Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных!»
Вид урока: интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе.

Задачи урока:
Образовательные:

 Развивающая:

Воспитательная:

Тип урока: повторительно-обобщающий – аукцион знаний.

  Оборудование:

  1. Карточки-номера участников аукциона.
  2. Журнал учета движения, лицевых счетов участников аукциона.
  3. Нагрудные значки банковской группы, ассистентов.
  4. Таблицы, задачи, перечень аукционных вопросов (лотов), правила проведения аукциона для ассистентов.
  5. План проведения урока для ассистента – хронометриста.
  6. Инструкции для групп, обслуживающих урок-аукцион.
  7. Тетрадные листочки для участников аукциона.
  8. Карта самоконтроля для каждого учащегося.
  9. Гонг – деревянный молоток.
  10. Видеосюжеты.
  11. Видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон)
  12. Денежные купюры – 100, 500 у.е.
  13. Выставка книг о животных и растениях.
  14. Подготовка стендов о растениях и животных.

На классной доске: тема урока, цели, эпиграф.

«Человек, который понимает природу, благороднее, чище.
Он не сделает дурного поступка…»
-  Леонид Леонов –

 

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Тема сегодняшнего нашего урока «Сохраним удивительный мир растений и животных!»
Эпиграфом к этому уроку стали слова  писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка…» 
С этих слов мы начнем наш урок, потому что на уроках природоведения мы говорим с вами о разнообразии растений и животных, о том какую роль играют они в природе и в жизни человека.
Сегодня у нас будет необычный урок. На этом уроке вы должны показать, как мы понимаем природу. На сколько хорошо вы знаете, группы растений и животных, их основные признаки, представителей этих групп, покажите,  как вы умеете решать задачи о растениях и животных, повторите правила поведения человека в природе. И, конечно, мы поговорим о том, что делают люди для того, чтобы сохранить этот удивительный мир - мир растений и животных. И, конечно же, узнаем что-то новое интересное.
Все это будет проходить в форме игры-аукциона. Наш аукцион будет состоять из трех туров. На продажу будут выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любой из вас в обмен на знания.

А теперь разрешите представить моих помощников:
Банкир - …….
Кассир - …….
Ассистенты -…...
.
Не забудьте, что каждый, из вас взяв в банке кредит на сумму 1000у.е., на перемене  должен будет вернуть в банк свой кредит с процентами.
( На стол выставляется табличка с критериями оценок).
Критерии оценок:

От 1500 до 2000 – «удовлетворительно»
С правилами аукциона вы уже познакомились, поэтому у меня к вам просьба – прежде всего, поиграть от души, раскованно, с присущим вам молодым, спортивным азартом.
Итак, мы начинаем аукцион-знаний!

  1. Основная часть.

Первый тур – Растения.

 «Растения – зеленая одежда Земли». Наверное, ты не раз слышал это выражение. И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса,  луга. Мы видим их парке, в саду, в поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!»

                       ( Работа на листочках)

- Кто успел выполнить задание и уже готов выкупить этот лот? Торги начались! Первоначальная стартовая цена – 100у.е. Аукционный шаг согласно правилам (п.3) – 100у.е.

Как называется наука о растениях? Назовите, какие органы есть у большинства растений?
Денежное вознаграждение за правильный ответ – 600у.е.
( Наука о растениях называется ботаника. У большинства растений есть: корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.)
Ответ правильный. Денежное вознаграждение – 600у.е.
Поднимите  руки, кто выполнил это задание также. Банк принял решение сделать перечисление по 100у.е тем, кто правильно выполнил это задание.

                     (Работа на листочках)

 ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.)

Ответ правильный! Денежное вознаграждение – 1000 у.е.

Продолжительность жизни сосны 350 лет, ели на 150 лет больше. Найди продолжительность жизни кедра, если он живет дольше ели на 350 лет. 
Право на ответ будет принадлежать тому, кто быстро решит эту задачу и предложит самую высокую цену выкупа. Денежное вознаграждение –1200у.е.
Стартовая цена – 100у.е. ( Ассистент раздает карточки с задачей). Время пошло.

(Продолжительность жизни кедра 850 лет.)

       Денежное вознаграждение – 800 у.е.
(Потому что  на свету растения поглощают воду и углекислый газ, вырабатывают в листьях крахмал и сахар, выделяя при этом кислород, которым дышат все живые существа.)

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т. пыли, а такой же  лиственный лес – 70 т.. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?
Право ответа будет принадлежать тому, кто быстрее решит задачу и предложит самую высокую цену за право ответа. Денежное вознаграждение – 1000у.е.
(В 2 раза меньше пыли отфильтровывает хвойный лес, чем лиственный.)

(Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветка после опыления. Напиши названия насекомых-опылителей: бабочки, пчелы, шмели. Семена распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развивается растение.)

Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько  это лет и месяцев?
Денежное вознаграждение – 1000 у.е.  Время пошло.
(27 месяцев – это 2 года и 3 месяца).

