ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
(Конспект открытого урока.)
4 класс (По учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова.)
План урока.
Окружающий мир.
Тема: Становление российской науки.
Горные породы. Полезные ископаемые.
Цели:
- сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых;
- выявить свойства гранита и известняка;
- показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, известняк, гранит, лупа, пластинка для царапанья, молоток, физическая карта России, физическая карта РС(Я), слайды, видеофильм «Добыча полезных ископаемых.».
Выставки:
- «Хочу все знать!» (Книги, журналы о горных породах и полезных ископаемых.)
- Полезные ископаемые.
- Доклады, рефераты, сообщения выполненные учениками.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
- Пожелаем гостям интересного урока. А вам, ребята, успехов в усвоении знаний на этом уроке.
- Давайте вспомним правила совместной работы. Назовите их. (Работать дружно, быть внимательными друг другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.)
- Сегодня у нас необычный урок. Урок научного исследования, на котором мы, как настоящие ученые, будем проводить опыты, находить ответы на свои вопросы.
II. Проверка усвоения предыдущей темы.
- Начинаем информационную разминку. Вы подготовили небольшие выступления на тему «Царь Петр I». А теперь прослушаем лучшие доклады. (Чтение докладов учениками.)
- Молодцы! Хорошо поработали. Все ваши работы есть на нашей выставке.
III. Изучение нового материала.
1-ый слайд: Тема урока.
- На прошлых уроках мы выяснили, что царь Петр 1 большое внимание уделял развитию российской науки.
- Что вы знаете о том, чем занимаются ученые?
- Какие высшие учебные заведения есть в нашем городе?
- Каких специалистов они готовят?
- Сегодня мы тоже будем исследователями и исследуем свойства полезных ископаемых, узнаем, кто был родоначальником российской науки.
- Какие полезные ископаемые будем изучать, вы узнаете, отгадав загадки:
2-ой слайд.
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3-ий слайд.
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Практическая работа.
- Определите состояние: твердое, жидкое, газообразное? (Твердое.)
4-ый слайд:
- Слово гранит произошло от латинского слова
гранула – зерно.
5-ый слайд:
Практическая работа – поэтапные задания.
- Рассмотрите образцы известняка и гранита через лупу. Это однородное вещество или смесь веществ? (Гранит – смесь веществ, известняк – однородное вещество.)
- Определите цвета известняка и гранита.(Известняк белый или серый, а гранит темный.)
- Плотное или пористое?
- Раскалывается легко или с трудом? Чтобы это выяснить – постучите слегка молоточком. (Гранит – не раскалывается, известняк – раскололся легко.)
- Оставляет ли царапины? Для того, чтобы это определить, вы должны поцарапать их гвоздиком. Результаты запишите.
- Растворимое или нерастворимое? Опустите образцы известняка и гранита в стакан с водой. (В воде не растворяется.)
- Что мы сейчас делали? (Исследование.) Сделайте вывод. (Дети читают записи в тетрадях.)
- Мы проводили исследования как ученые, с той разницей, что мы уже исследовали известное, а ученые исследуют неизвестное. После ученых, совершивших открытия, работают практики, которые думают, как это можно применить на практике, на пользу человека. Нередко ученый и практик бывают в одном лице. Так было с великим ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765).
6-ой слайд: портрет М.В.Ломоносова.
- Вам предстоит самостоятельно изучить биографию Ломоносова, выявить, какой вклад в науку внес этот великий ученый.
Задание: прочитать текст на с.87-89 (со слов: «Сын крестьянского помора...» до конца параграфа) и подготовить плановый пересказ.
-Что вас поразило в биографии и личности ученого?
- Первым основателем музея минералогии был М.В.Ломоносов.
-А как вы понимаете слова «полезные ископаемые»? (Выслушиваются ответы детей. Ответы обобщаются.)
-Посмотрите на физическую карту России. Откройте свои учебники на последнем форзаце и посмотрите на физическую карту России. Рассмотрите ее. Сравните с картой на доске.
- Какие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)
- Найдите на карте, какими условными знаками они обозначены. Посмотрите на экран и запомните эти условные знаки.
7-ой слайд: Полезные ископаемые.
Краеведение.
- Найдите на физической карте России наш г.Якутск. Какие полезные ископаемые находятся у нас в Якутии? Давайте проверим, посмотрим на физическую карту Якутии.
- А сейчас вопрос на засыпку: Что такое бриллиант? (Это необработанный алмаз.)
- Молодцы!
8-ой слайд: природные материалы неживой природы.
- Ребята, природные материалы неживой природы характеризуются тремя терминами – горные породы, минералы и полезные ископаемые.
- Что такое горные породы?
9-ый слайд: Горные породы.
10-ый слайд: Что такое полезные ископаемые.
Горные породы и минералы, которые человек использует для строительства, добывает как топливо, выплавляет металл, называют полезными ископаемыми.
(Понятия выведены на экран.)
- Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник» (тетрадь, с.35-36)
- Какой пример горной породы вы можете назвать?
- С какой горной породой мы познакомились сегодня? (Гранит)
- Сейчас мы с вами будем читать текст и по ходу чтения будем составлять схему.
11-ый слайд: Какие бывают горные породы.
12-ый слайд: Схема.
- Ребята, запомните!
13-ый слайд: Что такое магма.
Магма – горячий минеральный расплав.
14-ый слайд: Что такое метаморфоза.
Метаморфозами называют значительные перемены облика.
- Постарайтесь ответить на вопрос: Почему появился термин «метаморфические породы»? (Метаморфоза – это превращение. Например, из известняка получается мрамор, который подвергается воздействию очень высоких температур.)
Работа в тетради, №29.
- Ребята, мы с вами сейчас закончим таблицу в графе «дополнительные свойства». Запишем, что нового вы узнали о граните и известняке. (Гранит – магматического происхождения, известняк – осадочная порода.)
Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие сведения были для вас совершенно новыми?
- Сегодня вы хорошо поработали на уроке, а сейчас запишите домашнее задание: С. 86 – 92, исследовать песок и глину; выполнить в тетради № 30, с.18.
ЛИТЕРАТУРА.
9. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
10. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель. 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Объяснительная записка.
Уважаемые коллеги!
Представленный мною урок был проведен 6 февраля 2009 года.
Мы все с Вами знаем, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. Последние три года я успешно применяю такие компьютерные программы, как: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Самой распространенной, на мой взгляд, программой является презентация – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. А использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учеников к изучаемой теме.
На уроках хорошо сочетаются индивидуальная и групповая формы работы благодаря информационно-обучающим программам.
Психологические особенности младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Очень часто я использую мультимедию – это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видемагнитофона. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Согласитесь, что это большая экономия времени, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. Представленный мною урок является этому подтверждением.
Уважаемые коллеги, после выступления в 2006 году на городских педагогических чтениях с темой: «Компьютер в начальной школе», я увидела перспективу получения более обширных знаний учащимися благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным видом деятельности не только для школьников, но и для нас, учителей.