Уважаемые участники конференции! Сегодня мы проводим третью конференцию Якутского отделения Всероссийского педагогического собрания, чтобы определить итоги деятельности отделения ВПС за прошедший учебный год, обсудить актуальные вопросы взаимодействия педагогической, родительской общественности в воспитании детей. В своем докладе я остановлюсь на двух моментах: 1. во-первых, краткая информация о деятельности Якутского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания за 2008-2009 учебный год. 2. во-вторых, о взаимодействии педагогической и родительской общественности в воспитании подрастающего поколения в свете реализации Национальной образовательной стратегии-инициативы "Наша новая школа". 1. В настоящее время процесс взаимодействия общественных институтов и сферы образования уже можно назвать сформированным. Самая мощная общественная сила в системе образования, Всероссийское педагогическое собрание, в настоящее время объединяет в своих рядах более 240 тысяч человек из 67 регионов Российской Федерации. Сегодня ВПС фактически уже выполняет в сфере образования роль ядра институтов гражданского общества по обновлению и развитию российского образования. Голос Всероссийского педагогического собрания стал неотъемлемой частью образовательного сообщества России и значимым фактором совершенствования образования. В этом учебном году Всероссийское педагогическое собрание очень активно реализовывало проекты по актуальным вопросам образования. Так, в ноябре 2008 года состоялся IV съезд, посвященный новой модели образования в стратегии 2020: учитель, семья, общество. В резолюции съезда наряду с достижениями были отмечены проблемы, требующие решения. Это духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения; привлечение к преподавательской работе в школах специалистов из различных сфер народного хозяйства; здоровье детей, укрепление которого требует интеграции учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования; участие общественности в управлении образованием; строительство детских садов; ремонт аварийных школ. Делегатами съезда была подчеркнута необходимость более широкого внедрения эффективных механизмов общественной оценки качества и востребованности образовательных услуг, согласования взаимосвязей в системе "Учитель-Семья-Общество" на основе инновационных образовательных технологий. Всероссийским педагогическим собранием в течение учебного года рассмотрены вопросы непрерывности образования, гражданско-правового воспитания, оценки Единого государственного экзамена. Помимо общественной экспертизы, ВПС проводит конкурсы для обучающихся, педагогов, журналистов, освещающих вопросы образования. В этих проектах Якутское региональное отделение вносит свой вклад. Так, в мае 2008 года по инициативе ВПС при поддержке Всероссийской политической партии "Единая Россия" в МГУ состоялся 1-й Всероссийский фестиваль детских и юношеских общественных организаций "Юность России". В нем приняло участие более тысячи детских и юношеских общественных организаций из 39 регионов страны, от нашей республики приняли участие 100 лидеров и активистов. Как результат этой акции в республике в декабре 2008 года на республиканском гражданском форуме учреждена новая Республиканская детская общественная организация "Юность Якутии", которая, несомненно, повлияет на воспитание юных граждан. Организация создана с целью содействия развитию детских и молодежных организаций и объединений, а также их социально направленных инициатив, защита прав детей и юношества в нашей республике. На счету у организации уже немало общественно полезных дел, акций и инициатив. Состоялись выезды в Намский, Горный, Хангаласский, Усть-Алданский и другие улусы, в ходе которых дети участвовали в дискуссиях, тренингах, обучающих семинарах, а главное - дети общались между собой, обменивались новыми идеями. Наше региональное отделение приняло деятельное участие в подготовке информационной брошюры о ЕГЭ, так как накоплен серьезный опыт проведения единого государственного экзамена, есть и предложения для совершенствования. В 2008, 2009 годах Всероссийское педагогическое собрание объявило несколько конкурсов. Это: всероссийский конкурс "Лучший орган местного самоуправления по развитию государственно-общественных форм управления в образовании", всероссийский конкурс школьников "Наследники Гагарина". В преддверии Года учителя в России объявлены всероссийский конкурс "Лучший молодой директор образовательного учреждения", всероссийский конкурс на лучшую региональную программу по подготовке Года учителя "Гордое имя Учитель". Наша республика приняла участие в этих проектах. С подробной информацией выступят координаторы проектов. Кроме этого, важным направлением деятельности является привлечение общественных ресурсов в воспитании конкурентоспособной личности. Будущее социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) во многом зависит от консолидированных действий в области кадрового обеспечения инвестиционных проектов до 2020 года. В этой связи вопросы подготовки кадров, занятости, привлечения и закрепления молодежи в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы республики становятся особенно актуальными. В новых