Школьная архитектура должна быть предельно функциональной - Рачевский В президентской инициативе "Наша новая школа" заявлено, что облик школы должен значительно измениться, она должна стать "центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни", то есть местом, где дети не только учатся, но и всесторонне развиваются. О том, какими при этом должны быть школьные здания и как сделать так, чтобы детям было приятно учиться в них, говорит в интервью РИА Новости директор Центра образования N548 "Царицыно" Ефим Рачевский. - Ефим Лазаревич, каким, на ваш взгляд, должно быть здание новой школы, с учетом предстоящего обновления норм проектирования таких зданий? Чем они должны принципиально отличаться от тех, что мы видим сейчас? - Прежде всего, школьное здание не может быть типовым - ведь у нас везде разные климатические и географические зоны, разная специфика поселений, неодинаковые экономические условия регионов и муниципалитетов - при единственном постоянстве: неудовлетворительном качестве наших дорог. Кроме того, велика разница в наполнении сельских и городских школ. Я думаю, школьная архитектура должна быть максимально простой и функциональной. Не следует "гоняться" за архитектурными излишествами и "дворцовым" дизайном. У общих пространств - столовых, библиотек, коридоров - не должно быть жестко заданных конфигураций. Конструкция здания должна оставлять возможность их изменить в соответствии с нуждами школ, это более функционально. В школах должно быть больше помещений для индивидуальной и групповой работы детей. Те же библиотеки должны предоставлять возможность работать с книгами прямо там. Необходимо внести некоторые изменения в конструкцию школьных туалетов: во-первых, везде, где это так, перенести их с улиц и огородов (в сельской местности) внутрь зданий. Во-вторых, площадь туалетов нужно сократить за счет отказа от фойе и "предбанников": сейчас эти места становятся местом неформального общения школьников, что, на мой взгляд, неправильно. Разумеется, при строительстве нужно уделять большое внимание противопожарной и антитравматической безопасности. В целом пусть будет как можно больше света и воздуха. Хорошо, когда в школе несколько выходов, которые активно используются в теплое время года. - Должны ли быть школьные территории закрытыми? - Безусловно. Сегодня в них - проходные тропинки для населения и одновременно это места выгула собак, прогулок мам с грудными детьми и, как это ни печально, это места пивных оргий. - Начальная и средняя школа на одной территории - это вы одобряете? - В городах крупных и средних - лучше, чтобы они были на разных территориях. В сельской школе это сделать, к сожалению, невозможно. Дело в том, что разные здания позволяют создавать различные образовательные и информационные среды, образовательная эффективность которых сегодня весьма велика. И для различных возрастов нужны различные условия безопасности и комфорта. У себя мы, к примеру, в библиотеке для младшеклассников организовали большую игровую зону. - А как должно быть организовано пространство классов и коридоров? Стоит ли, к примеру, сделать коридоры шире, чем они есть сейчас? - В условиях изменения норм организации школьной жизни следует стремиться к высокому уровню информационного обеспечения, колоритному и неагрессивному цветовому оформлению помещений, и в них нужны локальные точки для непродолжительного тихого отдыха и подвижных игр. Коридоры традиционно представляют собой переходы из одного помещения в другое. Такая их функция сегодня - непозволительная роскошь. От них нужно отказаться или минимизировать их протяженность. Вместо коридоров должны быть большие и просторные зоны, несущие смысловую нагрузку различных видов внеурочной, внеаудиторной деятельности школьников. В коридорах должны быть и места для выполнения домашних заданий теми ребятами, у кого есть для этого время и желание. Также здесь будет нелишним оборудование мест, где есть питьевая вода и где можно быстро перекусить. Пространство классов должно иметь хорошую освещенность, в их отделке должны применяться более дорогие, более качественные и долговечные строительные материалы, чем мы чаще всего наблюдаем сейчас. Библиотека должна быть доступна из разных концов здания. - Как вы себе представляете организацию мест отдыха школьников? - Отдыхать школьники должны дома. А в школе не должно быть никаких уголков с мягкой мебелью и искусственных зимних садов. А вот мест для подвижных игр нужно побольше. Хотя возможны, например, и шахматные зоны. - Нужен ли в школе бассейн? И сколько должно быть спортивных залов? - Бассейны очень дороги в содержании. Целесообразнее, чтобы они были межшкольными, и один обслуживал несколько школ. Или чтобы было несколько бассейнов для компактных территорий. Количество спортивных залов должно зависеть от количества детей в школах. На каждые 300-400 детей - один спортзал. Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости РИА Новости http://www.rian.ru/edu_school/20100415/222661941.html |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |