Методические комментарии к презентации по теме
«Общая характеристика романтизма. Своеобразие русской литературы
на рубеже 18-19 веков».
К уроку литературы в 9 классе.
Разработала и провела учитель Якутского городского лицея
Федорова Юлия Владимировна.
2008-2009 учебный год.
Слайд номер… |
Название слайда |
Комментарий |
Титульный |
Учитель говорит о теме урока, его целях. |
|
Эпиграф |
Романтика не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. О романтике как о том, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека. //Звучит романс А.Варламова «На заре ты ее не буди». |
|
Что же такое «Романтизм»? |
Задание для учащихся по слайдам № 4 ,5. |
|
4-5. |
Портреты романтиков: поэта Шарля Бодлера, художника Эжена Делакруа, полководца Наполеона Бонапарта, композитора Шопена. |
Представляется целесообразным предложить детям по портретам людей, только по их внешнему виду определить сферу их деятельности (с комментариями), чтобы учащиеся поняли особенности души романтика. //Имена высвечиваются по мере называния предположений. |
Для иллюстрации беседы представлены слова Иоганна Гете о романтическом герое. |
Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения.
|
|
Основные черты романтического героя. |
Слайд позволяет наглядно и обобщенно представить основные черты героя эпохи романтизма. Дети записывают в тетрадь. |
|
Из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова. |
Работа с терминами «романтизм», «романтика», «романтик». //Запись в рабочую тетрадь по литературе. |
|
Истоки возникновения романтизма. |
Теоретическая часть лекции. Размышления о том, что могло послужить причиной возникновения романтизма в России. //Запись в рабочую тетрадь по литературе. |
|
Видеофрагмент «Бегство Наполеона из России». |
Видеофрагмент как иллюстрация того, на сколько было воодушевлено общество в России после победы над Наполеоном. |
|
Причины возникновения романтизма. |
Лекционная часть учителя. //Запись в рабочую тетрадь по литературе. |
|
Для иллюстрации- отрывок из стихотворения Дж.Байрона. |
//Особенности живописи периода Романтизма. Здесь ничего не ранит взор. |
|
13-17 |
Репродукции картин художников- романтиков:
|
Вопросы детям: в чем проявилась душа художника- романтика? //Сообщение подготовленного ученика о картинах Карла Брюллова «Всадница» и «Последний день Помпеи». |
Признаки романтизма как художественной системы. |
Лекционная часть учителя. //Запись в рабочую тетрадь по литературе. |
|
Романтики открыли для литературы… |
Навигационный слайд. |
|
Диалектика психологических состояний. |
О М.Ю.Лермонтове. Общая беседа об изученном в прошлые учебные годы.
|
|
Характеры, основы которых составляли внутренние противоречия. |
М.Н. Загоскин «Юрий Милославский». //Сообщение ученика. |
|
Тема «униженных и осуорбленных». |
Виктор Гюго. //Сообщение ученика. |
|
Исторический роман. |
Вальтер Скотт. //Сообщение ученика. |
|
Философская сказка. |
Эрнст Теодор Гофман. //Сообщение ученика. |
|
Научно-фонтастический роман. |
Мери Шелли «Франкенштейн». //Сообщение ученика. |
|
Психологический детектитв. |
Аллан Эдгар По. //Сообщение ученика. |
|
Романтическая поэма. |
Джордж Гордон Байрон. |
|
Романтизм в русской литературе. Особенности. |
Навигационный слайд. |
|
Романтическая «школа гармонической точности» |
В.А.Жуковский. Баллады. Сообщения учеников о «мистическом» (баллады) и «психологическом» романтизме В.А.Жуковского, о «мечтательном» романтизме К Н.Батюшкова. Обзор. |
|
Декабристский романтизм |
К.Рылеев. Слово учителя или сообщение учееника. Обзор. |
|
Заключительный слайд. |
Я.П. Полонский
Подведение итогов урока, запись д\з. |