Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Новости / Официальные новости /
   
КОНЦЕПЦИЯ развития системы дополнительного образования детей в Республике Саха (Якутия)
17.05.2006 10:36


Проект

КОНЦЕПЦИЯ
развития системы дополнительного образования детей
в Республике Саха (Якутия)

I. Актуальность
Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта "Образование", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным, цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала".
В Республике Саха (Якутия) доступность и бесплатность дополнительного образования детей гарантированы статьей 22 Конституции РС (Я) и ст. 5 Закона РС (Я) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании" (далее "Закон"). В соответствии со ст. 21 Закона дополнительное образование детей реализуется в общеобразовательных учреждениях, в муниципальных и государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей - это "мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Дополнительное образование детей в Республике Саха (Якутия) реализуется на основе Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи РС (Я) на 2004-2007 годы, в рамках которой ведутся актуальные проекты, направленные на саморазвитие личности, поиск, поддержку и развитие детской творческой одаренности, организацию социализирующего досуга детей и подростков, профилактику правонарушений, алко-наркотической зависимости подростков.
В Республике Саха (Якутия) дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят 165 учреждений дополнительного образования детей. В них занимаются 85262 учащихся (34% от общего количества школьников республики). В кружках, студиях, клубах, ансамблях при школах занимается около 50% от общего количества учащихся республики.
Вместе с тем, назрела необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей. В настоящее время система дополнительного образования детей не в полной мере отвечает тенденциям социально-культурного и экономического развития республики, социальным требованиям и интересам граждан. Необходимо стремиться к достижению доступности дополнительного образования детей различного возраста, интересов, возможностей здоровья, места проживания и т.д. Требует обновления и сама система дополнительного образования детей, в первую очередь, управление качеством дополнительного образования.
Целью развития системы дополнительного образования детей являются сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Необходимо обновление системы дополнительного образования детей на основе следующих принципов:
- доступность и бесплатность дополнительного образования детей;
- гуманизация, демократизация образовательного процесса;
- индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- связь семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
- сохранение и развитие национально-культурных традиций;
- ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
- взаимодействие общего и дополнительного образования;
- открытость и полисферность образования, государственно-общественный характер управления;
Концепция реализуется на основе личностно-ориентированного, социокультурного подхода.
Достижение цели развития системы дополнительного образования детей возможно при решении трех основных задач:
1. Создание условий развития дополнительного образования детей.
2. Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.
3. Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского сообщества.

I. Создание условий развития
дополнительного образования детей
Качественное обновление дополнительного образования детей возможно только при создании условий, соответствующих современным требованиям и темпам развития общества.
1. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей РС(Я)
Системное развитие дополнительного образования детей как сферы, предоставляющей возможности выбора культурно-образовательных, развивающих программ, обеспечивающих полезную занятость и саморазвитие детей, возможно только на качественно обновленном фундаменте - нормативной правовой базе.
В условиях местного самоуправления становится необходимостью разработка законопроекта "О дополнительном образовании детей в Республике Саха (Якутия)" для защиты дополнительного образования детей на государственном и муниципальном уровнях. Система дополнительного образования детей может эффективно функционировать только при государственной поддержке путем выделения субвенций, реализации комплексных мер по материально-техническому оснащению, строительству учреждений дополнительного образования детей, соответствующих модернизации образовательного процесса.
Задача совершенствования системы государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования требует разработки и внедрения следующих документов:
-определение критериев и показателей эффективности деятельности педагогов и учреждений дополнительного образования детей;
- разработка государственных стандартов условий реализации программ дополнительного образования детей;
- введение вкладыша к аттестату о среднем образовании на территории Республики Саха (Якутия) об окончании программ дополнительного образования детей, личных достижениях (портфолио).

2. Кадровое обеспечение в системе дополнительного образования детей
В современных условиях меняется роль педагога дополнительного образования, деятельность которого не ограничивается организацией кружковой работы. Педагог дополнительного образования должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ.
Совершенствование кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей осуществляется по следующим направлениям:
- повышение статуса педагогов ДОД;
- усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогов дополнительного образования;
- стимулирование педагогов в повышении педагогических и творческих возможностей, научно-исследовательской работе;
На январь 2005 г. в учреждениях дополнительного образования детей республики работают 3063 педагогических работника. По сравнению с 2002 г., число педработников с высшим образованием повысилось от 37,1% до 44,9%, но в настоящее время около 300 чел. в системе ДОД работают без педагогического образования.
За последние 3 года улучшается система подготовки, организации и повышается активность участия педагогов в традиционно проводимых конкурсах педагогов, смотрах учреждений, где основную оценку получает методическая работа.
В республике целенаправленно проводится работа по повышению квалификации, подготовке и переподготовке педагогов дополнительного образования детей. За 2003-2004 г.г. профессиональную переподготовку в Институте повышения квалификации работников образования МО РС(Я) с получением дипломов российского образца прошли 50 педагогов дополнительного образования детей, а в 2006 г. - 25 педагогов.
3. Дополнительное образование в условиях местного самоуправления
Условия местного самоуправления способствуют изменению населения из иждивенчески-пассивного состояния в активное гражданское общество с высоким уровнем регионального, муниципального территориального самосознания, ориентированного на самостоятельное планирование и осуществление позитивных преобразований на местах, в конкретных ситуациях. В условиях введения местного самоуправления возникает необходимость пересмотра организации дополнительного образования детей в муниципальных образованиях. Актуальным становится дополнительное образование, выполняющее муниципальный образовательный заказ, сформулированный в Программе социально-экономического развития муниципального образования. Организация программ дополнительного образования должна строиться с учетом реальных потребностей населения. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Учитывая первостепенную роль семьи и важность ее непосредственной поддержки на местах, возникает необходимость организации семейного культурно-познавательного досуга, направленного на совместную деятельность детей и взрослых. Кроме того, организация таких программ будет способствовать семейной занятости, развитию семейного предпринимательства. Эффективной в организации полезной занятости детей является деятельность подростковых клубов по месту жительства.
В условиях местного самоуправления важная роль учреждений дополнительного образования детей отводится в организации допрофессиональной подготовки учащихся, введения программ начального профессионального образования исходя из потребностей улуса. Данные меры стимулируют создание новых рабочих мест, специальностей сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг, самозанятости, что в целом будет содействовать социально-экономическому развитию муниципальных образований и повышению благосостояния граждан.
Исходя из этого, возникает задача создания нормативно-правовых оснований для заключения договоров учреждений дополнительного образования детей с учредителями по реализации муниципального образовательного заказа. Администрация муниципального образования, являясь учредителем, должна выступить заказчиком образовательных услуг. При этом, формулируя образовательный заказ, администрация муниципального образования гарантирует финансово-экономическую поддержку учреждению, создает необходимые условия для социального партнерства.
Информатизация системы дополнительного образования позволит создать единое образовательное пространство республики, объединяющее образовательные системы муниципальных образований. Информатизация будет способствовать активному взаимодействию муниципальных образовательных учреждений, сотрудничеству педагогов и детей вне зависимости от места жительства, внедрению дистанционных форм дополнительного образования и повышения квалификации.

II. Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей

Качество общего образования есть результат взаимодополнения школьного обучения и дополнительного образования детей.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, когда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.
Социальный образовательный заказ
Новые социальные требования к образованию стимулируют внедрение инновационного подхода по основным направлениям развития дополнительного образования детей в республике:
- развитие профильного образования в республике ресурсами дополнительного образования детей;
- развитие потенциала дополнительного образования детей в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- обновление содержания дополнительного образования детей на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей, использования передовых технологий и методик;
- создание и функционирование республиканских и федеральных площадок по отработке вариативных моделей развития дополнительного образования детей;
- стимулирование инновационной деятельности учреждений и работников системы дополнительного образования детей путем учреждения грантов, проведения конкурсов, семинаров.
Учитывая тенденции развития образовательной среды, его потребности выделяются три приоритета дополнительного образования детей:
- развитие созидательной активности детей;
- интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
- развитие одаренных детей.
Для реализации приоритетных направлений актуальными становятся:
1. Создание ресурсных центров (регионального, межулусных, улусных, кустовых);
2. Создание единой базы данных по предпрофильной подготовке в системе дополнительного образования;
3. Тематические и проблемные курсы и семинары;
4.Обобщение и распространение положительного опыта работы по профильному обучению и предпрофильной подготовке.

III. Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского общества

Дополнительное образование детей в республике развивается на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, науки, профессионального образования, органов внутренних дел и т.д.
Дополнительное образование детей объединяет вокруг себя различные ведомства и консолидирует ресурсы общества для решения огромного количества социально-педагогических вопросов.
Становится актуальным создание оптимальной модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей на основе изучения опыта регионов РФ. Для этого необходимо:
- разработать региональную нормативную и правовую базу государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей;
- обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности по развитию государственно-общественных форм управления дополнительным образованием детей;
- подготовить на уровне муниципальных образований инструкторов по созданию, поддержке и трансляции образцов государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей;
- разработать механизм общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития региональной системы дополнительного образования детей.
Модель государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей обеспечит взаимодействие "государственного и общественного" в образовании, организационно оформит и упорядочит влияние местного сообщества на сферу дополнительного образования детей, будет способствовать модернизации дополнительного образования детей, включающего общественные формы контроля и стимулирования качества дополнительного образования детей.
Для достижения развития дополнительного образования детей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства предусматривается:
• Развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей и государственного заказчика образовательных услуг.
• Создание на муниципальном и региональном уровне межведомственной системы организации и управления дополнительным образованием детей.
• Разработка нормативного правового обеспечения межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
• Реализация Плана мероприятий по развитию социального партнерства в сфере общего среднего образования.
Учитывая тенденции развития образовательной среды, выделяются следующие приоритеты в межведомственном взаимодействии:
1. Организация качественного и развивающего досуга детей.
2. Определение социального заказа на дополнительное образование детей.
3. Организация благотворительной и инновационной деятельности.
4. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников системы дополнительного образования детей.
Для реализации этих приоритетов необходимы:
- разработка программ и методических рекомендаций по предпринимательской деятельности учреждений дополнительного образования детей
- государственная поддержка молодежных инициатив по реализации социально значимых проектов в области дополнительного образования детей;
- учреждение ежегодной премии "За вклад в воспитание детей и молодежи" в целях активизации воспитательного потенциала системы дополнительного образования;
- содействие воспитанию детей и молодежи, участие в их физическом и духовном развитии - экономически обоснованное вложение в развитие человеческого капитала, общества, трудовые ресурсы.
Таким образом, дополнительное образование детей развивается полисферно, когда дополнительное образование детей, реализуя социальный заказ, реализуется в активном и прямом взаимодействии вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности с субъектами различных отраслей, сфер на основе кооперирования возможностей и ресурсов. Такое "полисферное" развитие дополнительного образования станет одной из основ социально-экономического развития республики.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции развития системы дополнительного образования детей в РС(Я) позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение
- сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей;
- совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования детей;
2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей
- создать единое информационно-образовательное пространство дополнительного образования детей республики;
- улучшить материально-техническое состояние учреждений дополнительного образования детей;
- создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей.
- организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью муниципальных образований;
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
- содействовать развитию дуального образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования для детей, а также содействующие самозанятости и семейного предпринимательства.
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.