Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности  паукообразных.
                      Значение их в природе и жизни человека.

Урок - игра с рейтинговой системой оценивания.
Задачи:
Обучающая: Повторить и  проверить знания учащихся по теме « Тип ракообразные», выяснить особенности строения паукообразных на примере паука крестовика, показать связь его строения с образом жизни, закрепить знания об особенностях внутреннего строения паукообразных. Показать разнообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, развитие умения думать и анализировать, формирование умений применять знания, высказывать свои мысли и работать с учебником.
Воспитательная: формирование коммуникативных умений, воспитание коллективизма при групповой работе.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, наглядные.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, коллекции, дополнительная литература по теме, тестовые задания, карточки.
Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Повторение и проверка знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов.

Измерители:
Общий:

Измеритель

Тест №1

схема

Устный ответ

Работа по учебнику

Работа по
карточке

Сумма

Баллы

10

3

3

3

11

30

 

Измеритель к тестовому заданию:

Изм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Измеритель к карточке:

Изм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сумма

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Ход урока:

  1. Орг. момент 2 мин.
  2. Повторение и проверка знаний. Выполнение тестового задания по теме «Ракообразные». Задания раздаются для каждого ученика. Взаимопроверка. Ответы на экране слайды 3 – 4 7 мин.
  3. Изучение новой темы.

1. Учитель: (слайд 5) Внимание! Внимание! Объявляется розыск. Разыскиваются члены преступного клана. О них известно следующее:

  1. все они происходят от одной праматери, так называемой ткачихи Арахны, которая в свое время осмелилась бросить вызов самой богине Гере.
  2. почти все они обладают умением плести паутину.
  3. вооружены убийственным ядом.

Особые приметы:
Имеют головогрудь и брюшко, 4пары конечностей, 8 простых глаз. По образу жизни космополиты, свои паутины раскидали по всем странам и континентам. Внутри клана 35 тыс. группировок. Хищники. Склонны к каннибализму. В клане главенствуют самки.
Состав преступления:

  1. Являются убийцами, чаще всего при совершении своих преступлений используют яд.

      2.   Распространяют среди людей, животных и растений различные болезни.

Наша задача: найти главных представителей этого клана, произвести опознание и отдать в руки судебных органов.
Уважаемые знатоки для поиска преступников мы поднимаем наш архив. Каждый из знатоков заводит себе досье на преступников.
Откройте тетради и запишите определение (запись определения).
Пауки сухопутные восьминогие членистоногие. Для начала будем работать по выявлению группировок внутри клана. Просмотрите параграф и допишите схему.

Паукообразные

?

?

?

?

?

 (5 мин.)    Слайд 7

Один ученик выходит  и дописывает схему. (3 балла).

  1. Внешнее строение паука – крестовика. Паутина.  ( Рассказ учителя с элементами беседы).

Внекишечное пищеварение. Вопрос: где происходит переваривание пищи и
куда идут питательные вещества.           (5мин.)   Слайды с 9 по 20 по ходу рассказа.

  1. Внутреннее строение паукообразных. Слайд 21.

Приступаем рассмотрению внутреннего строения. Изучите § 25. (5 мин)
Кто может рассказать про дыхательную систему?
Кровеносная система
Нервная система (рассказ учителя).
Выделительная
Половая.                                                                     (выставляются баллы за ответы).  
4.Работа по группам:
Классификация паукообразных. Слайды25 - 28
Составление фотороботов. На основе учебника и дополнительной литературы учащиеся
составляют описание отрядов класса паукообразных и из разрезанных кусочков восстанавливают картинку. Экспертные группы.                  (5 мин.)
1 группа: Клещи
2 группа: Скорпионы
3группа: Сенокосцы
4 группа: Фаланги.
Выступление групп.
Значение паукообразных.
5 группа: Прокуратура. Прочитать стр. 82 выявить состав преступления. Готовят приговор.
6 группа: адвокаты готовят оправдание.
Выступления учащихся.                           
5.Судья и судебные заседатели выносят судебный приговор.       7 мин.

IV. Закрепление знаний о паукообразных. Работа по карточкам.    5 мин. Слайд 29

V. Домашнее задание. Повторить параграф 25. Заполнить таблицу на стр. 82.

VI. Подведение итогов урока.