Разработка урока русского языка в 4 «а» классе.
Учитель: Лыткина Лилия Владимировна
Тип урока: знакомство с новым материалом, мультимедиа-урок.
Тема урока: Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цели урока:
- развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже;
- развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;
- отрабатывать и корректировать навыки каллиграфического письма;
- закрепить знания ранее изученных орфограмм.
Средства:
Ход урока:
На доске карточки со словами, учащимся предлагается исключить лишнее и обосновать ответ:
Игра «Исключи лишнее» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
(Тушь – 1. Ь знак после шипящих имен существительных
2. ж.род)
- Сегодня на уроке мы продолжаем наблюдать за изменением имен прилагательных мужского и среднего рода по падежам.
- Сравните изменение по падежам наших словосочетаний. Как вы думаете, над изменением прилагательных в каком падеже мы будем сегодня наблюдать?
(Учащиеся делают вывод, что на уроке будем наблюдать за изменением прилагательных в дательном падеже).
Обобщение пройденного: - Давайте вспомним:
Д.п. (рад) Кому? Чему? Другу (какому?) прекрасному
Введение в тему.
…. край, ….. море
Дальнему краю, синему морю.
- Пронаблюдав за изменением прилагательных в дательном падеже, какой вывод можно сделать? ( Учащиеся делают вывод: - какой вопрос задается к прилагательным в Д.п;
- какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода.
(Презентация), (Слайд 6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные прилагательные по смыслу. Определите падеж, выделите окончания.
Февраль.
Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады …..(сильному) морозу. Трудно ходить оленю по …. (глубокому) снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
- Придумайте продолжение рассказа. ( Устно выслушиваются рассказы учащихся)
Учащимся предлагается перфокарты с записью словосочетаний и набор возможных окончаний прилагательных. Окончания прилагательных пропущены.
- Прочитайте словосочетания, вставьте необходимые окончания прилагательных.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? (Какому?)
- Какие имеют окончания? ( -ому; -ему)
Дочка, почка, печь, ласточка.
Семья, подъехал, подъём, объявление.
Шалаш, тушь, багаж, пейзаж.
Школа, река, весёлый, эхо.
Из ближн… села, к крайн… подъезду,
для любим… дедушки, родн… краю,
по быстр… ручью, из соснов… бора,
по син… морю, по крепк… льду.
ому ому ому ему ему его ого ого ого