«ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Фёдорова С.В., СОШ № 26 ЦПО
Цель создания данной работы – показать возможности использования мультимедийных технологий и интерактивной доски на уроках химии.
Анализ современных тенденций развития химической науки, информатизация образовательных учреждений привело к широкому использованию ИКТ для решения проблем и задач в области химического образования. Конечно, компьютеризированный полностью кабинет химии еще до сих пор является роскошью, однако мне повезло, и в моем кабинете появился не только привычный глазу мультимедийный проектор,  но и чудо технического прогресса - интерактивная доска. Признаюсь честно, сначала доска использовалась как обычный экран, однако теперь  границы применения расширились.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. С помощью интерактивной доски происходит визуальное, аудиальное и тактильное восприятие учебного материала. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами,  делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски в процессе преподавания химии: работа с текстом и изображениями; создание заметок, конспектов уроков с помощью электронных ручек-карандашей; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов, демонстрация презентаций – все это неисчерпаемые возможности современных технологий.
Использование стандартных презентаций в среде приложения Microsoft Power Point  становится более наглядным и продуктивным т.к.  появляется  возможность активного включения учащихся в работу с презентацией к уроку.
Рассмотрим же некоторые аспекты использования  интерактивной доски в учебном процессе на различных этапах урока.
Актуализация знаний. На данном этапе можно использовать задания, в которых нужно составить слово (тему урока) по названию химических символов или отгадав загадки. Учащимся, предлагается записать ответы на доске, используя электронную ручку.


Слайд № 4,5


Изучение нового материала. На  данном этапе преимуществом доски перед обычным проектором является возможность делать пометки, пояснения к готовым схемам и сохранять это при необходимости. Так же в режиме просмотра есть возможность сохранять данные, возвращаться к написанному тексту. Нет необходимости ограничивать  область написанного (в отличие от обычной доски) и что немаловажно - руки остаются абсолютно чистыми, ребята не боятся выходить к доске и с интересом изучают её возможности.
Данные возможности можно использовать и на собственной презентации и в режиме  работы с электронными пособиями, например коллекции «Кирилл и Мефодий».
Слайды №  6,7
Моделирование химического эксперимента - хорошее дополнение экспериментальной части обучения, которое позволяет более рационально организовать изучение таких тем по химии, для которых демонстрационный эксперимент невозможен в условиях школьной практики (выделение вредных, ядовитых веществ, отсутствие дорогостоящих, редких реактивов, демонстрация взрывчатых веществ, моделирование промышленных реакторов для производства химических веществ и др.). Интерактивная демонстрация химического опыта в такой ситуации может оказаться единственным техническим средством, которое позволит обеспечить оптимальные условия восприятия изучаемого материала. Благодаря эффектности и зрелищности опасных для жизни и здоровья демонстрируемых экспериментов у школьников формируется бережное отношение к собственному здоровью, обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.  
Использование  «Виртуальной химической лаборатории» позволяет учителю одновременно с учащимися проводить эксперимент - что экономит время на уроке. (исключается часть «сначала посмотрели» потом сделали»).
Слайды № 8-10
Возможна работа  с документами в формате Word, Excel где вносимые  изменения видны  всем  учащимся. Доска в данном случае – большой манитор на котором работать можно электронной ручкой – либо в качесвте написания  заметок, либо как мышью компьютера.
Слайд № 11
Использование электронных учебников по химии обеспечивает методическую поддержку учителю и самостоятельную работу школьников за счет тщательно отобранного теоретического материала и наличия методических указаний при решении практических заданий и задач. Часто в электронных учебниках предусмотрена система заданий для самостоятельного решения, ориентированных на организацию самоконтроля и контролирующие программы. Так для контроля знаний можно использовать как  задания из презентаций, так и электронное пособие «Интерактивные задания».
Слайды № 12-13
Подводя итог вышесказанному отметим, что один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно  установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.
Ссылки на сайты:
http://www.delight2000.com/succes.html?id_rub=82939
http://www.naukapro.ru/konf_doc2008/1_025.htm
http://festival.1september.ru/