Методические комментарии к презентации по теме
«Общая характеристика романтизма. Своеобразие русской литературы
на рубеже 18-19 веков».
К  уроку литературы в 9 классе.

Разработала и провела учитель Якутского городского лицея
Федорова Юлия Владимировна.
2008-2009 учебный год.

 


Слайд номер…

Название слайда

Комментарий

  1.  

Титульный

Учитель говорит о теме урока, его целях.

  1.  

Эпиграф

Романтика не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.
К. Г. Паустовского

О романтике как о том, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека.

//Звучит романс А.Варламова «На заре ты ее не буди».
//Сообщение подготовленного ученика об истории создания этого романса.

  1.  

Что же такое «Романтизм»?

Задание  для учащихся по слайдам № 4 ,5.

    4-5.

Портреты романтиков: поэта Шарля Бодлера, художника Эжена Делакруа, полководца Наполеона Бонапарта, композитора Шопена.

Представляется целесообразным предложить детям по портретам людей, только по их внешнему виду определить сферу их деятельности (с комментариями), чтобы учащиеся поняли особенности души романтика.

//Имена высвечиваются по мере называния предположений.

  1.  

Для иллюстрации беседы представлены слова Иоганна Гете о романтическом герое.

Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения.
Иоганн Вольфганг Гёте

 

  1.  

Основные черты романтического героя.

Слайд позволяет наглядно и обобщенно представить основные черты героя эпохи романтизма. Дети записывают в тетрадь.

  1.  

Из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова.

Работа с терминами «романтизм», «романтика», «романтик».

//Запись в рабочую тетрадь по литературе.

  1.  

Истоки возникновения романтизма.

Теоретическая часть лекции. Размышления о том, что могло послужить причиной возникновения романтизма в России.

//Запись в рабочую тетрадь по литературе.

  1.  

Видеофрагмент «Бегство Наполеона из России».

Видеофрагмент как иллюстрация того, на сколько было воодушевлено общество в России после победы над Наполеоном.
Работа по предлагаемым вопросам.

  1.  

Причины возникновения романтизма.

Лекционная часть учителя.

//Запись в рабочую тетрадь по литературе.

  1.  

Для иллюстрации- отрывок из стихотворения Дж.Байрона.

//Особенности живописи периода Романтизма.

Здесь ничего не ранит взор.
Колечком быть в её цепи телесной,
Одной из тварей, - а душа в простор
Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
Джордж Гордон Байрон

13-17

Репродукции картин художников- романтиков:
-Иван Айвазовский
«Ледяные горы»;
-Каспар Фридрих
«Странник над туманным
морем»,
«Руины монастыря»;
-Иван Айвазовский «Радуга»;
-Карл Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница».

 

 

Вопросы детям: в чем проявилась душа художника- романтика?

//Сообщение подготовленного ученика о картинах Карла Брюллова «Всадница» и «Последний день Помпеи».

  1.  

Признаки романтизма как художественной системы.

Лекционная часть учителя.

//Запись в рабочую тетрадь по литературе.

  1.  

Романтики открыли для литературы…

Навигационный слайд.
Ссылки на слайды № 20-27.

  1.  

Диалектика психологических состояний.

О М.Ю.Лермонтове. Общая беседа об изученном в прошлые учебные годы.

 

  1.  

Характеры, основы которых  составляли внутренние противоречия.

М.Н. Загоскин  «Юрий Милославский».

//Сообщение ученика.

  1.  

Тема «униженных и осуорбленных».

Виктор Гюго.

//Сообщение ученика.

  1.  

Исторический роман.

Вальтер Скотт.

//Сообщение ученика.

  1.  

Философская сказка.

Эрнст Теодор Гофман.

//Сообщение ученика.

  1.  

Научно-фонтастический роман.

Мери Шелли «Франкенштейн».

//Сообщение ученика.

  1.  

Психологический детектитв.

Аллан Эдгар По.

//Сообщение ученика.

  1.  

Романтическая поэма.

Джордж Гордон Байрон.
//Сообщение ученика.

  1.  

Романтизм в русской литературе. Особенности.

Навигационный слайд.
Романтическая «школа гармонической точности» (слайд №29) и романтизм декабристский  (слайд №30).

  1.  

Романтическая «школа гармонической точности»

В.А.Жуковский. Баллады. Сообщения учеников о «мистическом» (баллады) и «психологическом» романтизме В.А.Жуковского, о «мечтательном» романтизме К Н.Батюшкова. Обзор.

  1.  

Декабристский романтизм

К.Рылеев. Слово учителя или сообщение учееника. Обзор.

  1.  

Заключительный слайд.

Я.П. Полонский 
“Писатель, если только он…” (“В альбом К.Ш…”, 1864)
* * *
Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.

 

Подведение итогов урока, запись д\з.