Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Нормативно-правовая база / Нормативно распорядительные документы МО РС(Я) /
   
Методические рекомендации по организации в муниципальных образованиях разъяснительной работы среди населения с целью противодействия проявлениям религиозного экстремизма, предупреждения вовлечения населения в деятельность деструктивных культов и сект
30.08.2013 11:04


Методические рекомендации по организации в муниципальных образованиях разъяснительной работы среди населения с целью противодействия проявлениям религиозного экстремизма, предупреждения вовлечения населения в деятельность
деструктивных культов и тоталитарных сект


Проявления экстремизма угрожают национальной безопасности и государственной целостности страны, создавая нездоровую обстановку в межнациональном и межконфессиональном общении страны. Экстремизм во всех своих проявлениях посягает на закрепленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.
Обеспечение межконфессионального и межнационального мира между народами, населяющими республику, является приоритетом государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере духовно-нравственного здоровья общества.
Участие в профилактике экстремизма, минимизация последствий проявлений экстремизма в границах муниципального образования Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 отнесены к вопросам местного значения.

I. Основные положения
Эффективность и возможность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления.
"Экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг" (из статьи 1, Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности").
В частности, религиозный экстремизм - возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной или принадлежности или отношения к религии.
Также под религиозным экстремизмом понимают тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимся традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении.
Религиозный экстремизм представлен течениями, возникшими:
1. внутри определенной конфессии в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм (к примеру, ваххабизм в исламе);
2. вне сложившихся конфессий в результате синкретизации разных вероучений или создания новой доктрины (АУМ Синрикё).
С точки зрения целей различают два основных типа религиозного экстремизма - внутриконфессионально ориентированный и социально ориентированный. Первый тип сводит свои цели к конфронтации со сложившейся вероучительной, культовой практикой или с религиозными институтами (например, с развившимся в позднем исламе культом святых, пророков; со сложившейся в христианстве церковной иерархией). Второй тип предусматривает религиозные силы в качестве силы, направленной на радикальное преображение личности и общества.
Течения внутриконфессионально ориентированного религиозного экстремизма, столкнувшись с сопротивлением религиозной и светской власти, обычно эволюционируют в направлении социальной радикализации и превращаются в движения социального протеста и преобразования. В достижении своих целей религиозный экстремизм прибегает к средствам, стоящим за гранью сложившихся общепринятых норм; правовой нигилизм, пренебрежение к религиозным и светским установлениям и институтам - характерные черты религиозного экстремизма.
Стремление религиозного экстремизма к достижению радикальных целей нелегитимными средствами провоцирует внутри религиозной системы и в обществе острые конфликты, зачастую перерастающие в акты насилия и войны. Следствием религиозного экстремизма в религиозной жизни является конфронтация внутри конфессии, которая приводит либо к подавлению радикального течения, либо к компромиссу с ним и возникновению реформированной религии, либо к расколу и появлению нового религиозного движения. Нередко деятельность религиозного экстремизма ведет к возникновению и росту межконфессиональной розни.
В общественной жизни следствием религиозного экстремизма является социальная напряженность, которая разрешается либо добровольным или вынужденным отказом экстремистских групп от радикальных программ преобразования общества, либо компромиссом с экстремистами и социальными реформами, либо в редких случаях победы религиозного экстремизма путем клерикализации общества.
Потенциал экстремизма в разных религиях имеет разные величины. В тех случаях, когда деструктивные свойства личностей харизматиков, социально-политический или этнический радикализм религиозного сообщества приобретают доминирующее значение, возникает вероучение и практика религиозного экстремизма.
В зависимости от основной направленности выделяются виды религиозного экстремизма, обращенные:
1. на глубокую деформацию конфессии (внутриконфессиональный религиозный экстремизм);
2. на устранение нелегитимными, насильственными способами иных конфессий (иноконфессиональный религиозный экстремизм);
3. на деструктивную трансформацию личности (личностно-ориентированный религиозный экстремизм);
4. на радикальное преобразование этноса и межэтнических отношений, подавление чужих этнорелигиозных групп (этнорелигиозный религиозный экстремизм);
5. на изменение правовой системы государства и межгосударственных отношений (религиозно-политический экстремизм);
6. на трансформацию социально-экономической системы (социальный религиозный экстремизм).
В реальной практике виды религиозного экстремизма синкретизируются.
В соответствии с важнейшими международными документами (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод) границей свободы совести (права каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, включая право иметь, менять, распространять как религиозные так и не религиозные убеждения) служат права и свободы других людей, а также ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Тоталитарные секты и деструктивные культы - наименование некоторых религиозных организаций (главным образом новых религиозных движений), признаками которых являются:
сокрытие своих истинных целей;
использование обманных средств вовлечения в организацию (вербовка);
жесткие авторитарные структуры, включающие слепое подчинение лидеру или организации;
контролирование сознания человека (в т.ч. посредством специальных психотехник);
регламентация всех сторон жизни человека (зомбирование).
Деструктивное религиозное объединение - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а так же к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществе в целом, практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.
В российском законодательстве не существует юридического определения понятий "секта" и "тоталитарная секта", "деструктивный культ", однако в законодательных актах и судебной практике зафиксировано, что деятельность религиозного объединения может быть запрещена в судебном порядке из-за нанесения ущерба обществу и личности.
Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно статье 14 данного закона основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 25 июня 2002 года N 114- ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
законность;
гласность;
приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма, определении конкретных мер и действий, направленных на профилактику, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

II. Методические рекомендации
В целях противодействия проявлениям религиозного экстремизма, предупреждения вовлечения населения в деятельность деструктивных культов и тоталитарных сект рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов:
1. Обеспечить исполнение решения N 3 от 13 декабря 2000 года Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия) в части создания комиссий по вопросам религиозных объединений (далее КВРО) при администрациях муниципальных образований из числа представителей администрации муниципального образования, территориальных правоохранительных органов, иных заинтересованных ведомств, общественных организаций и средств массовой информации.
2. Разместить на официальном сайте муниципального образования для повышения правовой грамотности населения настоящие методические рекомендации и указать ссылку на Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых запрещена по решению суда или приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности (данный Перечень подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений). Также организовать периодическую публикацию указанного Перечня в печатных изданиях соответствующего муниципального образования.
3. Организовать регулярное проведение мониторинга религиозной ситуации с отображением фактических данных (в части составов и численности членов религиозных объединений) на территории муниципального образования.
4. Ежеквартально представлять в Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) анализ и тенденции развития религиозной ситуации на территории муниципального образования, отчет о деятельности КВРО в соответствии с типовой анкетой Министерства регионального развития Российской Федерации. А также обеспечить оперативное информирование Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) об обострении религиозной ситуации, фактах этнической и/или религиозной напряженности, готовящихся и совершенных правонарушениях со стороны религиозных объединений.
5. Осуществлять выработку и реализацию мер, направленных на повышение правовой грамотности населения, руководителей религиозных объединений, а также доведение до общественности информации о признаках противоправной деятельности и негативных последствиях, наступающих в результате вовлечения граждан в религиозные объединения деструктивного и тоталитарного характера.
Разъяснительную работу в указанной сфере необходимо проводить с охватом всего населения района (трудовых коллективов, учреждений образования и т.д.). Выступления должны быть понятны для слушателей, не обладающих юридическими знаниями, с использованием общедоступной и политкорректной лексики.
В выступлениях необходимо проинформировать о следующем:
о гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ (стт. 14,19,28,29);
о юридическом аспекте понятия "экстремизм" (ст.1 N114-ФЗ от 25.07.2002), об ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности (стт. 148,149,213,214,243,244,280,282 УК РФ), последствиях организации экстремистского сообщества и участия в нем;
о наиболее острых и общеизвестных примерах судебно-следственной практики РФ по данному направлению;
о совместной деятельности органов исполнительной власти, органов МСУ и правоохранительных органов по исполнению требований действующего законодательства о противодействии проявлениям экстремизма и достигнутых итогах;
о порядке действий граждан в случае выявления ими признаков экстремистской деятельности.
6. Проводить на регулярной основе рабочие встречи с руководителями и активистами религиозных объединений, а также определить порядок совместных действий по профилактике проявлений религиозного экстремизма.
7. Взаимодействовать с правоохранительными органами по выявлению негативных настроений и тенденций в деятельности религиозных объединений тоталитарного и деструктивного характера.
