Разработка урока русского языка в 4 «а» классе.

Учитель: Лыткина Лилия Владимировна
Тип урока:  знакомство с новым материалом, мультимедиа-урок.
Тема урока: Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цели урока:
- развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже;
- развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;
- отрабатывать и корректировать  навыки каллиграфического письма;
- закрепить  знания ранее изученных орфограмм.
Средства:

  1. Учебник «Русский язык, 4 класс» (Т.Г.Рамзаева).
  2.  Компьютерная презентация в формате Microsoft  Power  Point.
  3. Карточки для коллективной работы на доске.
  4. Индивидуальные карточки для учащихся.

Ход урока:

  1. Минута чистописания.
  2. Организационный момент и сообщение темы урока

На доске карточки со  словами, учащимся предлагается исключить лишнее и обосновать ответ:
Игра «Исключи лишнее»             (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

  1. Дочка,  почка,  печь,  ласточка.  ( Печь, т.к. орфограмма «Ь знак после шипящих имен существительных )
  2. Семья, подъехал, подъём, объявление. ( Семья - разделительный Ь знак)
  3. Шалаш, тушь, багаж, пейзаж.

(Тушь – 1. Ь знак после шипящих имен существительных
2. ж.род)

  1. Школа, река,  весёлый,  эхо (весёлый – часть речи – имя прилаг.)

- Сегодня на уроке мы продолжаем наблюдать за изменением  имен прилагательных мужского и среднего рода по падежам.

  1. Словарная работа.   Слово «прекрасный»  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2-Презентация)
  2. Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина и вставьте пропущенное слово. (Презентация), (Слайд 1,2)
  3. Образование слова прекрасный. (Презентация), (Слайд 3)
  4. Составьте словосочетание. (Презентация), (Слайд 4)
  5. Измените словосочетание по падежам.
  1.  Сообщение темы и цели урока.

- Сравните изменение по падежам наших словосочетаний. Как вы думаете, над изменением прилагательных  в каком падеже мы будем сегодня наблюдать? 
(Учащиеся делают вывод, что на уроке будем наблюдать за изменением прилагательных в дательном падеже).

  1. Работа по теме урока.

Обобщение пройденного: - Давайте вспомним:

  1. Вопросы Д.падежа к именам существительным

Д.п. (рад) Кому?  Чему?  Другу (какому?) прекрасному
Введение в тему.

  1. Подберите прилагательные к существительным,  и измените их в дательный падеж  (Учащиеся работают в тетрадях и  2 ученика у доски.  Записывают подходящие по смыслу прилагательные с вопросом и выделяют окончания прилагательных)

….  край, …..  море
Дальнему краю,  синему морю.

  1. Вывод правила.

- Пронаблюдав за изменением прилагательных в дательном падеже, какой вывод можно сделать? ( Учащиеся делают вывод: - какой вопрос задается к прилагательным в Д.п;
- какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода.

  1. Д.п. (какому?)  -ому,  -ему. (Презентация), (Слайд 5)
  2. Работа по учебнику, с.13, упр.302. (Самостоятельная работа, с предварительным разбором)
  1.  Творческая работа.  (Устно)

(Презентация),  (Слайд 6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные прилагательные по смыслу. Определите падеж, выделите окончания.
Февраль.
Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады  …..(сильному)  морозу. Трудно ходить оленю по …. (глубокому) снегу.   Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.

  1. Составление рассказа. Рассмотрите картину зимнего леса. , (Слайд 7)

- Придумайте продолжение рассказа.  ( Устно выслушиваются рассказы учащихся)

  1. Закрепление пройденного.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Учащимся предлагается перфокарты с записью словосочетаний и набор возможных окончаний прилагательных. Окончания прилагательных пропущены.
- Прочитайте словосочетания, вставьте необходимые окончания прилагательных.

  1. Самопроверка по слайду.(Презентация), (Слайд 8)
  1. Домашнее задание: упр.303, стр.14, по желанию составить и записать мини-сочинение «Зимний лес»
  2. Итог урока.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?  (Какому?)
- Какие имеют окончания? ( -ому; -ему)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дочка,  почка,  печь,  ласточка.
Семья, подъехал, подъём, объявление.
Шалаш, тушь, багаж, пейзаж.
Школа, река,  весёлый,  эхо.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Из ближн…    села,  к крайн…   подъезду,  
 для любим…   дедушки,  родн…   краю,
 по быстр…   ручью,  из соснов…   бора,
 по син…   морю, по крепк…   льду.

ому    ому   ому    ему    ему   его   ого  ого   ого