Уроки доброты
(Урок – практикум по русскому языку в 11 «е» классе)
Цели:
- обобщить знания обучаемых о типах и функциональных стилях речи;
- актуализировать навыки лингвистического анализа текста (задание 8 части В) и части С ЕГЭ;
- определить свое отношение к нравственным ценностям, задуматься о жизненно важных проблемах.
Технология:
- личностно – ориентированное обучение;
- ИКТ;
Оборудование: словари, интерактивная доска, тексты.
Вступительное слово учителя: «Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек», - такими словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, удивительного человека, знаменитого академика, писателя, преподавателя, общественного деятеля, известного ученого, защитника культуры, которому в этом году исполняется 100 лет, начинается наш урок.
I. Сообщение учащегося о жизни Д.С.Лихачева. (на экране портрет писателя).
-Вы стоите на пороге взрослой жизни. Только от вас самих зависит, какими людьми вы вырастете, какую дорогу выберете. Каждый из нас когда-то обязательно задумывается над вопросами: А как я должен прожить свою жизнь? Что для этого нужно? Какие нравственные ценности должны преобладать в нашей жизни?
II. В ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению, что эти ценности можно объединить вокруг слов: жизнь, любовь, добро, дружба, родина, искусство, душа, здоровье.
На экране текст Д.С.Лихачева «Ценность доброты». (Приложение №1)
III.Я предлагаю ребятам выбрать слова, исходя из содержания текста. Создаются три группы, выбраны слова ЖИЗНЬ, ДОБРО, ИСКУССТВО.
IV.Объявляются цели урока, какие виды деятельности учащиеся должны продемонстрировать, какие задачи должны быть выполнены.
-Каждое задание нашего урока сегодня будет связано с предстоящим очень ответственным моментом вашей жизни - сдачей ЕГЭ.
1 группа – жизнь 2 группа – добро 3 группа – искусство
V. -А свою работу мы начнем с определения лексического значения каждого из слов.
Почему именно эти слова выбраны вами?
Продолжите тезис:
Жизнь – это…
Добро – это…
Искусство – это…
(идет самостоятельная работа учащихся над определением данных слов).
VI. После обсуждения и озвучивания тезисов каждой группы учащиеся сравнивают свои определения со словарной статьей. С.Ожегова, В.Даля. Выступает группа «Справочное бюро».
VII.Учащиеся без труда выполняют некоторые пункты комплексного анализа текста: определение темы, основной мысли текста, типа текста и функционального стиля речи. Задания, предложенные к тексту, дают возможность закрепить навыки части в ЕГЭ. VIII. После изучения текста учащиеся по группам обсуждают и делятся своими мыслями. Затем идет небольшая работа по обмену мнениями, проблемными вопросами с другими группами. Вопросы небольшой дискуссии между группами были сформулированы следующим образом:
-Вывод по дискуссии учащиеся делают сами. (Приложение №2)
IX.Закрепление умений и навыков лингвистического анализа начинаем с выполнения по тексту наиболее трудных заданий по ЕГЭ, части В. Каждой группе даются следующие задания:
- найдите в тексте словосочетания с типами связи согласование, управление, примыкание;
-найдите СПП с придаточным определительным;
А) 2; Б) 4; В) 7.
-выпишите предложения с вводной конструкцией и произведите синтаксический разбор предложения;
А) 3 Б) 7; В) 8.
-определите правильную грамматическую основу в одном из предложений;
А) человек становится; Б) Искусство заставляет; В) Человек легче дружит.
X. Презентация электронного пособия.
Егорова Нарыйа: Вместе с Татьяной Сергеевной мы создали словарь «Средства выразительности». При выполнении заданий мы испытываем трудности в определении изобразительно-выразительных средств. Для того, чтобы правильно выполнить задание, нам нужно знать определения терминов. Мы надеемся, что наш научный продукт поможет нам правильно и быстро выполнить задание 8 части В.
(на экране гиперссылка «Средства выразительности»)
Для учащихся проводится опорное повторение наиболее активно употребляемых фигур со ссылкой на словарь, разбираются примеры по предложенному тексту. Обучаемые находят выразительные средства в тексте:
Развернутое сравнение- 2 предложение;
Эпитеты – удивительных волшебств;
Лексический повтор – 9,10 предложения;
Синтаксический параллелизм – 1, 2, 3 предложения.
Задание: соотнесите примеры с терминами:
2. Море дышит; А) метафора;
3. Золотое сердце; Б) сравнение;
4. Снежные узоры. В) олицетворение;
Г) эпитет.
XI. В заключении учащимся предлагается написать сочинение - рассуждение
(на экране проецируются алгоритмы по определению проблемы текста, видам вступлений сочинения, речевые клише по каждому этапу работы)
С помощью алгоритмов группы выбирают, над каким этапом сочинения будут они работать:
1 группа – варианты вступлений;
2 группа – определение и комментарий проблемы;
3 группа – аргументация.
Каждая группа представила свой проект. По выполненным работам проводится взаимопроверка по группам. Группы должны выявить удавшиеся моменты работы, а также отметить недостатки. Для этого вида деятельности учащиеся руководствуются критериями оценивания части С.
XII. К домашнему заданию учитель предлагает учащимся алгоритм рассуждения:
Почему? Что из этого следует?
Потому что поэтому
XIII. Обобщение урока, подведение итогов.