Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Нормативно-правовая база / Воспитание граждан. Защита прав ребенка. /
   
Концепция гражданско-правового образования в РС(Я) на 2007-2011 гг.
31.01.2007 17:33


                                                                    Проект.

Концепция  гражданско-правового  образования

в  Республике Саха (Якутия)  на  2007-2011 гг.

 

1.Введение.

Гражданское-правовое образование - одно из ключевых понятий при разработке стратегий развития образования для XXI века, определении основных направлений образовательной  политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Проблемы построения демократического общества: это весь спектр правовых, социальных и исторических вопросов, связанные с существованием человека в современном мире, определение его позиции и способов его взаимодействия с окружающим миром - вот те вопросы, над которыми работают специалисты многих стран мира.

В основных  политико-правовых  документах  образовательной  политики  России в  Национальной  доктрине  образования  до 2025 года  и  Программе  модернизации  образования  до 2010 года, в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан  правового,  демократического  государства,  уважающих  права  и  свободы  личности,  являющихся  носителями  гуманистических  ценностных  ориентаций,  обладающих  высокой  духовно-нравственной  культурой.

Актуальность гражданского образования для нашей республики обусловлена спецификой перехода к местному самоуправлению, необходимостью готовить законопослушных людей, сформированным  чувством  ответственности, умеющим проявлять инициативу, пользоваться личными свободами. "Концепция гражданско-правового образования Республики Саха (Якутия)" в современных условиях определяется относительно устойчивым традиционализмом в сфере политической, правовой, бытовой и духовной культуры, отсутствием концептуального подхода к гражданско-правовому образованию.

Концепция гражданско-правового  образования  в  Республике Саха (Якутия)     на  2007-2011 гг. (далее  именуется  Концепция)  разработана  по  инициативе  Министерства  Образования Республики Саха (Якутия),  Уполномоченного  по  правам  ребенка  в  Республике Саха (Якутия)  и  общественных  организаций  в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации и Конституцией  Республики  Саха (Якутии),  Конвенции  о  правах  ребенка и нормативно-правовых  актов  по  образованию.

 

Концепция

учитывает  опыт  и  достижения  прошлого,  современные  реалии  и  проблемы,  тенденции  развития  российского  гражданского  общества  и  государства;

определяет  основные  пути  формирования  системы  гражданского  образования  как  одного из направлений гуманизации   образования  в  РС (Я);

признает  равную  значимость  обучения  и  воспитания  в  образовательном  процессе,  разнообразие  подходов  к  гражданскому  образованию  как  к  открытой  развивающейся  сфере;

ориентирована  на  все  гражданские институты;

способствует  полному  и  всестороннему  развитию  человеческой  личности, воспитанию  людей  в  духе  демократических  ценностей,  выработке  и  реализации  способностей  каждого  к  активному  и  ответственному  участию  в  жизни  общества  и  государства,  формированию  высокого  уровня правовой  культуры   у граждан  республики.

        

2. Цель и задачи Концепции.

 

Цель: создание и развитие системы гражданско-правового образования в Республике  Саха (Якутия).

Указанная цель может быть реализована в ходе решения следующих взаимосвязанных  задач:

 

  1. Подготовка и внедрение нормативно-правовой базы системы гражданско-правового образования Республики Саха (Якутия);
  2. Создание системы центров гражданско-правового образования в улусах и районах, осуществление взаимодействия с педагогическими ВУЗами; создание площадок гражданственности как центров демократического развития в различных типах образовательных учреждений;

3.      Создание условий для подготовки и переподготовки педагогических, управленческих и научных кадров в области гражданско-правового образования и подготовка научно-методического обеспечения гражданско-правового образования населения;

4.      Проведение информационной кампании в государственных СМИ и развитие социального взаимодействия.

5.      Разработка и внедрение механизмов поддержки деятельности гражданских институтов и их сетевое взаимодействие, развитие школьного  самоуправления.

 

3.Основные принципы Концепции гражданско-правового образования

Гражданское образование - одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе  воспитательную и образовательную функции. Представляется  актуальным  построение  модели  системы  непрерывного  гражданско-правового  образования  как  особого  пространства,  включающего  вертикаль  гражданско-правового  содержания образования,  интерактивные  методы  и  современные  формы  организации  учебно-воспитательного  процесса,  ученическое  самоуправление. 

Модель  системы  непрерывного  гражданско-правового  образования  рассматривается    как  совокупность  концептуально  объединенных  элементов:  целей,  содержания,  форм,  методов  организации  гражданско-правового  образования,  демократической,  правовой  позиции  участников  образовательного  процесса.

 

Основными принципами Концепции  являются:

принцип непрерывности означает организацию гражданско-правового образования на всех  уровнях  социально-культурной  деятельности  личности;

принцип демократизма  учитывает  интересы  всех  участников  образовательного  процесса,  введение  партнерских  отношений  вместо  административно-командных,  поощрение  и  поддержка  самостоятельности  и  самоуправления;

принцип гуманизма признает возможности человека и его способности к совершенствованию   духовно-нравственных  качеств  личности, соблюдению норм гуманистической морали;

принцип патриотизма означает необходимость сохранения культурно-исторических  традиций  народов  и  воспитания   любви  к  Родине;

принцип конкурентоспособности  способствует  самоактуализации, саморазвитию  и  самореализации  личности  в  обществе,  навыкам  социального  партнерства; 

принцип толерантности  включает признание,  уважение  и  соблюдение  прав и  свобод  всех  людей  без  различения  социальных,  классовых,  религиозных,  этнических  и  иных  особенностей;    

принцип индивидуализации  предусматривает внутреннюю  самоорганизацию  для  успешной  адаптации,  социализации   личности;

принцип вариативности  учитывает  способность  личности  к  своевременным  изменениям   внешней  среды;

принцип социальной зрелости рассматривается  как  готовность  личности к жизненному  и  профессиональному  самоопределению и становлению;

принцип социально-правовой  интериоризации предполагает  знание  человеком  своих  прав  и  обязанностей,  умение  их  активно  отстаивать и защищать,  понимание  взаимной  ответственности  личности,  общества  и  государства. 

 

4.Содержание  Концепции.

Под гражданско-правовым образованием понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования базовых социальных компетентностей. Это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное обучение и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации социальной среды, школьного самоуправления.

Концепция включает:

- развитие активной гражданской позиции родителя, повышение их ответственности в воспитании детей;

- формирование базисной личностной культуры ребенка, его готовности к образованию в школе, дошкольных  образовательных учреждениях;

- развитие самостоятельности, самоорганизации, потребности в активной познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы;

- формирование позитивного самоутверждения, гражданской ответственности и правового самосознания подростков;

- создание условий для профессионального самоопределения, правового сознания, подготовки к семейной жизни у учащихся старших классов;

- становление патриота-гражданина, высококвалифицированного специалиста, социально активной, нравственно, духовно и физически здоровой, творческой личности в системе профессионального образования.

Система  гражданско-правового  образования  предусматривает: деятельность  образовательных  учреждений  всех  типов  и  видов; массовую  работу,  организуемую  и  осуществляемую  различными  государственными  структурами  и общественными  объединениями;  деятельность  средств  массовой  информации,  научных  и  других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданско-правового образования, на формирование гражданственности.

Специфика содержания гражданско-правового образования позволяет реализовать его в следующих моделях:

*Предметная, где основу составляют курсы "Граждановедение", "Введение в гражданско-правовое образование" и предметы гуманитарного цикла.

*Межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования.

*Воспитательная (урочная и внеурочная деятельность, внеклассная и внешкольная деятельность,  система дополнительного образования)

*Институциональная (организация местного самоуправления, семейного уклада, школьного сообщества и школьного самоуправления, в котором реализуется гражданско-правовое образование, способствующее становлению гражданского общества).

*Проектная и другие.

 

 

 

 

5.Основные направления реализации Концепции.

 

-формирование научно-теоретических и методических основ гражданско-правового образования Республики:

·        привлечение творческого потенциала деятелей науки к всестороннему теоретическому обоснованию и решению проблем гражданско-правового образования,

·        проведение исследований по данной проблематике, написание учебных материалов.

 

- разработка и внедрение механизмов реализации Концепции:

·        взаимодействие всех органов исполнительной власти  в системе гражданско-правового образования, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению широкого комплекса проблем гражданско-правового образования на основе программных методов и единой государственной политики,

·        повышение гражданско-правовой культуры учителей и руководителей образовательных учреждений,

·        мониторинг реализации Концепции.

 

-система подготовки педагогических кадров и руководителей общественных институтов:

·        учёт быстро изменяющихся образовательных парадигм, содержание образования, методов обучения и адекватности им;

·        ориентир на потребности педагога, его интересы и запросы, способствующие росту профессиональной, социально-трудовой и гражданско-правовой компетентности;

·        учёт местных особенностей и потребностей каждого региона, специфику его культурно-исторической среды, традиций и перспектив его развития;

·        тесное взаимодействие с аналогичными учреждениями других регионов, использование их опыта, а также опыта зарубежных государств.

 

-демократизация системы образования:

·        изменение уклада образовательных учреждений в открытое образовательное пространство для участников образовательного процесса;

·        вовлечённость учащихся, родителей и представителей гражданских институтов в планирование и регулирование образовательного процесса.

 

-создание условий для развития гражданско-правового общества:

·        правовой родительский всеобуч;

·        развитие активной гражданской позиции родителя через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.

·        изучение, учёт и поддержка общественного мнения.

 

-планирование и осуществление мероприятий государственных органов и учреждений в области гражданского образования:

·        систему мер по поддержке СМИ, участвующих в пропаганде гражданственности.

·        активизация творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов путем организации конкурсов с учреждением ежегодных премий по данной тематике;

·        создание и поддержка информационной базы в сети Интернет по проблемам развития гражданского образования и формирования гражданственности.

 

Таким образом, для осуществления Концепции предполагается взаимодействие всех субъектов в данной системе: органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению широкого комплекса проблем гражданского образования на основе программных методов и единой государственной политики.

          

Ожидаемые  результаты реализации Концепции:

- создание нормативной правовой базы гражданско-правового образования в Республике Саха (Якутия);

- повышение гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса;

- активизация общественного участия в управлении образовательным процессом;

- демократизация среды образовательных учреждений;

- повышение гражданско-правовой ответственности общества.

 

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.