социально-экономических условиях обострившейся конкуренции учреждения, представляющие образовательные услуги, могут обеспечить высокую эффективность подготовки кадров на основе повышения его инновационной составляющей, системы профориентационной работы со школьниками, моделей дуального образования, введения образовательных программ в средней общеобразовательной школе с учетом элективных курсов по основам предпринимательской деятельности. Поэтому в этом учебном году в рамках Соглашения между Министерством образования и Министерством предпринимательства при участии регионального отделения ВПС проводится Республиканский конкурс "Бизнес-проект года". Организаторы конкурса ставят целью создание условий для реализации предпринимательской инициативы среди детей и молодежи, развития конкурентоспособной личности, содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Конкурс выявит победителей по двум номинациям: 1. "Лучший детский бизнес-проект". В этой номинации будут представлены проекты, направленные на развитие и становление малого и среднего бизнеса на территории Республики Саха (Якутия). 2. "Лучшая детская бизнес-идея". Мы надеемся, что конкурс вызовет интерес у школьников, а представители бизнес-структур проявят заинтересованность и окажут поддержку его участникам. В рамках конкурса проводились тренинги для учащихся, педагогов, в том числе с выездами в улусы. Анкетирование участников тренингов показало, что все участники в целом удовлетворены занятиями, у них утвердилось желание открыть свое дело, наблюдается позитивное отношение, заинтересованность в более глубоком изучении основ предпринимательской деятельности. В бизнес-идеях школьников наряду с проектами местного значения есть и масштабные идеи, как например, использование нанотехнологий. На конкурс поступило уже свыше сорока заявок. Итоги конкурса будут подводиться после завершения учебного года, поэтому у вас еще есть возможность принять участие. В июне этого года на базе Республиканской летней школы "Кэскил" авторы наиболее интересных проектов и идей пройдут тренинги, которые будут организованы совместно с бизнесменами, министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), а также получат гранты на реализацию своих идей. Популярным для школьников стал проект "Будущий дипломат", организуемый совместно с представительством Министерства иностранных дел, министерством внешних связей республики. Благодаря этому проекту наиболее активные ребята, которых интересуют внешняя политика, вопросы лидерства, получают возможность ознакомиться в игровой форме с тонкостями дипломатической работы. Лучшие из них награждаются зарубежной познавательной поездкой, с посещением посольств и консульств Российской Федерации. В настоящее время открыт сайт Якутского регионального отделения ВПС, на котором можно в оперативном порядке получить свежую информацию о деятельности ВПС. За этот год сформированы улусные отделения ВПС. Мы должны до конца учебного года завершить сверку по спискам членов ВПС по улусам и оформить членские билеты. Таким образом, Якутское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания представляет собой самое крупное общественное объединение в сфере образования в Республике Саха (Якутия). 2. Переходя ко второму вопросу, мне хотелось поблагодарить вас, уважаемые родители за то, что несмотря на занятость, вы нашли возможность принять участие на данной конференции и поделиться ценным опытом родительского участия в образовании детей. Воспитанием детей занимаются многие государственные и социальные институты, но семья всегда была и остается главным из них. Ведь именно в семье как основном носителе традиционной культуры из поколения в поколение передаются лучшие духовные ценности, сохраняются и развиваются традиции народа. Поэтому важно, чтобы школа для семьи была соратником в развитии ребенка, подготовки его к взрослой жизни. Исходя из этого, Министерством образования и науки РФ разработана концепция по реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в рамках которой реализуются 5 направлений: 1.Обновленное содержание образования (новое поколение образовательных стандартов). 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. 3. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. 4. Изменение облика школы как по форме, так и по содержанию. 5. Индивидуальный подход к каждому ученику - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения На январском совещании данная инициатива была обсуждена, мы высказали свои идеи по практической реализации инициативы "Наша новая школа", а на прошлой неделе руководителю департамента министерства образования и науки Российской Федерации Игорю Михайловичу Реморенко. Многие идеи по вопросам создания современной школьной инфраструктуры, норм проектирования и строительства сельских школ, определения статуса международной олимпиады "Туймаада", развития нормативной базы дополнительного образования детей нашли поддержку, и они получат дальнейшее развитие. Уважаемые участники! Система образования как государственный и общественный институт выполняет заказ государства, общества в соответствии с требованиями времени. Соответственно, готовя детей к жизни в современном и будущем