|
"Формирование навыков смыслового чтения
на уроках литературы"
18.03.2015 16:39
|
Под таким названием прошел в школе N16 городской семинар учителей русского языка и литературы. Эпиграфом к данному мероприятию стали слова В.А. Сухомлинского " Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить".
Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Чтение в современном информационном обществе носит "метапредметный" характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Данной проблеме и был посвящен семинар.
Семинар открыли чтением стихотворений М.Ю. Лермонтова на русском, якутском и украинском языках ученики 5-х классов, а также гости семинара были приятно удивлены, услышав в исполнении учителей Дегерякова Э.М поэму "Беглец" и Стороженко О.У. отрывок из поэмы "Мцыри".

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Учителя школы рассказали об опыте работы по формированию навыков смыслового чтения.
О междисциплинарной программе "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом " рассказала замдиректора по УМР Емельянова Н.Н.

В школе уже 4-й год работает интересный проект "Хорошее время читать" как средство повышения престижности чтения среди младших школьников. Опыт работы учителей начальных классов представила рук. МО Андерсон И.В.

Приемы смыслового чтения текста на уроках литературы показали учителя Андросова Л.Н.( стратегия "Алфавит за круглым столом" в проекте "Читаем с детьми о войне"), Нестерова Н.В. (стратегия "Чтение про себя с вопросами" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"), Дегеряков Э.М.(стратегия "Чтение с остановками" на примере рассказа "История хромого"), Кузьмина А.Н. (интеллект-карты в работе с художественным произведением), Стороженко О.У. (формирование навыков смыслового чтения в адаптированном классе по сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок").


Присутствующие учителя дали выступлениям учителей школы N16 высокую оценку.

И в качестве рефлексии составили синквейны про чтение:
Чтение Чтение.
Глубокое, богатое. Вдумчивое, целенаправленное.
Развивает, учит, одухотворяет. Учит размышлять, думать.
Необходимо каждому из нас! Нельзя без этого прожить.
Вселенная. Дума.
Зам, директора по УМР Емельянова Н.Н.
|