Разработка урока по истории средних веков на тему:
 «Научные открытия и изобретения»
Христофорова Т.В.
МОУ СОШ № 30 г. Якутска


Тип урока: прохождение нового материала.
Цели: 
- образовательная: рассмотреть основные открытия и изобретения в позднее Средневековье, показать значение этих открытий и какой важный шаг был сделан к Новому времени;
- развивающая: продолжать способствовать развитию умений оперировать  терминами, работать с документами, картой, устанавливать при этом причинно-следственные связи, формировать умения критического мышления, рефлексировать;
-  воспитательная: приобщать учащихся к мировой культуре, показать какой вклад в историю внесли средневековые открытия и изобретения. 
План урока:

  1. Водяной двигатель.
  2. Металлургия.
  3. Развитие мореплавания.
  4. Книгопечатание.
  5. Рефлексия. Д/З

Ход урока:
1.  Мы с вами знаем тему урока, но точно,  что будем говорить и читать, мы не знаем? Но у нас с вами уже в голове возникают вопросы: что изобрели, кто изобрел, когда и зачем?


Что?

Кто? Где?

Когда?

Зачем?

 

 

 

 

 Чертим данный алгоритм в тетрадях.  По ходу изучения темы будем находить ответы на эти вопросы, и отвечать на них делая при этом запись в тетрадях. Итак, чтобы найти ответы на возникшие у нас вопросы, давайте же поскорее заглянем на странички истории.
«Водяной двигатель» (слайд 5,6,7) – учитель объясняет учащимся об устройстве и усовершенствовании водяного колеса, указывает, где использовался водяной двигатель, направляя их при этом на заполнение таблиц.
2. «Металлургия» - вторая наша с вами страничка. Учитель знакомит учащихся с домной показывая слайд 8, затем обращая внимание к слайду 9 рассказывает,  что – «при использовании водяного колеса температура в домне была очень высокая и это позволяло выплавлять металла намного больше, чем прежде, а значит  и  производить больше из него чего? Конечно же, оружия» Учитель отмечает появление пушек. Запись в таблицу. Учитель все время помогает учащимся сформулировать записи в алгоритм.
3. «Развитие мореплавания» - показывая слайд 10, 11 учитель   говорит, что за справкой надо обратится к учебнику стр. 238 § 30. Где ребята находят определение астролябии, каравеллы.
Делаются записи в таблицу. Учитель отмечает: «Если раньше без морских приборов корабли ходили «каботажно» (вдоль берега), то открытия XV века позволили выходить в открытое море. И нашлись решительные люди, жаждущие приключений, которые отправлялись в морские путешествия. Давайте обратимся к нашим документам и прочитаем о них». После прочтения, контролирующих вопросов, учитель показывает слайды 12, 13. По слайду 13 учитель рассказывает кратко о первой экспедиции Колумба.
4.  «Книгопечатание». Ребята знания людей средневековья расширялись? Много нового люди стали узнавать, возросла потребность в образованных людях. А для обучения людей нужны что?  Давайте вспомним, как писались книги, и кто их писал?» - учащиеся вспоминают, что книги писались в ручную и ценились на вес золота их даже цепями приковывали, чтоб никто не украл. «Ручная перепись книг требовала много времени и труда, до того времени пока не появился такой человек Иоганн Гутенберг, который изобрел станок для книгопечатания – слайд 14. И в 1456 году напечатал первую в мире книгу – Библию» Учитель показывает слайд 15, 16 и кратко рассказывает как был устроен первый станок для печатания книг.
5. Рефлексия (слайд 17). Заполнение схемы в бортовых журналах: учащиеся пишут закрыв при этом тетради в, которых работали с таблицей, и отвечают письменно.
« + » - означает знал(а) что-либо по теме до этого урока
« - » - узнал(а) сегодня на уроке
« ? » - хочу узнать (возникли вопросы)
Д/з § 30 вопрос № 4, № 5 стр. 241

Литература:
1.1. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской - История средних веков - М., 2007
1.2. О.Д. Ушакова – Великие путешественники – С-П., 2007
1.3. А.М. Голова – История открытий – М., 1996
1.4. Школьная энциклопедия – История средних веков – М., 2003
1.5. С.В. Кульневич – Современный урок – Ростов-на-Дону, 2006
1.6. С.А. Нефедов – История средних веков – М.,1996
II. Интернет – ресурсы:
2.1. www.techspb.ru
2.2. www.chronoloqia.ru
2.3. www.imaqes.qooqle.ru
III. Медиа – ресурсы:
3.1. CD – Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – Средние века