обществе, мы обязаны прогнозировать результативность образования. Поэтому мы возлагаем надежды на введение федерального государственного образовательного стандарта. Если раньше стандарт подразумевал объем знаний, то сейчас серьезное внимание уделяется воспитанию конкурентноспособной личности, способной адаптироваться и развиваться в быстро изменяющихся условиях глобального мира. За эти годы в образовании изменилось многое: актуальным становится результат: мы хотели бы получить после 11 лет обучения и воспитания выпускника, знающего не только учебные предметы, но и воспитанного достойного гражданина и патриота. Безусловно, каждый педагог считает свой предмет самым главным и его предмету нужно выделить больше часов в учебном плане. К сожалению, при этом не всегда принимаются во внимание интересы и потребности детей. Теперь учебный план станет образовательным и ориентированным на ученика. В проектах требований к результатам освоения образовательных программ предлагается оценивать не только предметные, но и личностные и надпредметные, т.е. общие учебные навыки. Стандарты нового поколения отличаются тем, что, во-первых, требования предъявляются не только к результатам обучения, но к условиям и образовательным программам. Т.е. чтобы результаты образования детей были качественными, должны быть созданы соответствующие условия, процесс. Под условиями понимаются кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое и информационное обеспечение. Во-вторых, в стандартах нового поколения представлен деятельностный подход, предполагается практикоориентированное образование. Стандарты нацелены на формирование базовых компетентностей современного человека: информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизацию (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Только в рамках урока формирование компетенций невозможно. Поэтому в проекте учебного плана нового стандарта заложены часы внеаудиторной нагрузки в каждом классе по 10 часов. В рамках этих часов должно осуществляться дополнительное образование детей: это организация кружков, студий, клубов по интересам, проектной деятельности. При этом часы внеаудиторной нагрузки детей должны распределяться, исходя из анализа потребностей обучающихся, родителей, а также экономических перспектив населенного пункта. В средствах массовой информации муссируется "новость" о том, что поправки в Законе будто бы отменяют национально-региональный компонент, а значит изучение родных языков. Это ошибочное суждение. В ст.6 Закона подтверждается право граждан РФ на получение основного общего образования на родном языке и на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Это законное право обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения. Государство в соответствии с международными договорами РФ оказывает содействие представителям народов РФ, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке. В этой же статье определено регулирование законодательством вопросов изучения государственных языков республик в составе РФ. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов РФ, не имеющих своей государственности. Государством будут финансироваться не только федеральные предметы, в т.ч. родные (нерусские) языки и литературы, но и предметы вариативной части по выбору ученика, кружки по направлениям, проектная работа. Стандарт будет определять требования к структуре основных образовательных программ, т.е. к соотношению инвариантных (обязательных) и вариативных предметов. По-прежнему образовательный план будет разрабатываться исходя из интересов региона, учащихся и родителей на основе примерного плана. К результату образования предъявляются три системы требований -требования семьи, общества, государства. Повышается ответственность семьи за исполнение стандарта образования. Возвращение семьи в процесс обучения и воспитания - одна из главных задач реформирования образования, которая будет решена с помощью новых стандартов. Только совместными усилиями единомышленников мы можем решать вопросы образования детей, в том числе профилактики правонарушений, психологического здоровья. В этой связи хотелось бы отметить развитие государственно-общественного управления, которое прослеживается в возросшей открытости и прозрачности деятельности школ. В этом плане наибольшую активность проявляют общественные организации в Сунтарском, Амгинском, Чурапчинском, Алданском, Усть-Алданском, Вилюйском, Хангаласском улусах. 83,9% школ опубликовали свои отчеты в средствах массовой информации, отдельным изданием или в сети Интернет. Доля школ, имеющих орган государственно-общественного управления, составила 97,2%. Уважаемые родители, педагоги! Сегодня перед нами стоит задача консолидации педагогической, родительской и ученической общественности в формировании будущих поколений якутян, успешных, востребованных, конкурентоспособных, достойных граждан. Итогом конференции мы видим определение путей взаимодействия родительской и педагогической общественности в воспитании юных якутян. И сегодня представленный вами опыт работы показывает, что родители и педагоги являются в этом единомышленниками. Благодарю за внимание! |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |