12 ноября 2013 года в школе N 2 состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы "Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС". В работе семинара приняли участие 96 учителей города. В форме методического коллажа были организованы 5 секций по различным темам. В работе секции "Развитие речи в условиях внедрения ФГОС" учителями Егоровой А.П. (школа N1), Жирковой Т.Е. (школа N5), Уаровой И.П. (школа N33) были представлены фрагменты уроков и мастер-классы, освещающие пути формирования коммуникативных навыков обучающихся на уроках развития речи. На своих мастер-классах Готовцева П.И. (школа N2), Троева А.А. (Тулагинская школа), Александрва Н.А. (школа N2) поделились интересным опытом организации уроков с использованием метода проектов, внедрением агрокомпонента (секция "Структура современного урока в свете ФГОС"). Артпедагогика, ИКТ, проблемно-поисковые задания - актуальные технологии обучения, о применении которых рассказали Сергеева Т.В. (школа N1), Гаврильева Л.Н., Манчурина О.С. (Мархинская школа N 1) (секция "Современные технологии с целью мотивации познавательной деятельности"). Секция "Интеграция как эффективное средство современного урока в условиях внедрения ФГОС" объединила учителей, представивших свой опыт по организации интегрированных уроков - Николаева Л.В. (Тулагинская школа), Бурцева А.Д. (школа N2), Буштец Н.С. (Мархинская школа N1). Любой урок русского языка или литературы немыслим без работы со словом: от поиска значения слова до интерпретации целого художественного текста. Этой теме посвятили уроки и мастер-классы учителя школы N21 Часовщикова В.Н., Колодезникова Л.П. , Емельянова Л.В. В ходе работы семинара были обсуждены условия перехода на новый ФГОС, содержательный потенциал государственной итоговой аттестации и ЕГЭ по русскому языку с точки зрения оценки уровня сформированности компетенций выпускника и развития методики обучения, вопросы повышения качества филологического образования в школе и специфика работы учителя, а также другие актуальные проблемы преподавания русского языка в современных условиях. В этой связи было отмечено, что внедрение новых ФГОС в средней ступени дают возможность для педагогического творчества, создания разнообразных технологий обучения, учебных пособий.
В заключительной части мероприятия участники с каждой секции представили проекты, выступили с отзывами и предложениями, выразили благодарность организационному комитету мероприятия - учителям и руководителям НПСОШ N 2 и признали работу семинара продуктивной и результативной. По итогам данного мероприятия на основе предложений участников с каждой секции была принята резолюция, которая призвана объединить всех учителей русского языка и литературы города в решении первоочередной задачи, стоящей сегодня перед учителями-словесниками - совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе в условиях внедрения ФГОС.
Резолюция городского семинара учителей русского языка "Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС" Участники городского семинара учителей русского языка и литературы "Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС" в своих выступлениях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе. Принимая во внимание, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе является важнейшим и определяющим условием • становления личности юного человека и его социализации, • формирования нравственной и гражданской позиции, • формирования у него целостной картины мира, • развития его творческих и интеллектуальных способностей, участники семинара отметили несомненные достоинства нового ФГОС: заявленные системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный и другие подходы должны способствовать реализации новых форм и методов обучения и развития методики русского языка как науки и высказали предложения: - развивать у школьников готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); - учитывать в структуре и содержании современного урока три сквозные содержательные линии ФГОС, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций; - активизировать познавательную деятельность обучающихся по требованиям ФГОС внедрением метапредметных связей, проблемно-поисковым подходом к организации учебного процесса, использованием современных технологий обучения; - ознакомиться с индикаторами качества современного урока, рассмотреть и разработать критерии результативности и эффективности урока в условиях ФГОС; - совершенствовать накопленный опыт ГИА и ЕГЭ как формы проведения итоговой аттестации, улучшать систему подготовки к экзамену по русскому языку, позволяющую осуществлять проверку компетентностей выпускников в свете новых образовательных стандартов; - расширить информационное поле учителей русского языка и литературы средствами научно-методических изданий и образовательных сайтов; - разрабатывать совместные образовательные проекты школ, способствующих не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя; - ввести в систему работы учителей сотрудничество с издательствами с целью использования методических новинок в учебном процессе, возможностью публикаций передового педагогического опыта на всероссийском и международном уровне; - организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога; - создать электронный банк данных о материалах проводившихся предметных олимпиад, творческих конкурсов, школьных научных конференций и научных обществ обучающихся.
Источник: Отдел развития образования |