Проект. Концепция гражданско-правового образования в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. 1.Введение. Гражданское-правовое образование - одно из ключевых понятий при разработке стратегий развития образования для XXI века, определении основных направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Проблемы построения демократического общества: это весь спектр правовых, социальных и исторических вопросов, связанные с существованием человека в современном мире, определение его позиции и способов его взаимодействия с окружающим миром - вот те вопросы, над которыми работают специалисты многих стран мира. В основных политико-правовых документах образовательной политики России в Национальной доктрине образования до 2025 года и Программе модернизации образования до 2010 года, в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Актуальность гражданского образования для нашей республики обусловлена спецификой перехода к местному самоуправлению, необходимостью готовить законопослушных людей, сформированным чувством ответственности, умеющим проявлять инициативу, пользоваться личными свободами. "Концепция гражданско-правового образования Республики Саха (Якутия)" в современных условиях определяется относительно устойчивым традиционализмом в сфере политической, правовой, бытовой и духовной культуры, отсутствием концептуального подхода к гражданско-правовому образованию. Концепция гражданско-правового образования в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. (далее именуется Концепция) разработана по инициативе Министерства Образования Республики Саха (Якутия), Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и общественных организаций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Саха (Якутии), Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовых актов по образованию. Концепция учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства; определяет основные пути формирования системы гражданского образования как одного из направлений гуманизации образования в РС (Я); признает равную значимость обучения и воспитания в образовательном процессе, разнообразие подходов к гражданскому образованию как к открытой развивающейся сфере; ориентирована на все гражданские институты; способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию людей в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию высокого уровня правовой культуры у граждан республики.
2. Цель и задачи Концепции. Цель: создание и развитие системы гражданско-правового образования в Республике Саха (Якутия). Указанная цель может быть реализована в ходе решения следующих взаимосвязанных задач:
3. Создание условий для подготовки и переподготовки педагогических, управленческих и научных кадров в области гражданско-правового образования и подготовка научно-методического обеспечения гражданско-правового образования населения; 4. Проведение информационной кампании в государственных СМИ и развитие социального взаимодействия. 5. Разработка и внедрение механизмов поддержки деятельности гражданских институтов и их сетевое взаимодействие, развитие школьного самоуправления. 3.Основные принципы Концепции гражданско-правового образования Гражданское образование - одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе воспитательную и образовательную функции. Представляется актуальным построение модели системы непрерывного гражданско-правового образования как особого пространства, включающего вертикаль гражданско-правового содержания образования, интерактивные методы и современные формы организации учебно-воспитательного процесса, ученическое самоуправление. Модель системы непрерывного гражданско-правового образования рассматривается как совокупность концептуально объединенных элементов: целей, содержания, форм, методов организации гражданско-правового образования, демократической, правовой позиции участников образовательного процесса. Основными принципами Концепции являются: принцип непрерывности означает организацию гражданско-правового образования на всех уровнях социально-культурной деятельности личности; принцип демократизма учитывает интересы всех участников образовательного процесса, введение партнерских отношений вместо административно-командных, поощрение и поддержка самостоятельности и самоуправления; принцип гуманизма признает возможности человека и его способности к совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, соблюдению норм гуманистической морали; принцип патриотизма означает необходимость сохранения культурно-исторических традиций народов и воспитания любви к Родине; принцип конкурентоспособности способствует самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности в обществе, навыкам социального партнерства; принцип толерантности включает признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей; принцип индивидуализации предусматривает внутреннюю самоорганизацию для успешной адаптации, социализации личности; принцип вариативности учитывает способность личности к своевременным изменениям внешней среды; принцип социальной зрелости рассматривается как готовность личности к жизненному и профессиональному самоопределению и становлению; принцип социально-правовой интериоризации предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, понимание взаимной ответственности личности, общества и государства. 4.Содержание Концепции. Под гражданско-правовым образованием понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования базовых социальных компетентностей. Это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное обучение и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации социальной среды, школьного самоуправления. Концепция включает: - развитие активной гражданской позиции родителя, повышение их ответственности в воспитании детей; - формирование базисной личностной культуры ребенка, его готовности к образованию в школе, дошкольных образовательных учреждениях; - развитие самостоятельности, самоорганизации, потребности в активной познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы; - формирование позитивного самоутверждения, гражданской ответственности и правового самосознания подростков; - создание условий для профессионального самоопределения, правового сознания, подготовки к семейной жизни у учащихся старших классов; - становление патриота-гражданина, высококвалифицированного специалиста, социально активной, нравственно, духовно и физически здоровой, творческой личности в системе профессионального образования. Система гражданско-правового образования предусматривает: деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и общественными объединениями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданско-правового образования, на формирование гражданственности. Специфика содержания гражданско-правового образования позволяет реализовать его в следующих моделях: *Предметная, где основу составляют курсы "Граждановедение", "Введение в гражданско-правовое образование" и предметы гуманитарного цикла. *Межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. *Воспитательная (урочная и внеурочная деятельность, внеклассная и внешкольная деятельность, система дополнительного образования) *Институциональная (организация местного самоуправления, семейного уклада, школьного сообщества и школьного самоуправления, в котором реализуется гражданско-правовое образование, способствующее становлению гражданского общества). *Проектная и другие. 5.Основные направления реализации Концепции. -формирование научно-теоретических и методических основ гражданско-правового образования Республики: · привлечение творческого потенциала деятелей науки к всестороннему теоретическому обоснованию и решению проблем гражданско-правового образования, · проведение исследований по данной проблематике, написание учебных материалов. - разработка и внедрение механизмов реализации Концепции: · взаимодействие всех органов исполнительной власти в системе гражданско-правового образования, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению широкого комплекса проблем гражданско-правового образования на основе программных методов и единой государственной политики, · повышение гражданско-правовой культуры учителей и руководителей образовательных учреждений, · мониторинг реализации Концепции. -система подготовки педагогических кадров и руководителей общественных институтов: · учёт быстро изменяющихся образовательных парадигм, содержание образования, методов обучения и адекватности им; · ориентир на потребности педагога, его интересы и запросы, способствующие росту профессиональной, социально-трудовой и гражданско-правовой компетентности; · учёт местных особенностей и потребностей каждого региона, специфику его культурно-исторической среды, традиций и перспектив его развития; · тесное взаимодействие с аналогичными учреждениями других регионов, использование их опыта, а также опыта зарубежных государств. -демократизация системы образования: · изменение уклада образовательных учреждений в открытое образовательное пространство для участников образовательного процесса; · вовлечённость учащихся, родителей и представителей гражданских институтов в планирование и регулирование образовательного процесса. -создание условий для развития гражданско-правового общества: · правовой родительский всеобуч; · развитие активной гражданской позиции родителя через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй. · изучение, учёт и поддержка общественного мнения. -планирование и осуществление мероприятий государственных органов и учреждений в области гражданского образования: · систему мер по поддержке СМИ, участвующих в пропаганде гражданственности. · активизация творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов путем организации конкурсов с учреждением ежегодных премий по данной тематике; · создание и поддержка информационной базы в сети Интернет по проблемам развития гражданского образования и формирования гражданственности. Таким образом, для осуществления Концепции предполагается взаимодействие всех субъектов в данной системе: органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению широкого комплекса проблем гражданского образования на основе программных методов и единой государственной политики. Ожидаемые результаты реализации Концепции: - создание нормативной правовой базы гражданско-правового образования в Республике Саха (Якутия); - повышение гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса; - активизация общественного участия в управлении образовательным процессом; - демократизация среды образовательных учреждений; - повышение гражданско-правовой ответственности общества. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |