Волченко Владимир Петрович,
учитель истории и обществознания
СОШ № 7 г.Якутска

Опыт использования интерактивной доски
в преподавании истории и обществознания в СОШ № 7 г.Якутска

План:
1.Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания.
2.Использование интерактивной доски в научной и проектной деятельности учащихся.
3.Использование интерактивной доски при проведении внеклассных мероприятий.

 

 

            На современном этапе развития образования в обучении используются различные средства компьютерного обучения. В нашем кабинете истории компьютерные средства обучения применяются с 2005  г. Кабинет был оснащен персональным компьютером с монитором, подключенным к телевизору. С этого времени компьютер стал использоваться как средство наглядности. С подключением компьютера к Интернету появилась возможность использовать материалы Всемирной сети для подготовки к урокам, на уроках и в проектной деятельности. Возможности использования информационных технологий на уроках истории и обществознания значительно расширились после монтажа в кабинете интерактивной доски.
Интерактивные доски предоставляют учителю и ученикам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной (ответ у доски) работы учащихся.
Интерактивная доска имеет собственное стандартное программное обеспечение, включающее драйвер, обеспечивающий взаимодействие интерактивной доски как периферийного устройства с компьютером, модули поддержки различных интерактивных меню и панелей инструментов, облегчающих работу пользователя, а также несколько прикладных программных средств.
В число стандартных программ входят следующие основные:
Notebook – главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций), чертежной доски, электронной записной книжки и основного средства хранения сделанных в процессе демонстрации рукописных примечаний, пометок и пр.
Средство записи – удобная утилита для записи всех выполняемых пользователем манипуляций при работе с той или иной компьютерной программой, позволяющая легко и просто создавать практически любые обучающие видеоролики для демонстрации принципов работы с изучаемой программой.
Видеоплеер – утилита для воспроизведения различных видеофрагментов, позволяющая в ходе воспроизведения видеофрагмента дополнять его пометками или рукописными текстовыми комментариями;
Клавиатура – встроенные средства ввода текста;
-«виртуальная клавиатура» - ввод текста касаниями маркером нарисованных клавиш
-модуль распознавания рукописного текста;
Ориентация – утилита для калибровки интерактивной доски (точной привязки к проецируемого на ее поверхность изображению условной координатной сетки, чувствительной к нажатию поверхности);
Затенение экрана, Подсветка, Лупа, Калькулятор – дополнительные утилиты для реализации некоторых удобных режимов работы с доской (например Подсветка позволяет, перемещая маркер, как бы высвечивать лучом фонарика фрагменты общего изображения, погруженного во тьму;
Панель управления, Перемещаемая панель инструментов – комплекс диалоговых окон для настройки параметров работы доски и настраиваемая кнопочная панель инструментов.
Интерактивная доска  предоставляет учителю новые возможности по подготовке к уроку, в частности по разработке собственных учебных материалов. Как правило, они представляют собой некоторый набор иллюстративных графических фото-, видеоматериалов по основной теме урока или носящих дополнительный, развивающий характер. Основной формой представления таких материалов для демонстрации классу является презентация, состоящая из набора слайдов. Основным инструментом для создания таких презентаций является, как правило, программа Microsoft Power Point. Кроме того, среда SMART Notebook дополнительно предоставляет целый ряд возможностей, специально ориентированных на работу с интерактивной доской.
Работая с приложением Notebook можно создавать слайды – кадры, размер которых соответствует размерам экрана. Они демонстрируются на интерактивной доске целиком, но при желании  можно растянуть рабочее поле по вертикали, превратив его в классическое окно с использованием вертикальной линии прокрутки.
Далее можно размещать в готовом кадре желаемые текст, рисунки и анимации Macromedia Flash, масштабировать их, поворачивать, копировать и т.д., рисовать линии и готовые фигуры, менять толщину и цвет линий и даже использовать вместо цвета одну из стандартных фактур, а также управлять прозрачностью любых объектов при их взаимном наложении.
Интерактивная доска в кабинете истории используется нами с начала 2007/2008 учебного года. Опыт использования данного современного средства обучения позволяет сделать вывод о том, что интерактивная доска значительно расширяет возможности учителя в активизации познавательной деятельности учащихся.
Интерактивная доска совмещает функции экрана или монитора с функцией обычной доски, на которой можно писать, стирать, редактировать, выбирать правильный ответ и т.д. Она проста в обращении и с ней могут работать учащиеся разного возраста.
Опыт использования интерактивной доски в преподавательской деятельности позволяет выделить следующие формы применения данного средства обучения:

1.На уроках истории и обществознания в качестве наглядного средства обучения.
2.В научной и проектной деятельности учащихся.
3.При проведении внеклассных мероприятий.
Приведем примеры применения интерактивной доски в преподавательской деятельности.

1.Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания.

            Нами подготовлен целый ряд методических разработок уроков с использованием интерактивной доски.
Примером может служить методическая разработка урока по истории по теме «Восстание декабристов» в 9 классе. 
Цель урока: изучить ход восстания декабристов и его историческое значение
Задачи урока: рассмотреть планы восстания декабристов;  проследить ход восстания;                         выяснить причины поражения декабристов и его значение в истории России.  
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор
Ход урока:
Повторение: Беседа с учащимися.
Назовите организации декабристов и даты их создания. В работе над выполнением данного задания на уроке учащиеся выходят к доске и с помощью маркера находят правильное соответствие между названиями и датами их создания.
Назовите лидеров декабристского движения. Учащимся демонстрируются портреты декабристов под номерами. Ученики называют имена декабристов и рассказывают о них. Подобные задания в последнее время применяются на олимпиадах, поэтому им следует уделять особое внимание.
Назовите основные программные документы декабристов и их требования. На экране доски присутствуют названия двух программных документов декабристов: Конституция Н.Муравьева и «Русская Правда» П.Пестеля. Ниже приведены программные требования. Ученик, вышедший к доске с помощью маркера перетаскивает пункты в соответствующие колонки таблицы.
Объяснение нового материала с опорой на презентацию.
Рассказ учителя. (Краткое содержание). В презентации содержатся основные тезисы нового материала урока.

  1. Смерть Александра I. Междуцарствие. Планы декабристов.

Исторические условия восстания. 19 ноября 1825 г. – смерть Александра Первого в Таганроге. Династическая проблема. Наследник Николай Павлович.  Междуцарствие. Планы декабристов (Вывести войска на Сенатскую площадь. Не допустить сенаторов до присяги Николаю I. Издать «Манифест к русскому народу». Арестовать царскую семью. Создать Временное правительство. Созвать Учредительное собрание). Здесь же приведены портреты Александра I, Константина Павловича, Николая I.
Цели декабристов:    Из «Манифеста к русскому народу»: Отмена крепостного права. Гражданские свободы: свобода печати, занятий, вероисповеданий. Гласный суд присяжных. Замена рекрутчины всеобщей воинской повинностью. Сложение подушных податей.

Здесь же приведены схема восстания декабристов, портреты участников восстания, иллюстрации, портрет Милорадовича, изображение подавления восстания.
3. Историческое значение движения декабристов. Причины поражения восстания декабристов. Немногочисленность участников движения декабристов. Нерешительность руководителей восстания. Отсутствие поддержки со стороны народа.
Историческое значение движения декабристов. Декабристы впервые сформулировали и поставили перед самодержавием требования модернизации страны. Негативные последствия для царствования Николая I, отмеченного бюрократизацией общественной жизни. Декабристы положили начало организованному революционному движению в России
Закрепление: Беседа с учащимися проводится с опорой на интерактивную доску.
Почему  восстание потерпело поражение? На экране присутствуют несколько причин поражения восстания: верные и неверные. Учащийся у доски с помощью маркера выделяет верные ответы.
Когда в истории России были достигнуты цели, сформулированные декабристами? Учащимся было дано опережающее задание найти, когда в истории России осуществлены те задачи, которые ставились декабристами. На экране доски присутствуют в форме таблицы цели декабристов из Манифеста к русскому народу: отмена крепостного права, гражданские свободы и т.д. Ученик выходит к доске и маркером записывает даты введения данных мер в России. Например, отмена крепостного права – 1861 год и т.д.
Каково историческое значение декабристов? Вместе с учащимися делается вывод об историческом значении декабристов. Урок заканчивается кадрами видеоклипа из ДВД фильма Л.Парфенова «Российская империя» о судьбе декабристов.
Домашнее задание: § 5 учебника.

            Приведем пример урока по обществознанию в 10 классе на тему:   «Модернизация и ее типы».
Задача урока: сформировать у учащихся представление о понятии «модернизация».
План урока

  1. Понятие «модернизация».
  2.  Органическая модернизация.
  3. Неорганическая модернизация.
  4. Постиндустриальная цивилизация.

Ход урока

Объяснение новой темы с опорой на презентацию.
1. Слово «модернизация» в переводе с английского означает «осовременивание». Оно обозначает усовершенствования, ко­торые делают общество соответствующим современным тре­бованиям, отказ от старых форм и поиск новых. В мировой со­циологии «модернизацией» называют переход от доиндустриалъного к индустриальному, а затем и к постин­дустриальному обществу.
Вот уже полстолетия в мировой науке лидирующие пози­ции занимает концепция, получившая название теории мо­дернизации. Она опирается на понятие социального прогрес­са, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовле­чены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилиза­ции. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процвета­нию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет — система общечеловеческих ценностей.
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду со­циального прогресса, а только к одному его этапу — современ­ному. Поскольку данный период человеческой истории дати­руют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространени­ем ценностей и достижений именно этой формации. Конкрет­но речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации -- США и Запад­ная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и до­бились высоких экономических результатов. Но ничего не ме­шает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать развитые индустриальные стра­ны, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности эта­пов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономиче­ская система. Различают два вида модернизации.
2. Органическая модернизация. Она является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной ре­волюции XVIII века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного созна­ния. Капитализм возник как естественное следствие изме­нений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
3.Неорганическая модернизация. Она являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран и пред­ставляет собой способ «догоняющего» развития, предприни­маемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, ко­торая в том числе и вследствие монголо-татарского нашест­вия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, индустриализация 30-х годов XX века, пере­стройка 1985 г. и экономические реформы 1991—1993 гг.
Неорганическая модернизация совершается путем закуп­ки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чу­жой технологии (нередко методом экономического шпиона­жа), приглашения специалистов, обучения за рубежом,
инвестиций. Соответствующие изменения происходят в соци­альной и политической сферах: резко изменяется система уп­равления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX веках, в Япо­нии в XIX и XX веках. Последней потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала тех­нологию и финансы. За короткий период неорганическая мо­дернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для под­ражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных от­ступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся. Только в настоящее время Россия последовательно идет по пути реформ.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая мо­дернизация идет «снизу», а неорганическая — «сверху». Принципы «модернизации» не успевают охватить подавляю­щее большинство населения, поэтому не получают прочной со­циальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофи­лов» . Первые выступили за ускоренную модернизацию и меха­ническое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональ­ных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
4. Огромную роль в развитии общества и в переходе от инду­стриального к постиндустриальному обществу сыграл техни­ческий прогресс. Он неузнаваемо преобразил человеческое об­щество. Благодаря ему оно сегодня вступает в эпоху безлюдного производства. В 2000 г. так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, — составили в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — на­домный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда Место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», насчи­тывающее уже миллионы человек, нажимает на клавиши сверхточных машин и оперирует огромными потоками ин­формации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих се­кретарей и делопроизводителей на надомную работу.
О новом этапе развития индустриального общества загово­рили во второй половине XX века, когда темпы научно-техни­ческого прогресса превысили все мыслимые пределы. Потребо­валось новое понятие, лучше отражающее социальные реалии. Им стало «постиндустриальное общество», введенное амери­канским социологом Даниелом Беллом. Кроме того, использу­ются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья ин­дустриальная революция», «кибернетическое общество».
70-е годы XX века послужили точкой отсчета нового этапа в развитии человеческого общества. Он характеризуется по­явлением информационно-электронных систем, использова­нием микропроцессоров в промышленности и сфере услуг, в торговле и сфере обмена. Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лиди­рующей роли технологии в обществе. В середине 70-х годов з развитых странах резко сокращается занятость в промыш­ленности: в Японии — 36%, в Германии — 46%, США — 30% , Англии — 41%. Напротив, занятость в сфере обслужи­вания растет: в США — до 65%, Японии — до 50%, Герма­нии — до 45%, Англии — до 43% .
Кардинально изменились источники энергии, определяю­щие скорость технического прогресса. Традиционное общест­во — это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество — силы животных, индустриальное — мощи электричества, па­ра, ветра, воды, наконец, постиндустриальное общество — атомной и термоядерной энергии.
Закрепление нового материала проводится с опорой на интерактивную доску. На доску выводится таблица «Типы модернизации и их особенности». Учащиеся выходят к доске и с помощью маркера заполняют таблицу. По итогам выставляются оценки учащимся.
Задание на дом §6.

