Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Нормативно-правовая база / Нормативно распорядительные документы МО РС(Я) /
   
Методические рекомендации по формированию образовательной программы образовательных учреждений РС(Якутия)
22.05.2009 10:23


Методические рекомендации

по формированию образовательной программы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

 

Образовательная программа образовательного учреждения формируется, исходя из образовательного общественного договора между образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг. Общественный договор заключается о предоставлении услуг по достижению качества образования. Исходя из определения качества образования в образовательном учреждении, состоящая из академической (выполнение требований госстандарта) и вариативной (заказ потребителей - обучающихся, родителей, общества) составляется образовательная программа ОУ, включающая в себя:

•Учебный план и учебную программу

•Организацию учебного процесса

•Система выявления и оценивания образовательных достижений учащихся

•Требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса

•Требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся

•Способы контроля за реализацией основной образовательной программы и

др.

1. Основные компоненты образовательной программы и ведущие показатели.

1.1. Цели (ожидаемые результаты) образовательной программы. Цели задачи образовательной программы определяются на основе анализа:

- социокультурной и социально-экономической ситуации;

- образовательного заказа потребителей.

Образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается как общественный договор между образовательным учреждением и потребителями.

1.2. Заявленные цели и задачи должны отражать специфику вида общеобразовательного учреждения (ОУ), специфику ступеней общего образования.

1.3. Цели и задачи должны быть ориентированы на результаты освоения образовательной программы:

- образовательная программа должна основываться на реализации определенной модели выпускника каждой ступени;

- ожидаемые  результаты  освоения  образовательной программы должны быть прописаны вариативно с учетом особенностей обучающихся;

- должны быть отражены вносимые изменения в структуру и содержание обучения связи с реализацией компетентностного подхода в образовании.

2. Адресность образовательной программы.

2.1. В образовательной программе должны быть определены требования к:

- организационной готовности обучающихся к освоению определенной образовательной программы;

- уровню обученности учащихся, необходимому для освоения определенной ступени обучения.

2.2. Условия комплектования учебных классов, групп:

- соблюдается порядок приема обучающихся, гарантирующих их право на образование в соответствии с Законами РФ и РС (Я) "Об образовании";

- должны быть сформулированы особые принципы комплектования  учебных классов,  групп в соответствии с Уставом, локальными актами образовательного учреждения, не противоречащие федеральным и региональным нормативным актам;

- должны быть сформулированы принципы комплектования   предпрофильных и профильных классов.

3. Учебный план.

3.1. В пояснительной записке должны быть отражены:

- цель и задачи образовательной программы;

- подходы к реализации целей образовательной программы;

- распределение аудиторной и внеаудиторной нагрузки, соответствующие распределению часов для реализации образовательной программы.

3.2. Учебный план должен соответствовать следующим нормативным требованиям:

- процедуре согласования и утверждения учебного плана нормативным документам ( в т.ч. согласование учредителя, Роспотребнадзора);

- наличие предметов федерального и регионального (национально-регионального компонентов;

- соблюдение минимального количества часов на каждый предмет, установленных федеральным и региональным (национально-региональным) компонентами;

- соответствие количества часов на изучение предметов, часов по выбору (в т.ч. элективных курсов), отраженных в журнале и расписании занятий количеству часов в учебном плане;

- соответствие названия учебных предметов, часов по выбору (элективных курсов) в журнале, расписании и учебном плане.

3.3. Учебный план должен отражать основные подходы к содержательному наполнению:

- распределение часов (в т.ч. на профильные предметы, предметы, поддерживающие профиль и элективные курсы) должно соответствовать целям и задачам образовательной программы;

- должен быть учтен региональный (национально-региональный) компонент;

- должна быть соблюдена преемственность в распределении часов по классам и ступеням обучения.

4. Учебные программы. Перечень учебных программ должен отражать:

- соответствие названия используемых программ наименованиям учебных предметов учебного плана;

- преемственность в изучении учебного предмета по вертикали и горизонтали (в рамках класса);

- специфику реализуемой образовательной программы;

- в пояснительной записке должно быть описание способов достижения обучающимися соответствующего уровня обученности;

- соответствие используемых в образовательном процессе учебников федерального и регионального перечней;

- соответствие учебных пособий реализуемым учебным программам;

- обеспеченность учебных программ необходимым учебно-методическим комплексом;

- наличие учебников нового поколения по базовым курсам;

- наличие разноуровневых дидактических материалов, позволяющих дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

5. Сочетание основного общего и дополнительного образования учащихся:

- использование социокультурного пространства, образовательной сети населенного пункта, района, города;

- взаимодействие с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

6. Взаимосвязь программ внеурочной деятельности с реализуемыми учебными программами:

- доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий;

- соответствие программ дополнительного образования, проводимых во второй половине дня, целям ОП и образовательным потребностям обучающихся

7. Реализуемые программы дополнительного образования (факультативов, кружков, часов проектной деятельности) должны отражать:

 - соответствие количества часов, отводимых  по учебному плану количеству часов в расписании занятий;

- соответствие количества часов в программе количеству часов в журнале занятий;

- соответствие названий программ занятий в расписании

8. Организационно-педагогические условия реализации ОП:

- перечень образовательных технологий соответствует возрастным особенностям обучающихся

- позволяет достигнуть цели ОП

9. Образовательный маршрут учащихся. Должна быть описана процедура:

- первоначального выбора образовательного маршрута;

- изменения образовательного маршрута;

10. Должна быть обеспечены валеологические условия:

- соблюдение требований к режиму обучения учащихся по объему максимально доступной учебной нагрузки и др..

11. Деятельность службы сопровождения:

- наличие диагностики в структуре образовательного процесса;

- организация социально-психологической поддержки обучающихся.

12. Кадровая обеспеченность в реализации образовательной программы:

- укомплектованность основного состава педагогического коллектива, необходимая для реализации образовательной программы;

- системность в повышении квалификации педагогических кадров.

13. Элементы образовательной среды, необходимые для реализации образовательной программы:

- наличие библиотеки, оснащенной современными словарно-справочными изданиями на традиционных (печатных) и электронных носителях;

- наличие компьютерного класса и соответствующего программного обеспечения;

- наличие учебных кабинетов, адекватных учебным компонентам реализуемого учебного плана;

- эффективность использования материально-технического оснащения образовательного процесса.

14. Использование разнообразных форм информирования о реализуемой ОП, процессе ее осуществления:

- обучающихся;

- родителей;

- общественности

15. Наличие диагностики удовлетворенности реализацией ОП:

- обучающихся;

- родителей;

16. Формы аттестации и учета достижений обучающихся.

16.1. Определены обязательные формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, не противоречащие региональным и федеральным нормативным актам, Уставу образовательного учреждения:

- сохраняется преемственность между формами текущей и итоговой аттестации;

- достижение адекватности форм аттестации целям образовательной программы, учебным возможностям обучающихся.

16.2. Определены формы учета достижений обучающихся:

- в урочной деятельности;

- во внеурочной деятельности;

- оптимальность формы учета достижений обучающихся.

17. Результаты освоения образовательной программы:

- обязательные результаты освоения образовательной программы на основе имеющегося в образовательном учреждении материалов (достижения уровня подготовки, соответствующего требованиям обязательного минимума содержания образования);

- возможные результаты освоения образовательной программыичностные достижения обучающихся, адекватные сформулированным целям образовательной программы).

18. Общие показатели оценки ОП:

- полнота структуры ОП;

- согласованность структурных компонентов;

- технологичность (инструментальность).

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.