Методические рекомендации по формированию образовательной программы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Образовательная программа образовательного учреждения формируется, исходя из образовательного общественного договора между образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг. Общественный договор заключается о предоставлении услуг по достижению качества образования. Исходя из определения качества образования в образовательном учреждении, состоящая из академической (выполнение требований госстандарта) и вариативной (заказ потребителей - обучающихся, родителей, общества) составляется образовательная программа ОУ, включающая в себя: •Учебный план и учебную программу •Организацию учебного процесса •Система выявления и оценивания образовательных достижений учащихся •Требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса •Требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся •Способы контроля за реализацией основной образовательной программы и др. 1. Основные компоненты образовательной программы и ведущие показатели. 1.1. Цели (ожидаемые результаты) образовательной программы. Цели задачи образовательной программы определяются на основе анализа: - социокультурной и социально-экономической ситуации; - образовательного заказа потребителей. Образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается как общественный договор между образовательным учреждением и потребителями. 1.2. Заявленные цели и задачи должны отражать специфику вида общеобразовательного учреждения (ОУ), специфику ступеней общего образования. 1.3. Цели и задачи должны быть ориентированы на результаты освоения образовательной программы: - образовательная программа должна основываться на реализации определенной модели выпускника каждой ступени; - ожидаемые результаты освоения образовательной программы должны быть прописаны вариативно с учетом особенностей обучающихся; - должны быть отражены вносимые изменения в структуру и содержание обучения связи с реализацией компетентностного подхода в образовании. 2. Адресность образовательной программы. 2.1. В образовательной программе должны быть определены требования к: - организационной готовности обучающихся к освоению определенной образовательной программы; - уровню обученности учащихся, необходимому для освоения определенной ступени обучения. 2.2. Условия комплектования учебных классов, групп: - соблюдается порядок приема обучающихся, гарантирующих их право на образование в соответствии с Законами РФ и РС (Я) "Об образовании"; - должны быть сформулированы особые принципы комплектования учебных классов, групп в соответствии с Уставом, локальными актами образовательного учреждения, не противоречащие федеральным и региональным нормативным актам; - должны быть сформулированы принципы комплектования предпрофильных и профильных классов. 3. Учебный план. 3.1. В пояснительной записке должны быть отражены: - цель и задачи образовательной программы; - подходы к реализации целей образовательной программы; - распределение аудиторной и внеаудиторной нагрузки, соответствующие распределению часов для реализации образовательной программы. 3.2. Учебный план должен соответствовать следующим нормативным требованиям: - процедуре согласования и утверждения учебного плана нормативным документам ( в т.ч. согласование учредителя, Роспотребнадзора); - наличие предметов федерального и регионального (национально-регионального компонентов; - соблюдение минимального количества часов на каждый предмет, установленных федеральным и региональным (национально-региональным) компонентами; - соответствие количества часов на изучение предметов, часов по выбору (в т.ч. элективных курсов), отраженных в журнале и расписании занятий количеству часов в учебном плане; - соответствие названия учебных предметов, часов по выбору (элективных курсов) в журнале, расписании и учебном плане. 3.3. Учебный план должен отражать основные подходы к содержательному наполнению: - распределение часов (в т.ч. на профильные предметы, предметы, поддерживающие профиль и элективные курсы) должно соответствовать целям и задачам образовательной программы; - должен быть учтен региональный (национально-региональный) компонент; - должна быть соблюдена преемственность в распределении часов по классам и ступеням обучения. 4. Учебные программы. Перечень учебных программ должен отражать: - соответствие названия используемых программ наименованиям учебных предметов учебного плана; - преемственность в изучении учебного предмета по вертикали и горизонтали (в рамках класса); - специфику реализуемой образовательной программы; - в пояснительной записке должно быть описание способов достижения обучающимися соответствующего уровня обученности; - соответствие используемых в образовательном процессе учебников федерального и регионального перечней; - соответствие учебных пособий реализуемым учебным программам; - обеспеченность учебных программ необходимым учебно-методическим комплексом; - наличие учебников нового поколения по базовым курсам; - наличие разноуровневых дидактических материалов, позволяющих дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. 5. Сочетание основного общего и дополнительного образования учащихся: - использование социокультурного пространства, образовательной сети населенного пункта, района, города; - взаимодействие с учреждениями дополнительного и профессионального образования. 6. Взаимосвязь программ внеурочной деятельности с реализуемыми учебными программами: - доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий; - соответствие программ дополнительного образования, проводимых во второй половине дня, целям ОП и образовательным потребностям обучающихся 7. Реализуемые программы дополнительного образования (факультативов, кружков, часов проектной деятельности) должны отражать: - соответствие количества часов, отводимых по учебному плану количеству часов в расписании занятий; - соответствие количества часов в программе количеству часов в журнале занятий; - соответствие названий программ занятий в расписании 8. Организационно-педагогические условия реализации ОП: - перечень образовательных технологий соответствует возрастным особенностям обучающихся - позволяет достигнуть цели ОП 9. Образовательный маршрут учащихся. Должна быть описана процедура: - первоначального выбора образовательного маршрута; - изменения образовательного маршрута; 10. Должна быть обеспечены валеологические условия: - соблюдение требований к режиму обучения учащихся по объему максимально доступной учебной нагрузки и др.. 11. Деятельность службы сопровождения: - наличие диагностики в структуре образовательного процесса; - организация социально-психологической поддержки обучающихся. 12. Кадровая обеспеченность в реализации образовательной программы: - укомплектованность основного состава педагогического коллектива, необходимая для реализации образовательной программы; - системность в повышении квалификации педагогических кадров. 13. Элементы образовательной среды, необходимые для реализации образовательной программы: - наличие библиотеки, оснащенной современными словарно-справочными изданиями на традиционных (печатных) и электронных носителях; - наличие компьютерного класса и соответствующего программного обеспечения; - наличие учебных кабинетов, адекватных учебным компонентам реализуемого учебного плана; - эффективность использования материально-технического оснащения образовательного процесса. 14. Использование разнообразных форм информирования о реализуемой ОП, процессе ее осуществления: - обучающихся; - родителей; - общественности 15. Наличие диагностики удовлетворенности реализацией ОП: - обучающихся; - родителей; 16. Формы аттестации и учета достижений обучающихся. 16.1. Определены обязательные формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, не противоречащие региональным и федеральным нормативным актам, Уставу образовательного учреждения: - сохраняется преемственность между формами текущей и итоговой аттестации; - достижение адекватности форм аттестации целям образовательной программы, учебным возможностям обучающихся. 16.2. Определены формы учета достижений обучающихся: - в урочной деятельности; - во внеурочной деятельности; - оптимальность формы учета достижений обучающихся. 17. Результаты освоения образовательной программы: - обязательные результаты освоения образовательной программы на основе имеющегося в образовательном учреждении материалов (достижения уровня подготовки, соответствующего требованиям обязательного минимума содержания образования); - возможные результаты освоения образовательной программы (личностные достижения обучающихся, адекватные сформулированным целям образовательной программы). 18. Общие показатели оценки ОП: - полнота структуры ОП; - согласованность структурных компонентов; - технологичность (инструментальность). |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |