Макарова Е.В. учитель биологии МОУ «Якутский городской лицей»
Опыт использования интерактивной доски на уроках биологии.
Интерактивная доска используется на следующих этапах урока:
- При объяснении нового материала.
- На уроках генетики при объяснении решения задач традиционным методом много времени отнимает построение решетки Пеннета. При использовании интерактивной доски можно пользоваться шаблоном. При этом мы не только легко вписываем в готовый шаблон генотипы, но и обозначаем фенотипы, используя различные цвета маркеров. В этом случае изображение на доске более понятно ученикам, лучше запоминается. Учителю удобно то, что шаблон можно использовать многократно и нет необходимости пачкать руки мелом.
- Использование интерактивной доски удобно при объяснении генеалогического метода изучения генетики человека, т.к. позволяет использовать заранее приготовленные рисунки родословных. Это экономит время на уроке.
- При закреплении изученного материала.
- Для этой цели можно использовать готовые электронные пособия, которые содержат различные интерактивные задания (Биология 5-9, Общие закономерности. Дрофа; Электронные уроки и тесты. Просвещение) или делать такие задания самим. Это могут быть маленькие задания с выбором одного или нескольких ответов, которые можно делать в программах PowerPoint, Excel, Flash (см приложение). Программы позволяют сразу проверить ответы и, при необходимости, начать все заново.
- Удобно решать задачи по генетике, используя готовое электронное пособие (Биология 5-9, Общие закономерности. Дрофа) или заранее приготовленные шаблоны.
- При проверке знаний
- В 6 классе при изучении растений использовались задания типа «Нарисуйте разные жизненные формы растений (деревья, кустарник, траву) так, чтобы это было понятно; нарисуйте цветок с простым или двойным околоцветником; нарисуйте однодомное или двудомное растение; нарисуйте клетку, нарисуйте разные типы корневых систем». Задания такого характера позволяют применить на практике полученные знания, развивают образное мышление.
- Покажите на контурном рисунке стрелками передвижение веществ в растении, ткани разных типов, перемещение крови по кругам кровообращения.
Приложение
Описание прилагаемых материалов.
- Задачи на моно и дигибридное скрещивание с шаблоном решетки Пеннета. Задание выполнено в программе Excel, используется при объяснении нового материала.
- Задача на определение групп крови с шаблоном решетки Пеннета. Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при объяснении и при закреплении нового материала.
- Три слайда с заданиями по теме «Земноводные». Один с выбором 2 ответов, два с выбором 1 ответа. Каждый слайд имеет кнопку «проверить» и «начать заново». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Четыре слайда с заданиями по теме «Классы цветковых растений». Один с выбором одного ответа, три с выбором нескольких ответов. Каждый слайд имеет кнопку «проверить» и «начать заново». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Три слайда по теме «Обмен веществ, способы питания организмов 9 класс». Все слайды содержат задания с выбором нескольких ответов. Каждый слайд имеет кнопку «проверить» и «начать заново». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Слайд с заданием по теме «Морфология листа», с выбором нескольких ответов. Слайд имеет кнопку «проверить» и «начать заново». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Два слайда по теме «Ненаследственная изменчивость. Количественные и качественные признаки» задания с выбором нескольких ответов. Каждый слайд имеет кнопку «проверить» и «начать заново». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Задача на наследование сцепленное с полом с шаблоном решетки Пеннета. Используется при объяснении нового материала. Задание выполнено в программе PowerPoint.
- Задания плод1 и плод3 содержат по 3 слайда по теме «Плод» с общей для трех слайдов кнопкой «проверить». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Два слайда с заданиями по теме «Семейство розоцветных». Каждый слайд имеет кнопку «проверить» и «начать заново». Задание выполнено в программе PowerPoint , используется при закреплении нового материала.
- Задание на определение названия растений. Используется как викторина. Задание выполнено в программе Excel.
- Задание по теме «Критерии вида». Выполнено в программе Flash. Используется при закреплении материал.