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), возникают у образовательного учреждения с мо-мента выдачи ему лицензии (разрешения). 3. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным орга-ном управления образованием или по его поручению местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Ли-цензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии. 4. Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или уполномоченным им местным органом управления образованием по заявлению учредителя образова-тельного учреждения и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием соответствующего местного органа представительной власти и (или) местного органа управления образованием, дейст-вующих образовательных учреждений, общественности. 5. Предметом и содержанием экспертизы являются: установление соответствия условий осу-ществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государст-венным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарные и гигиенические нормы; охрана здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудование учебных помещений; оснащенность учебного процесса; образовательный ценз педаго-гических работников и укомплектованность штатов. Организация и методики образовательного процес-са предметом экспертизы не являются. 6. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для терри-тории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. 7. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учрежде-ния. 8. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные норма-тивы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии. 9. Отрицательное заключение экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем в судебном порядке. Иск учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок. 10. Лицензия может быть изъята у образовательного учреждения органом, выдавшим лицен-зию, только в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии. 11. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. 12. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образо-вании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финан-сирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Республики Саха (Яку-тия) возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о госу-дарственной аккредитации. 13. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус об-разовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содер-жания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне обра-зования. 14. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится республикански-ми и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образователь-ного учреждения и заключения по его аттестации. 15. Аттестация образовательных учреждений проводится по их заявлению государственной аттестационной службой или по ее поручению либо доверенности органами государственной власти с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. 16. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных обра-зовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положитель-ные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех послед-них лет. 17. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжало-вано в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее, чем через 12 месяцев с момента отказа в аккредитации. 18. Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных образовательных учрежде-ний, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образо-вательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образова-нием в порядке, предусмотренном для этих образовательных учреждений типовыми положениями. 19. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по ре-зультатам аттестации. 20. Филиалы и отделения образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическо-му адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установ-ленном для образовательных учреждений настоящим законом. 21. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны го-сударства. Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное учреждение по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств образовательного учреждения или если уч-редитель принимает эти обязательства на себя. 2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 3. Передача государственных образовательных учреждений в ведение местных органов госу-дарственной власти допускается только с согласия последних. 4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: а) по инициативе учредителя или совета образовательного учреждения; б) автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии; в) по решению судебных органов; г) по решению органа, осуществившего регистрацию образовательного учреждения, в случае невыполнения последним уставных задач. 5. Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия органов местного самоуправления, а также в случае изъятия лицензии согласно час-ти 10 статьи 33. Статья 35. Управление государственным образовательным учреждением 1. Управление государственным образовательным учреждением осуществляется в соответст-вии с законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом образовательного учреждения. 2. Общее руководство государственным образовательным учреждением осуществляют выбор-ные представительные органы - советы образовательных учреждений. Порядок выборов совета опре-деляется уставом образовательного учреждения. 3. Непосредственное управление государственным образовательным учреждением осуществ-ляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). 4. Руководитель государственного образовательного учреждения в соответствии с уставом об-разовательного учреждения может быть: а) нанят советом образовательного учреждения по контракту; б) избран коллективом образовательного учреждения; в) избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кан-дидатуры (кандидатур) с учредителем; г) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредите-лем; д) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; е) назначен учредителем; ж) нанят учредителем по срочному трудовому договору (контракту). 5. В случае назначения, найма учредителем руководителя государственного образовательного учреждения последний состоит в штате государственного органа-учредителя образовательного учреж-дения. 6. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководите-лем определяется положением и уставом образовательного учреждения. 7. Руководителям государственных образовательных учреждений не разрешается совмещение их должности с другой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательного учреждения. 8. Должностные обязанности руководителя государственного образовательного учреждения, его филиала не могут исполняться по совместительству. Статья 36. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образова-тельных учреждениях 1. Государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответст-вие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. 2. Основаниями для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении рекламации являются: а) применительно к образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные про-граммы: - решение общего собрания родителей (лиц, их заменяющих) детей, обучающихся в данном образовательном учреждении; - официальное представление отделения аттестационной службы по месту нахождения обра-зовательного учреждения; б) применительно к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образо-вательные программы: _ официальное представление государственной службы занятости населения. 