Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Якутского городского лицея
Федорова Юлия Владимировна
Словарная работа: романтизм, романтический герой, романтик, романтика.
Рекомендации для учителя: специфика данного урока в том, что в нем сочетаются элементы лекции учителя c представленными фото, видеоматериалами (в виде презентации), сообщения учеников, которые получали заранее задания для самостоятельных исследований. Деятельность учащихся может иметь три формы: восприятие, при котором включаются эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); самостоятельная работа во время слушания лекции. Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. (см. кн.: Активные формы преподавания литературы/ Сост. Р.Н.Альбеткова.- М.: Просвещение, 1991).
На данном уроке мы определяем лексическое значение слов «романтизм, романтический, романтика», говорим о предпосылках формирования западноевропейского и русского романтизма и их взаимодействия, вводим понятие «романтический герой», указываем на свойства и черты, а также основные течения русского романтизма.
Продолжительность урока- 2 учебных часа (пара).
Оборудование урока: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока; на доске- портреты поэтов, художников, композиторов- романтиков, репродукции картин художников- романтиков; на столах- «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ход урока:
Слайд №1.
Учитель: В конце 18 века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом и романтическое движение. Именно в 20-х годах 19 века новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри него стоят насущные проблемы: проблема культурного самоопределения России проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.
Слайд №2.
Учитель зачитывает эпиграф к уроку:
Романтика не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.
К. Г. Паустовского
Вопросы к классу:
-Как понимаете слова К.Г.Паустовского?
-Что такое «романтика»?
-Какого человека мы называем романтиком?
//Прослушивание романса А.Варламова «На заре ты ее не буди».
Слайд №3.
Учитель читает отрывок из письма Петра Вяземского В.А.Жуковскому:
«Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?» [ 1, 54]
Движение романтизма- это движение грандиозное, умственное. В центре внимания оказались внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.
Вопрос к классу:
-Говорят, что образ жизни и сфера деятельности определяет не только внутренний мир человека, но и его внешность. Попробуйте по портретам известных людей определить, чем они занимались. По каким чертам портрета вы это поняли?
Внимание! Все эти люди - романтики!
Слайд №4-5. Правильные ответы высвечиваем после ваиантов ответов и комментариев детей.
Слайд № 6. Учитель читает высказывание Иоганна Вольфганга Гете:
«Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения». [1, 45]
Вопрос к классу:
-Как можете прокомментировать слова Гете? О каких качествах романтической личности говорит классик?
Учитель: Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе живописи, музыки, литературы. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена романтического героя.
Слайд №7. Лекционная теоретическая часть. [3,7]
Запись в рабочую тетрадь по литературе основных черт романтического героя.
Учитель: В центре художественной системы романтизма стоит страстная личность, которая находится в состоянии конфликта с обществом. Романтический герой- сильный характер, он не принимает идеалов общества, и это одна из причин его одиночества.
Слайд №8. Работа со словарями. Толкование терминов. Запись определений в рабочую тетрадь по литературе.
Слайд №9. Истоки возникновения романтизма.[3,14]
Вопрос к классу:
-Какие исторические предпосылки могли способствовать развитию романтизма?
Лекционная теоретическая часть.
Запись теории в рабочую тетрадь по литературе.
Слайд №10. Видеофрагмент о поражении Наполеона.
-Как режиссеру удалось передать настроение той эпохи?
Слайд №11. Причины возникновения романтизма. [3,68]
Лекционная теоретическая часть.
Запись теории в рабочую тетрадь по литературе.
Слайд №12. Романтикой проникнута и живопись той эпохи. Прочитаем слова Джорджа Гордона Байрона, как они объясняют идею живописных полотен, с которыми мы сейчас познакомимся?
Здесь ничего не ранит взор.
Колечком быть в её цепи телесной,
Одной из тварей, - а душа в простор
Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно. [1,87]
Слайды № 13-17. [5]
-комментарии детьми слов Байрона.
-Индивидуальные сообщения учащихся об Иване Айвазовском, Карле Брюллове.
Слайд №18. Признаки романтизма как художественной системы. [3,32]
Исходя из материалов урока выявим некоторые главные признаки романтизма как художественной системы.
Запись теории в рабочую тетрадь по литературе.
Слайд №19.
Какой же вклад внесли романтики в развитие литературы?
Лекционная теоретическая часть.
Просмотр навигационного слайда (к слайдам №№ 20-27). Комментарии учителя и учащихся: [6]
- Слайд №20. Диалектика психологических состояний.
- Слайд №21. Характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия.
- Слайд №22. Тема «униженных и оскорбленных».
- Слайд №23 Исторический роман.
- Слайд №24. Философская сказка.
- Слайд №25. Научно-фантастический роман.
- Слайд №26. Психологический детектив.
- Слайд №27. Романтическая поэма.
Слайд №28. Романтизм в русской литературе. Навигационный слайд к слайдам №№29-30.
Русские романтики 20-30-х годов 19 века стремились к национальной самобытности, но остро стоял вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским. Романтизм коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью. Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство- с другой. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература. [2,8]
Слайд №29. Романтическая «школа гармонической точности».
Сообщения учащихся о «мечтательном» романтизме К Н.Батюшкова, о «мистическом» (баллады) и «психологическом» романтизме В.А.Жуковского. [3,15]
//Запись тезисов в тетрадь по литературе.
Слайд №30. Декабристский романтизм.
Сообщения учащихся о романтизме К.Ф.Рылеева.
//Запись тезисов в тетрадь по литературе.
Заключительное слово учителя.
Слайд №31. Стихи Я.П.Полонского.
Д\З.
Теорию учить.
Ответить на вопросы:
1.В чем специфика русского романтизма?
2.Почему Томас Манн русскую литературу 19 века называл святой?