5 класс 2 четверть
Тема  четверти: «Преобразующая сила музыки» (продолжение)
Урок №2
Тема урока:
«Образ Родины в музыкальных произведениях»
Музыка способна с большой силой влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять  или, наоборот, ослаблять его силу воли; музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, доброту.
Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила.

Цели:

-ознакомить учеников с основными этапами жизни и творчества  С.В.Рахманинова;
-ввести элементы музыкального анализа, музыкальной терминологии;

-способствовать формированию анализа музыкального произведения;
-развивать навыки монологической речи;
-способствовать развитию креативного мышления учеников через различные модальности (аудиальное, визуальное, тактильное и др.) восприятия.

-показать, как переживания человека, его мысли и чувства отражаются в музыке;
-раскрыть современность классической музыки, способствуя формированию  музыкальной культуры учеников.

Задачи:

-через слушание произведения выявить связь музыки с переживаниями человека;

Ход урока.

При входе в кабинет учитель  ставит цель:
«Вспомнить музыкальное произведение, под которое вы заходите в класс»

Вход: (Звучит «Концерт №2  для фортепиано с оркестром» С.В.Рахманинова)

Музыкальное приветствие учителя:

Учитель:
«Добрый день ребята!»
Ученики:
«Добрый день!»

(На фоне звучит «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В.Рахманинова)

Учитель:
Какая прекрасная музыка открывает наш сегодняшний урок. Давайте поговорим о ней.

-Вы помните название этого произведения?

Ответы детей
Концерт №3 для фортепиано с оркестром»)

Учитель:
-Что такое концерт?

 Ответы детей
Соревнование солиста с оркестром. Кто солирует, тому уступают место, звучат  тише.

Учитель:
-Народная или композиторская музыка?

Ответы детей
Народно-композиторская.

Учитель:
-Почему?
Ответы детей
Распевная, широкая мелодия, напоминающая русскую народную песню.

Учитель:
-Попробуем спеть по нотной записи.

(Исполнение по нотной записи. Нотная запись на доске)

Учитель:
-А кто автор этого музыкального произведения?

Ответы детей
Сергей Васильевич Рахманинов.  (Слайд с портретом С.В.Рахманинова)

(На фоне звучит «Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)

Учитель:
Мне кажется, что этот композитор должен быть знаком каждому, кто живет в нашей стране.
Ведь в истории русской музыки, было немало гениальных композиторов, пианистов, педагогов, дирижеров. Но одно имя стоит особняком от остальных. Это имя Сергея Васильевича Рахманинова.  ( Слайд с изображением С.В.Рахманинова в концертном зале - композитор, дирижер, исполнитель)
-Как вы думаете,  о чем писал композитор?

Ответы детей

Учитель:
В музыке Сергея Васильевича Рахманинова мы всегда чувствуем его любовь к народной песенности и русской природе, его переживания за судьбу страны.
Перед тем как мы послушаем одно из самых известных произведений композитора первую часть «Второго концерта для фортепиано с оркестром», причем в исполнении самого Рахманинова, вы должны ответить на вопросы:

(Слайд с вопросами)

(Слушание «Второго концерта  для фортепиано с оркестром» С.В.Рахманинова)
Учитель:
Итак:
Что изобразила музыка в начале концерта?
Ученики:
Колокол.
Учитель:
Да, действительно, как набатный колокол звучат аккорды солиста, начинающего эту музыку.
-Сколько настроений?

Ученики:
Два настроения. Главная партия постепенно, раскачиваясь,  поднимается вверх, а вслед за этими аккордами звучит светлая пейзажная лирика – это тема Родины.

(Слайд с изображением темы)

Учитель:
И как вы уже догадались, тема нашего урока «Образ Родины в музыкальных произведениях»
Давайте поговорим о вашем самом любимом празднике?

Ученики:
День рождения, Новый год.

Учитель:
Почему?

Ученики:
Ожидание чего-то неизвестного, потому что наступает новый год.

Учитель:
Представьте, что наступает новый век?

Ученики:
Чувствуешь себя более взволнованным.

Учитель:
Рахманинов написал «Концерт №2 для фортепиано с оркестром еще в 1902 году  (сто лет назад). Его жизнь и творчество совпало с переломом эпох.

(Слайд с изображение Рахманинова)
Учитель:
Как вы думаете, какие чувства переживал композитор, когда писал это произведение?

Ученики:
Переживание за Россию, за русский народ.

(Слайд с изображением изречения  Метнера)

Учитель:
И лучший друг композитора Н. Метнер отмечал, что «… каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия».

Давайте еще раз послушаем произведение и попытаемся передать свое впечатление, но сначала вспомним наших музыкальных помощников.

(Слайд с инструкцией по  работе с музыкальными помощниками)

Учитель:
У каждого из вас на столах  лежат карт очки со следующими изображениями, на обратной стороне, которых обозначены выразительные средства музыки:

1.Лад – мажор (солнце), минор – (туча, дождь)
2.Темп – медленный (волна), быстрый – (спираль)
3.Динамика – тихо (облако), громко – (молния, облако)

С помощью наших помощников вы должны передать свое впечатление о музыке, разложив карточки на листке.

(Слушание «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова)

Во время слушания проводится творческая работа (продолжительность 5 минут)

Учитель:
Поднимите и покажите свои работы.
Ученики показывают работы.
Учитель:
У многих вижу дождливую погоду, облака, волнообразное движение.
А самое главное, что у каждого из вас карточки расположены по-разному. И это правильно  потому, что каждый из вас воспринимает музыку по-своему, индивидуально.
Учитель:
Домашним заданием будет: дорисовать картину, подобрать стихотворение, отражающее настроение «Концерта №2 для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова

(Слайд с изображением выводов уроков)

Учитель:
Итак, делаем вывод:

Учитель:
-Ребята, а какие вы знаете произведения о России?
Ученики:
(Ответы детей)

(На слайде изображение портрета Ильи Резника)

Учитель:
Сегодня мы познакомимся с песней современного поэта. Сейчас я прочитаю вам стихи песни. А вы представьте себя композиторами и придумайте кэтим стихам свою музыку.

(Слайд с изображением текста песни)

Учитель:
Какая музыка у вас получилась?

Ученики:
Ответы детей
Учитель:
О чем стихи?
Ученики:
О Родине.
Учитель:
А сейчас мы послушаем песню «Край березовый», музыку к стихам написал современный композитор Броневицкий.
(Слушание песни «Край березовый»)
Учитель:
Похожа ли ваша музыка на музыку Броневицкого?
Ответы детей.
Какой характер этого произведения?
Ученики:
Добрый, нежный, лирический.
Учитель:
Какие картины рисует ваше воображение?
Ответы детей.
(Слайд с изображением картин России)
Учитель:
Отражают ли эти картины характер этой песни?
Начнем разучивать песню с  куплета. Разучивание первого куплета. Вокально-хоровая работа при разучивании.
Наш урок подошел к концу,   и мы подводим итог.
(Слайд с изображением выводов урока)

Ответы детей.

Во все времена композиторы, музыканты, художники в своих произведениях воспевали Россию, переживали за ее судьбу и за судьбу своего народа.
Большое, вам, спасибо!  До свидания!
Выход: «Край березовый» Броневицкий