3. Решение о направлении рекламации или об отклонении требования заявителей о реклама-ции принимается высшим органом аттестационной службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной службы в направлении рекламации может быть обжалован заявителями в судебном порядке. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образова-тельного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда данной инстанции является окончательным. 4. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение. Раздел IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 37. Государственные гарантии развития системы образования 1. Основой экономических гарантий на получение гражданами Республики Саха (Якутия) обра-зования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное финан-сирование образовательных учреждений. 2. Республика Саха (Якутия) гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в объеме, обеспечивающем выполнение государственных образовательных стандартов не ниже уровня, предусмотренного в предыдущем году в удельном весе затрат на образование от рас-ходной части республиканского и местных бюджетов. Финансирование развития образования произво-дится не ниже уровня, обеспечивающего приоритетность сферы образования и выполнение конститу-ционных гарантий прав граждан на бесплатное образование. 3. Образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм в части их ус-тавной деятельности освобождаются от уплаты налогов в порядке и на условиях, определяемых дей-ствующим законодательством. 4. С целью привлечения инвестиций в систему образования предусматривается специальная система налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организацион-но-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои сред-ства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Республики Саха (Якутия). Размеры, порядок и формы представления этих льгот определяются законодательством Республики Саха (Якутия). Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников в соответствии с действующим законодательством. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством Респуб-лики Саха (Якутия). 5. Собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям, преду-сматриваются льготы по налогообложению недвижимости. 6. Продукция предприятий, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении нало-гов приравнивается к товарам народного потребления. 7. Государство выплачивает родителям (лицам, их заменяющим) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Республики Саха (Якутия) возраста, пособия на детей из малообеспеченных семей, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детст-ва, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в пе-риод розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Республики Саха (Якутия). Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным нало-гом доход граждан. 8. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовер-шеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном муници-пальном образовательном учреждении, определяемые республиканскими нормативами. Выплаты про-изводятся из средств бюджета учредителя государственных муниципальных образовательных учреж-дений соответствующего типа и вида до получения ребенком среднего (полного) общего или начально-го профессионального образования или до достижения им возраста, определенного законодательст-вом в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан. Статья 38. Отношения собственности в системе образования 1. Учредитель, в целях обеспечения уставной образовательной деятельности, закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности либо оперативного управления. 2. Земельные участки, за используемые государственным образовательным учреждением, за-крепляются в бессрочное бесплатное пользование. 3. Образовательное учреждение несет ответственность перед государством и собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Контроль деятель-ности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным лицом, упол-номоченным собственником. 4. Государственная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Саха (Якутия), правовыми актами местных органов государственной власти, принятыми в пределах их полномочии. 5. Образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ра-нее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной собственности. 6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускается только по истечении срока договора между собственником и образовательным учрежде-нием или между собственником и учредителем, если иное не предусмотрено договором. 7. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образо-вательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 8. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. 9. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты, принад-лежащие ему на правах собственности за вычетом платежей по обязательствам, направляются на це-ли развития образования. 10. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным, муниципальным образовательным учреждениям закре-пленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выку-па с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сло-жившихся в данном регионе. Средства, полученные образовательным учреждением в качестве аренд-ной платы, используются на непосредственные нужды обеспечения и развития образовательного про-цесса в данном образовательном учреждении. 11. С государственных муниципальных образовательных учреждений в случае, когда учредите-лем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются рес-публиканские или местные органы государственной власти одной и той же административно-территориальной единицы, арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание несет учредитель (собствен-ник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением. 12. Государственные образовательные учреждения, принадлежащие им объекты производст-венной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учеб-ного, производственного, социального и культурного назначения, а также клинические базы учрежде-ний медицинского образования приватизации не подлежат. Статья 39. Финансирование образовательных учреждений 1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением по-следнее может функционировать на условиях самофинансирования. 2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на од-ного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государст-венной власти образовательных учреждений в нормативах финансирования учитываются затраты, не зависящие от количества обучающихся. 3. Республиканские нормативы финансирования утверждаются высшим законодательным ор-ганом Республики Саха (Якутия) одновременно с принятием закона о государственном бюджете Рес-публики Саха (Якутия) на очередной год и являются минимально допустимыми. 4. Местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учре-ждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связан-ных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования об-разовательного учреждения. 5. Схема финансирования государственного образовательного учреждения определяется Ти-повым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения. 6. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия), дополнительные финансовые, в том числе валютные ресурсы за счет предоставления платных дополнительных обра-зовательных и иных, предусмотренных уставом образовательного учреждения, услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе ино-странных и зарубежных. 7. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. Статья 40. Особенности финансирования высшего и послевузовского профессионального об-разования Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет бюджетных средств государственных заданий по приему студентов подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами. Статья 41. Права образовательного учреждения в использовании финансовых и материальных средств 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную дея-тельность. Оно может иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в бан-ковских и иных кредитных учреждениях. 2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся его собственностью, используются им по своему усмотрению в соответ-ствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Республики Саха (Якутия). 3. Профинансированные, но не использованные в текущем году, квартале, месяце, финансо-вые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования следующего года. 4. Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акцио-нерных обществ) и других предприятий только своей собственностью. 5. Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, свя-занной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использо-вания закрепленных объектов собственности в размере, определенном договором между собственни-ком и образовательным учреждением. Статья 42. Материально-техническая база образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных и (или) при-надлежащих ему на правах собственности зданий, сооружений, имущественных комплексов, оснаще-ния и оборудования, имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории. 2. Развитие материально-технической базы государственного образовательного учреждения осуществляется органами государственного управления, местными органами государственной власти, а также самими учреждениями в пределах закрепленных (бюджетных) и собственных средств. 3. Государственные и местные органы управления образованием обязаны оказывать на дого-ворных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если по-следние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Статья 43. Платные дополнительные образовательные услуги государственного образователь-ного учреждения 1. Государственное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по допол-нительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги) за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. 2. Доход от указанной деятельности государственного образовательного учреждения, за выче-том доли учредителя (собственника), реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов по заработной плате, по его усмотрению. Данная деятельность не отно-сится к предпринимательской. 3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной обра-зовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, зара-ботанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреж-дение вправе обжаловать указанное действие учредителя в органы государственного арбитража или в судебном порядке. Статья 44. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмот-ренную его уставом. 2. К предпринимательской относится любая деятельность образовательного учреждения, на-правленная на получение прибыли. Это может быть: - реализация и сдача в аренду основных фондов имущества образовательного учреждения; - торговля покупными товарами; - оказание посреднических услуг; - долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе, образовательных), органи-заций и предприятий; - приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и поручение доходов (дивидендов, про-центов) по ним; - ведение приносящих доход, иных внереализационных операций, непосредственно не связан-ных с собственным производством предусмотренных уставом продукции и иная деятельность, не про-тиворечащая действующему законодательству. 3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом обра-зовательного учреждения производимой продукции работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредст-венно на данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, раз-вития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном образо-вательном учреждении. 4. Учредитель и органы местной администрации вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб уставной образовательной дея-тельности, до решения суда по этому вопросу. Статья 45. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность 1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законо-дательством Республики Саха (Якутия). 2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистра-ции заявитель представляет в соответствующий орган государственной власти только заявление и до-кумент об уплате регистрационного сбора. 3. Не зарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допуска-ется. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). Все доходы, получен-ные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в уста-новленном порядке. Статья 46. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием 1. В случае некачественной подготовки выпускников образовательным учреждением, заинтере-сованные лица вправе предъявить этому образовательному учреждению иск по возмещению дополни-тельных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. 2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения (регистра-ции) образовательного учреждения в месячный срок. Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ Статья 47. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении опреде-ляются уставом образовательного учреждения и иными, предусмотренными уставом, локальными ак-тами. 2. В Республике Саха (Якутия) каждый гражданин имеет право на выбор образовательного уч-реждения и форм получения образования. 3. Граждане, получившие образование в негосударственных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования имеют право на государственную аттестацию. 4. Обучающиеся во всех образовательных учреждениях имеют право: на получение образова-ния в соответствии с государственными образовательными стандартами; на обучение в рамках этих стандартов по индивидуальным учебным планам; на ускоренный курс обучения; на получение допол-нительных (в том числе платных) образовательных услуг; на участие в управлении образовательным учреждением; на уважение их человеческого достоинства; на свободу совести, информации; на сво-бодное выражение собственных взглядов и убеждений. Обучение по индивидуальным планам в рамках государственного образовательного стандарта и формы участия в управлении образовательным учре-ждением регламентируются уставом образовательного учреждения. 5. Выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений любых организационно-правовых форм обладают равными правами при поступлении в образовательное уч-реждение следующего уровня. 6. Обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений учредитель в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными ви-дами льгот и материальной помощи. 