Банкир: - В первом туре было разыграно 7 лотов на сумму –_________у.е.
Суммарная прибыль торгов - _____________ у.е. Сумма штрафов ____________у.е.

Второй тур - Животные.

«Мир животных, населяющих нашу планету, очень разнообразен.    Животные населяют весь земной шар: поверхность суши, почву, пресные воды, моря. Многие животные живут скрытно или имеют микроскопические размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие животные, напротив, постоянно встречаются нам.»

( Наука о животных называется – зоология. Всех животных, мы делим на диких и домашних).

- Кто готов бороться за приобретения права ответа на этот вопрос?

( Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, звери, птицы.)

Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может пролететь она за сутки, если скорость ее полета всегда одинакова
Денежное вознаграждение – 800 у.е.
( 600 км. может пролететь ласточка за сутки.)

- Кто выполнил это задание? Кто готов предложить самую высокую цену за право ответить на этот лот?

( Насекомоядные, растительноядные, хищники, всеядные).

Сова уничтожает за год 1 000 полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг. зерна
Денежное вознаграждение – 1500 у.е.
( 1000 кг. хлеба сохраняет в год одна сова.)

(Звери, или млекопитающие, рождают живых детенышей и выкармливают их  молоком. У птиц из яиц появляются птенцы, а у насекомых личинки. У рыб из икринок выводятся мальки, а у лягушек и жаб - головастики.)

Банкир: - Во втором туре было разыграно 6 лотов на сумму - ________ у.е. 
Суммарная прибыль торгов - ________у.е. Сумма штрафов _______ у.е.

 

Третий тур – Охрана природы.

«Многие растения, животные, которые раньше встречались часто, сейчас становятся редкими. Этим живым существам угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли. В нашей стране забота о животном и растительном мире придается важное государственное значение. В Основном Законе нашей страны сказано: «Граждане страны обязаны беречь природу, охранять ее богатства».
            Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы…

Назовите редкие виды растений и ответьте на вопрос «Что делается в нашей стране для охраны растений?» Денежное вознаграждение – 800у.е.

( Эдельвейс, купальница, сон-трава, кувшинка, волчье лыко, водяной орех. Создают заповедники, выращивают растения в ботанических садах, запрещают сбор растений.)

Из 250 тысяч видов растений Земли  1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Денежное вознаграждение – 1200 у.е.
(25 тыс. видов растений на Земле находится в угрожающем положении.)

 Назовите редкие виды животных. Что делается в нашей стране для охраны  животных? Денежное вознаграждение –1000 у.е. 
( Тигр, фламинго, морж, орел-беркут, бабочка «мертвая голова». Заповедники, заоопарки.)

Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов   птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
Денежное вознаграждение – 1000у.е.
( На 47 видов зверей и птиц запрещена охота в нашей стране.)

Расшифруйте условные знаки. О чем они напоминают  нам?
( Нельзя брать в начале лета в лес собаку, собирать цветы, брать птенцов и близко подходить к гнездам птиц, строго ходить по тропинкам.)

Банкир: - В третьем туре было разыграно 5 лотов на сумму - ________ у.е. 
Суммарная прибыль торгов - ________у.е. Сумма штрафов _______ у.е.

  1. Заключительная часть.

            На этом наш аукцион прекращает свои торги. Спасибо вам, за активное участие в аукционе. Пока наша банковская группа  подводит окончательные итоги, мы заполним вот такую карту, которая называется карта самоконтроля.( дается 20 сек.) Отложите их на край парты.

Критерии оценок:

 

А теперь слово нашему банкиру.
- В аукционе было представлено 18 лотов на сумму _______у.е. Из них было продано ____ лотов на сумму _____ у.е. С аукциона не ушли лот № _________  на сумму _______ у.е.
На сегодня банковская прибыль составляет _______ у.е. И  наш банк ждет возвращения кредита на сумму 20800 у.е. Спасибо всем участникам аукциона, кто смог заработать и показать свои знания. Удачи вам!

- Спасибо, ребята вам за помощь. А мы подведем итоги нашего урока.

Я рада, что вы узнали столько нового и интересного на этом уроке. Это говорит о том, что вы понимаете природу. Мне будет приятно услышать, если про вас скажут: « Он чистый, благородный человек. Он не сделает ничего дурного…»
(Разобрать сложные и важные вопросы, на которые учащиеся не смогли дать ответы.)

4.Задание на дом.
            - Ну, а теперь запишите домашнее задание.
Вам надо оформить книжку – малышку « Береги животных!»
Попросите своих родителей рассказать вам о тех животных и птицах, которые живут у нас в республике. Не забудьте поместить в книжке сведения об охраняемых животных нашей республики.
И в конце урока я хочу напомнить вам слова замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Так давайте сохраним этот удивительный мир растений и животных!
На этом наш урок закончен. Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу, своих помощников и  нашего библиотекаря –………, которая подготовила для нас выставку книг о животных и растениях