8. Ввести в практику (при отсутствии) проведение на базе районных администраций конференций с участием членов КВРО, СМИ, иных заинтересованных ведомств и организаций, а также лиц, занимающихся организацией досуга несовершеннолетних (в т.ч. с участием представителей родительских комитетов школ). В ходе конференций доводить до сведения общественности результаты работы органов МСУ в сфере противодействия экстремизму, озвучивать имеющиеся проблемы и вырабатывать возможные способы их решения.
9. Обеспечить широкое использование средств масс-медиа для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его формах:
издание публицистических материалов, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе (в т.ч. в виде конкурсов);
организация выступлений в средствах массовой информации руководителей религиозных и общественных организаций, представителей общественности и культуры, ориентированных на пропаганду культурных и религиозных традиций народов республики;
изготовление и прокат социальной рекламы (ролики на теле- и радиовещании, информационные листовки и плакаты), направленной на пропаганду идей толерантности и веротерпимости;
размещение в СМИ сведений о результативности проводимой профилактики экстремизма;
анализ публикаций в СМИ и размещенной информации в местном сегменте сети Интернет на религиозную тематику на предмет выявления признаков религиозного экстремизма (с последующим уведомлением органов прокуратуры и внутренних дел);
организация работы по направлению материалов в правоохранительные органы или в суд для признания в установленном действующим законодательством порядке публикаций, теле- и радиопрограмм экстремистскими, провоцирующими разжигание национальной и религиозной розни;
10. Создание и проведение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ и мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания и поведения, веротерпимости, миролюбия и обучение межкультурному диалогу:
внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
разработка памятки для педагогов и родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, религиоведов, сотрудников правоохранительных органов.
При проведении лекций перед родительским сообществом и педагогами необходимо ориентировать их на изучение круга общения несовершеннолетнего и обратить внимание на то:
с кем несовершеннолетний общается по телефону, в школе, на улице (их возраст, пол, увлечения (музыкальное направление (группа), спортивный клуб, репертуар интересуемых книг, фильмов)), используемый жаргон.
-как организован досуг самого ребенка и его окружения (посещают ли дополнительные занятия (курсы), спортивные секции (направленность), время посещения).
стиль одежды, выбранный несовершеннолетним и его окружением (с изображением музыкальных исполнителей и групп, представителей спортивных клубов, военный камуфляж), его атрибуты и аксессуары (татуировки, цепочки, браслеты, ремни, платки-повязки), обувь, прическа, интерьер личной комнаты (постеры, плакаты, литература экстремистского содержания, обои на компьютере, анализ компьютерного контента (скаченные файлы, фильмы, журнал посещенных сайтов)).
каких политических и религиозных убеждений придерживается несовершеннолетний, сопровождаются ли они нетерпимостью к другим этническим группа и религиям, представителям социальных групп.
11. Разработать механизмы оказания помощи жертвам религиозного экстремизма.
III. Нормативно-правовая база
Нормативно-правовую базу в вопросах борьбы с экстремизмом составляют:
Конституция Российской Федерации;
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия);
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. N 27 (в редакции от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом";
Указ Президента Российской Федерации от 23.03.1995 N310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации";
Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 12.05.2011 N 296-РП "О дополнительных мерах по противодействию преступности, усилению охраны общественного порядка, активизации профилактики правонарушений в Республике Саха (Якутия)".












Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"
(по данным официального сайта Министерства юстиции РФ
по состоянию на декабрь 2012 года)

Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых запрещена по решению суда или приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений.
1. Межрегиональная общественная организация "Национал-большевистская партия" (решение Московского городского суда от 19.04.2007 о запрете деятельности).
2. Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община "ВЕК РА" (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности).
3. Общественное незарегистрированное объединение группа "Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь" (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации).
4. Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).
5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).
6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).
7. Международное религиозное объединение "Нурджулар" (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности).
8. Общественное объединение Ахтубинское народное движение "К Богодержавию" (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008).
9. Международное религиозное объединение "Таблиги Джамаат" (решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009).
10. Местная религиозная организация Свидетели Иеговы "Таганрог" (решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009).
11. Рязанская городская общественная патриотическая организация "Русское национальное единство" (заочное решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009).
12. Международное общественное объединение "Национал- социалистическое общество" ("НСО", "НС") (решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2010).
13. Группа "Джамаат мувахидов" (решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19.10.2007).
14. "Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая" (решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2010).
15. Приморская региональная правозащитная общественная организация "Союз славян" (решение Приморского краевого суда от 28.07.2010).
16. Международное религиозное объединение "Ат-Такфир Валь-Хиджра" (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010).
17. Местная организация города Краснодара - "Пит Буль" ("Pit Bull") (решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24.08.2010).
18. Региональное общественное объединение "Национал-социалистическая рабочая партия России" ("НСРПР") (решение Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22.09.2010).
19. Межрегиональное общественное движение "Славянский союз" (решение Московского городского суда от 27.04.2010).
20. Межрегиональное общественное объединение "Формат-18" (решение Московского городского суда от 20.12.2010).
21. Религиозная группа "Благородный Орден Дьявола" (решение Верховного Суда Республики Мордовия от 27.12.2010).
22. Межрегиональное общественное движение "Армия воли народа" (решение Московского городского суда от 19.10.2010).
23. Местная общественная организация "Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца" (решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.05.2011).
24. Межрегиональное общественное объединение "Духовно-Родовая Держава Русь" (решение Московского областного суда от 05.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2011).
25. Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения "Русское национальное единство" (решение Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2003).
26. Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины "Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов- Инглистов" (решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 12.12.2008).
27. Межрегиональное объединение "Русский общенациональный союз" (решение Владимирского областного суда от 30.05.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2011).
28. Межрегиональная общественная организация "Движение против нелегальной иммиграции" (решение Московского городского суда от 18.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2011);
29. Международное объединение "Кровь и Честь" ("Blood and Honour/Combat18", "B&H", "BandH") (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012).

Единый федеральный список организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации
(по данным официального сайта Национального антитеррористического комитета по состоянию на декабрь 2012 года)

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:

"Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа",
"Конгресс народов Ичкерии и Дагестана",
"База" ("Аль-Каида"),
"Асбат аль-Ансар",
"Священная война" ("Аль-Джихад" или "Египетский исламский джихад"),
"Исламская группа" ("Аль-Гамаа аль-Исламия"),
"Братья-мусульмане" ("Аль-Ихван аль-Муслимун"),
"Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"),
"Лашкар-И-Тайба",
"Исламская группа" ("Джамаат-и-Ислами"),
"Движение Талибан",
"Исламская партия Туркестана" (бывшее "Исламское движение Узбекистана"),
"Общество социальных реформ" ("Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи"),
"Общество возрождения исламского наследия" ("Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами"),
"Дом двух святых" ("Аль-Харамейн")

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:

"Джунд аш-Шам"
"Исламский джихад - Джамаат моджахедов"

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:

"Аль-Каида в странах исламского Магриба" (прежнее название - "Салафистская группа проповеди и джихада")

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2010 года признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации международной организации:

"Имарат Кавказ" ("Кавказский Эмират").
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.