2.Использование интерактивной доски в научной и
проектной деятельности учащихся.

Научные исследования  учащихся также проводятся на базе кабинета ис­тории СОШ № 7 г.Якутска. Кабинет оборудован современным компью­терным оборудованием, подключенным к сети Интернет. Учащиеся ве­дут поиск научных материалов, источников по теме проекта в Интер­нете. Значительный объем информации по современному социально-экономическому, политическому, правовому положению Республики Саха (Якутия) содержат сайты якутского Интернета. По итогам работы над научным проектом учащи­еся под руководством учителя готовят презентации в программе Microsoft Power Point.  Возможности использования информационных технологий в преподавании истории и обществознания, подготовке научных про­ектов школьников существенно расширились после  мон­тажа интерактивной доски в кабинете истории.
В 2008 г. учащиеся 9 г класса Степанова О., Липовская Е., Добосов К. на базе кабинета истории подготовили научный проект на тему: «Мегапроекты  в истории развития транспортной схемы Якутии: Трансконтинентальная магистраль (ТКМ)». С данным проектом учащиеся приняли участие республиканской конференции «Шаг в будущее», Лаврентьевских чтениях,  заняли 3 место в Республиканских Романовских чтениях.
Возможности интерактивной деятельности также можно использовать в организации проектной деятельности учащихся. Так, при изучении темы «Глобализация человеческого общества» в 10 классе урок организуется в форме проектной работы. Класс делится на три группы. Каждая группа должна подготовить мини-проект на тему «Что такое глобализация?». Цель работы: дать собственное определение понятию «глобализация», подготовить наглядный материал и презентацию мини-проекта. Представители групп выступают с презентацией проектов.
Класс делится на три группы. Каждая группа должна подготовить мини-проект на тему «Что такое глобализация?». Цель работы: дать собственное определение понятию «глобализация», подготовить наглядный материал и презентацию мини-проекта.
В итоге работы представители групп выступают с презентацией проектов. Проведенный урок дал следующие результаты. У большинства учащихся в начале проекта имелось смутное представление о понятии глобализация. В группах учащиеся обсуждали проблему, делились мнениями, в результате в каждой группе сложилось определенное представление о понятии. Учащимися были предложены следующие определения понятия глобализация.
1.Глобализация – это объединение людей.
2.Глобализация – это, когда все люди пользуются одинаковыми вещами – одеждой, пищей и т.д.
3.Глобализация – это экологические проблемы.
Рисунки учащихся отражают образы и символы, которые связываются у школьников с понятием глобализации. 8 учащихся в своих работах связали понятие глобализации со всем человечеством, они изобразили на своих рисунках земной шар, что является верным отражением связи глобализации с усилением взаимосвязанности всего мира.
4 учащихся понятие глобализации связали лишь с глобальным потеплением климата на Земле, что является неверным представлением о глобализации. 
2 учащихся связали понятие глобализации с достижениями и развитием НТП: робототехникой, освоением космоса.
Наиболее верно суть понятия «глобализация» передали учащиеся Шараборина В. и Яркова Е. В работе Шарабориной В. земной шар окружен символами глобализации – сотовым телефоном, компьютером и космическим спутником, благодаря которым происходит объединение и укрепление связи между людьми. На работе Ярковой Е. изображены люди и символы многонациональных и транснациональных корпораций «Макдональдс», «Икеа», «Сони», «Нокиа».
В конце урока учитель провел анализ представленных проектов, дал научное определение понятия, выделил его существенные признаки. Итогом урока стало формирование у учащихся представления о новом понятии.
Эффективность метода в данном случае состоит в том, что учащиеся пытаются самостоятельно дать определение понятию «глобализация», которое ранее не рассматривалось. Активизируются мыслительная деятельность, творческое мышление учащихся. В результате у учащихся формируется более стойкое представление о данном понятии, его существенных признаках и характеристиках. В ходе обществознания периодически можно использовать метод проектов, как на уроках, так и давая ученикам опережающие занятия.
Использование информационных технологий в научной и проектной деятельности по истории и обществознанию стано­вится необходимым условием эффективной работы учащихся.

3.Использование интерактивной доски
при проведении внеклассных мероприятий.

            Возможности интерактивной доски также можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. Примером может служить внеклассное мероприятие на тему «Семья – ячейка общества».

Семья – начальная структура, единица общества, первый коллектив ребёнка, среда его развития, где закладывается основы будущей личности
Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений.
Задачи:

Оборудование:

Ход занятия
 Организационный момент.
 Сообщение темы занятия.
2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности.
 Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало».
- Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами.
- В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей.
На экран выводятся выдержки из «Домостроя» [1]:
«Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им».
«Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».
- В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».
На экран выводятся выдержки из сборника [2]:
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать»
«У родителей речей перебивать не надлежит».
«Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка».
 «Я и моя семья».
Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа.
- Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между родственниками. Поделитесь интересными фактами из истории жизни ваших близких людей.
 Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка [3].
- Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединенных Наций — ООН. Это самая известная и влиятельная международная организация. 20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребенка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод детей. Познакомимся с основными из них.
На экран последовательно выводятся права ребенка с соответствующей иллюстрацией. Дети «по цепочке» вслух читают выдержки из Конвенции, рассматривают иллюстрации.
№ 1 — право на жизнь; № 2 — право на индивидуальность; № 3 — право на защиту здоровья; № 4 — право на социальное обеспечение; № 5 — право на получение среднего и высшего образования; № 6 — право на труд; № 7 — право на отдых и досуг; № 8 — право на участие в культурной жизни; № 9 — право на защиту по закону; № 10 — право на личную свободу и уважение личности ребенка.
6. Подведение итогов.
- Какой теме было посвящено занятие?
- Что нового узнали?
- Выскажите свое мнение о том, какой должна быть семья.
- Семья — это самые родные и любимые люди. Какие бы испытания ни приготовила человеку жизнь, поддержку, опору и понимание он всегда найдет в семье.
Использованная литература:
1. «Домострой», изд. подг. В.В.Колесов, В.В.Рождественская, СПб.:
«Наука», 2001 г.
2. «Домострой. Юности честное зерцало», М.: «Азбука», 2008 г.
3. «Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка». Иллюстративно-дидактический материал для начальной школы. М.: «АРКТИ», 2008 г.

 

Выводы.
Таким образом, эффективное использование новых информационных технологий в кабинете истории с целью активизации познавательной деятельности учащихся осуществляется при условии наличия таких компьютерных средств обучения, как компьютер, подключенный к Интернету, экран, проектор, сканер. Новым средством обучения, ставшим доступным в последнее время является Интерактивная доска. Она позволяет организовать работу учителя и учащихся непосредственно у доски с использованием самых современных компьютерных программ и значительно повысить уровень восприятия и усвоения новой информации школьниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Источники
CD диски

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (СD-ROM-2003).
  2.  Большой энциклопедический словарь.
  3. Грабарь И. «История русского искусства» (СD-ROM, ООО «ИДДК», 2002).
  4. История абитуриенту. ООО «Неотехсофт». М., 2004.
  5. Мультимедиа учебник Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. ХХ век. - М.: Клио Софт, 2004».
  6. Познавательная энциклопедия история России с древнейших времён.
  7. «Современное российское искусство» (СD-ROM «Кирилл и Мефодий», 1997).
  8. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия с древнейших времён до конца XVIII века. М., 2005.
  9. «Шедевры русской живописи» (СD-ROM «Кирилл и Мефодий», 1997, 2001 г.)
  10.  Энциклопедия истории России.

DD диски
1. Герб государства российского.
2. Российская империя /Часть 3 -4/.
3. Российская империя /Часть 5 – 6/.
4. Российская империя /Часть 7 – 8/.
5. Намедни /1961 – 1964 гг/.

Литература

17.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2006.
18. Усенков Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока//Информатика и образование. 2006, № 2.

Усенков Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока//Информатика и образование. 2006, № 2. С.41.

Там же, с.43.

При подготовке к уроку использована литература: Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994; Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. Саратов, 1994.