7. Граждане, получившие в государственных образовательных учреждениях начальное или среднее профессиональное образование впервые по направлению службы занятости, потерявшие возможность работать по специальности в результате профессионального заболевания и (или) инва-лидности, полученной при исполнении трудовых обязанностей, в иных случаях, предусмотренных за-конодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), проходят обучение бесплатно. 8. Обучающиеся в образовательных учреждениях без отрыва от трудовой деятельности, вы-полняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы, предоставляемые в порядке, предусмотренном зако-нодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). 9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), осуществляется на основе полного государственного обеспечения. 10. Для обучающихся с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечи-вающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Финан-сирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Ка-тегории учащихся, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Республики Саха (Якутия). Дети и подростки направляются в указанные образовательные учреждения органами управления обра-зованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации. 11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигшим одиннадца-тилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специально-го педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечи-вающих их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направ-ление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреж-дениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования. 13. Органы государственной власти и управления могут создавать образовательные учрежде-ния элитарного типа для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется из бюджета учредителя. Критерии отбора обучающихся в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 14. Привлечение обучающихся, воспитанников в гражданских образовательных учреждениях без их согласия и согласия родителей (лиц, их заменяющих) к труду, не предусмотренному образова-тельной программой, запрещается. 15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельно-сти этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. 16. Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право сво-бодного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомст-венно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с со-гласия родителей (лиц, их заменяющих) в другие образовательные учреждения соответствующего ти-па. 18. Обучающийся, воспитанник имеет право осуществить перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии обра-зовательного учреждения и успешном прохождении аттестации. 19. Обучающиеся в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государст-венную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Россий-ской Федерации для обучающихся в государственных образовательных учреждениях. Право обучаю-щихся в образовательных учреждениях на получение отсрочки от призыва на военную службу уста-навливается законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. Статья 48. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоро-вья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников оп-ределяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органа-ми здравоохранения. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образова-тельные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут прово-диться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. 3. Педагогические работники образовательных учреждений подлежат периодическим бесплат-ным медицинским обследованиям, которые проводятся за счет средств учредителя. 4. Медицинское обслуживание образовательного учреждения обеспечивают органы здраво-охранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими ус-ловиями для работы медицинского персонала. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв дос-таточной продолжительности для питания. Организация питания в образовательном учреждении воз-лагается местными органами государственной власти на предприятия общественного питания. В обра-зовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспи-танников. 6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников компенсируется государством. 7. Ответственность за создание условий учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом образовательного учреждения. Статья 49. Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) 1. Родители (лица, их заменяющие) несовершеннолетних детей до получения последними об-щего среднего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители (лица, их заменяющие) имеют право дать ребенку начальное, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в обра-зовательном учреждении при положительной аттестации. 3. Родители (лица, их заменяющие) обязаны: - определять детей в общеобразовательную школу по достижении ими школьного возраста; - обеспечивать посещение учебных заведений учащимися; - не допускать пропусков ими занятий без уважительных причин. 4. Родители (лица, их заменяющие) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Статья 50. Занятие педагогической деятельностью 1. Порядок комплектования персонала образовательных учреждений регламентируется их ус-тавами. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый типовыми положениями о соответствующих типах и видах обра-зовательных учреждений. 2. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступле-ния. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавлива-ются законом. Статья 51. Оплата труда работников образовательных учреждений 1. Заработная плата, должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачива-ется за выполнение им функциональных обязанностей, работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению кроме случаев, специально предусмотренных законодательством. 2. Размер минимальной ставки заработной платы, должностного оклада работникам образова-тельных учреждений устанавливается в соответствии с действующим законодательством. 3. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда само-стоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на преподавателя запрещается. Статья 52. Права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений Права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) устанавливаются законом о статусе учителя и иными правовыми нормами действующего законодательства. Статья 53. Трудовые отношения в системе образования Трудовые отношения работника с образовательным учреждением регламентируются дейст-вующим законодательством. Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 54. Международное сотрудничество 1. Сотрудничество Республики Саха (Якутия) с зарубежными государствами в области образо-вания строится на основе договоров и соглашений, не противоречащих настоящему закону. 2. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан иных государств в образователь-ных учреждениях Республики Саха (Якутия), равно как и граждан Республики Саха (Якутия) в зарубеж-ных образовательных учреждениях, осуществляются по договорам, заключенным юридическими ли-цами на основании международных соглашений Республики Саха (Якутия). Статья 55. Внешнеэкономическая деятельность 1. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреж-дениях в порядке, установленном законодательством. 2. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат. Председатель Палаты Представителей А.ИЛЛАРИОНОВ г. Якутск 23 мая 1995 года З N 59-I
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.