Какой быть новой школе столицы? Ответ на этот вопрос искали педагоги Якутска на форуме "Столичное образование 21 века", открывшемся 25 февраля. Форум начался с торжественного открытия выставки достижений педагогических коллективов города Якутска "Развитие педагогического потенциала как фактор качественного обновления образования столицы". В этот же день прошло пленарное заседание по теме "Новая школа столицы", где педагоги обсудили вопрос перехода на новые образовательные стандарты. Завершающим этапом стали "круглые столы" по следующим проблемам: "Образование: чему и во имя чего учить?"; "Какие педагоги будут востребованы в современной школе?"; "Учитель глазами семьи"; "Стандарты второго поколения, перспективы, поиск"; "Современные тенденции развития дошкольного образования". В ходе дискуссии учителя обсудили слабые и сильные стороны городского образования столицы. Были сделаны выводы о системе повышения квалификации и переподготовки учителей, а также о поддержке духовно-нравственного воспитания детей. Именно эти проблемные зоны должны быть преодолены в ходе реализации президентской инициативы "Наша новая школа". О том, готовы ли наши школы перейти на новые стандарты образования, что изменится в связи с этим в жизни школьников, учителей и родителей, читайте в пятничном выпуске "Эхо столицы". Автор: Мартынова Ирина Выпуск: Выпуск "Эхо столицы" N 15 (1828) от 02.03.2010 г. ШКОЛЬНИК НОВОГО СТАНДАРТА С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, "второго поколения . Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. Таким образом, весь следующий учебный год станет переходным. К 20Т1-му стандарт введут повсеместно. С сентября 2009 года в пяти школах Якутска запущен пилотный проект по апробации новых стандартов для первоклашек. Что такое новые образовательные стандарты, как с их введением изменится жизнь школьников, учителей и родителей, каким должен быть школьник нового стандарта, с какими сложностями могут столкнуться школы, "Эхо столицы" рассказала Надежда Нижник, начальник информационно-методической службы Управления образованием г.Якутска. НЕ "ВБИВАТЬ", А РАЗВИВАТЬ - Надежда Николаевна, скажите, в чем отличие нового стандарта от прежнего? - Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены - и так по всем предметам. То есть, по сути, учитель раньше "вбивал" знания. А преподаватель нового поколения должен вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, развивать личность ученика. - В чем проявляется основное новшество? - Из тех новшеств, которые заметит большинство учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование. музыку. Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они станут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же. Также в стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельности, а не просто совокупности неких знаний в голове - вот к чему мы стремимся. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Потому-то в базисные учебные планы, например, уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта. НОВЫМ СТАНДАРТАМ ПОКА ТЕСНО - Всякая ли школа уже сейчас готова организовать внеурочную деятельность? - Думаю, пока не всякая. Сейчас Управление образованием проводит работу с директорами, которые до 15 марта должны подать списки готовности открыть первые классы с обучением по новым стандартам. Разработчики стандарта прекрасно понимают, что введение новых требований к содержанию программ, к организации образовательного процесса потребует новых нормативов, касающихся условий образовательной деятельности школы. Поэтому в стандарте появился новый компонент, отражающий требования к условиям обучения - по финансированию школ, их материально-технической базе, уровню квалификации учителей. То есть в системе требований, обязательных при реализации основной образовательной программы, трописаны четкие условия. - Прописать - одно, а вот организовать... Ведь практически во всех школах города обучение идет в две смены. И где прикажете проводить внеклассные занятия? - Действительно, всех перевести в одну смену мы пока не можем. Поэтому в переходный период будем выходить из положения тем, что привлечем различные детские учреждения - тот же Дворец детства, к примеру. Плюс к этому будем выходить с инициативой на руководство республики, города, к депутатам, чтобы оздоровительные, развлекательные учреждения занимались школьниками или бесплатно, или устанавливали разумные цены. А для талантливых детей планируем создавать специальные центры. Но эта идея пока лишь в проекте... РОДИТЕЛЬСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - Хорошо. Допустим, место для внеклассных занятий нашли, а кто будет заниматься с детьми? Классный руководитель? - Десять часов, отведенные на внеурочные занятия, как следует из стандарта, учителя начальных классов могут отрабатывать или сами, или задействовать приглашенных преподавателей из учреждений дополнительного образования. Это решение самой школы. - Что с введением нового стандарта изменится в жизни родителей? - Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми - это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями станут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо. ЭКЗАМЕНЫ ДЛЯ ПЕДСОСТАВА - Готовы ли к новшествам сами учителя? - Мы проводим специальные семинары и совещания, на которых учителям и другим работникам сферы образования объясняются принципы и механизмы реализации нового образовательного стандарта. Для учителей тех школ, которые 1 сентября 2010 года начнут работать по новым стандартам, на базе трех городских школ планируется создание ресурсных центров для проведения обучающих семинаров. Также хочу сказать, что сейчас предъявляются особые требования к компетентности педагогов. С 2011 года каждый учитель должен будет сдавать экзамены для подтверждения своих профессиональных качеств. Если он не сдаст экзамен, то обязан пройти курсы, если и во второй раз провалит, то распрощается со школой. Большинству учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Его содержание не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, о необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. "ЕГЭ ПО ВОСПИТАНИЮ" НЕ БУДЕТ - Кстати, а как быть с учебниками? Их же сейчас великое разнообразие. Для работы по новым стандартам будут разработаны новые? - Положение с этим пока непонятное. ЭХО СТОЛИЦЫ от 5 марта 2010 г. Автор: Ирина Мартынова |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |