Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Новости / Официальные новости /
   
Частицы - это не только часть речи
08.12.2005 15:41


Чтобы поближе познакомиться с победителем городского конкурса молодых учителей "Одиннадцать мгновений весны" Цвиль Ириной Сергеевной, иду к ней на урок русского языка по расписанию в СОШ-31. Традиционный урок в обычном 7 классе с необычным для других школ литером  "Е" по теме "Понятие о частицах". Мне, опытному педагогу и методисту, было хорошо понятно, сколько сил затрачено для проведения этого традиционного урока, на котором молодая учительница, не побоюсь сказать, блеснула своим мастерством.

Ирине Сергеевне удалось на этом уроке не просто дать понятие по новой теме, но и продолжить формирование интереса у учащихся не только к русскому языку, но и к учёбе в целом. Чувствуется, что учительница прекрасно понимает психологию подростков, щадит их самолюбие, щедро подхваливает за правильные ответы, просит подумать, если отвечающий ошибается, доверяет самим оценивать проверочную работу и т.д. Приятно наблюдать, когда учитель и ученики понимают друг друга с полуслова. Для молодого педагога это большой плюс.

Особенно удачно прошёл этап объяснения нового материала. Чтобы включить школьников в изучение новой темы, Ирина Сергеевна использовала особый психологический приём. Учительнице удалось своих учеников удивить. Для этого она заранее подготовила раздаточный материал с деформированным текстом, который  сначала она сама прочитала вслух, потом попросила оценить его с эмоциональной точки зрения и выслушала несколько ответов. Затем предложила школьникам в этот же текст  вставить частицы и прочесть. Вот тут-то и возникло оживление в классе.  Каждому хотелось сказать, почему текст стал иным, какой оттенок придавала каждая частица отдельно взятому предложению. Звонко и выразительно зазвучали ответы: "Разве этот город не красив?", "Что за великолепная погода!",  "Ведь я так готовился" и т.д.

При закреплении нового материала ученики, показав умение в проведении разбора по членам предложения, доказывали, что частицы - это служебная часть речи и служит она для того, чтобы придавать предложениям различные оттенки. На конкретных примерах учились отличать частицы от союзов и наречий, попутно закрепляя правописание изученных орфограмм.

Урок пролетел незаметно. При подведении итогов, когда на первый вопрос учителя ученик ответил неверно, Ирина Сергеевна не возмутилась, не стала "метать громы и молнии", а… улыбнулась и обратилась к классу: "А вы, ребята, согласны с таким утверждением?" Поднялся лес рук - ошибка была исправлена. Невнимательному школьнику ещё раз объяснили, что такое частицы и для чего они служат. И этот момент урока оказался самым ценным в том плане, что именно здесь раскрылась суть педагога как учителя, наделённого педагогическим тактом и педагогической этикой, интуитивно понимающего, что сразу всех научить трудно, но учить нужно. Про себя я невольно отметила, что этим семиклассникам повезло с учителем.

После урока состоялась беседа с Ириной Сергеевной, где она поделилась впечатлениями о конкурсе, о работе, о своих учителях, рассказала об увлечении психологией ещё со школьной скамьи и о предстоящей защите диплома по этой специальности.

Училась и закончила СОШ-31, пошла по стопам своей любимой учительницы Тетериной Людмилы Николаевны и психолога Платоновой Зинаиды Николаевны, высоко ценит поддержку директора школы Черниновой Александры Алексеевны и всего педагогического коллектива, любит учить и учиться. Позади уже 4 года педагогической деятельности. За  короткое время ей удалось завоевать авторитет у учащихся, их родителей и коллег. И всё это потому, что молодая учительница щедро отдаёт частицы души и сердца всем, кто её окружает. Именно эти частицы обеспечивают ей успех в обучении и воспитании подрастающего поколения.

 

Сюндюкова Г.Б., ветеран педагогического труда
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.