Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Новости / Официальные новости /
   
Концепция Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
23.05.2005 15:38


Концепция Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

Концепция Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

(в части поправок, касающихся вопросов регламентации дополнительного профессионального образования)

1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие закона, их права и обязанности

Основной идеей законопроекта является создание условий для развития системы непрерывного образования, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей граждан, возникающих на протяжении всей жизни в связи с необходимостью  адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также развитием индивидуальных способностей и интересов.

Предметом законопроекта является установление нового порядка регламентации деятельности организаций, реализующих профессиональные программы,  в том числе:

-                         расширение перечня организаций, реализующих дополнительные профессиональные  программы, 

-                         изменение порядка аттестации дополнительных профессиональных программ, создание предпосылок для общественно-профессиональной аттестации основных профессиональных программ

-                         соответствующее изменение порядка государственной аккредитации организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Необходимость расширения перечня организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, отмены существующих законодательных ограничений и восполнения пробелов в этой области обусловлена: 

потребностями современной образовательной практики, в первую очередь, появлением  разнообразных негосударственных структур, оказывающих гражданам образовательные услуги в области, в первую очередь, профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

развитием  форм и содержания профессионального  образования;

социальным заказом на гибкость, мобильность этого сектора образования, его направленностью на удовлетворение быстро меняющихся потребностей рынка труда.

Как показывает опыт, в образовании, например, могут быть задействованы  крупные коммерческие и иные необразовательные организации, имеющие ресурсы для реализации различных дополнительных профессиональных программ в рамках внутрифирменного обучения. В соответствии с действующим законодательством об образовании осуществление такого рода образовательной деятельности этими организациями не предусмотрено, соответственно они не могут получить лицензию на образовательную деятельность. В этой связи предлагается внести изменения, устанавливающие право организаций любых организационно-правовых форм, независимо от их основного вида деятельности, реализовывать дополнительные профессиональные программы.

Одним из условий динамичного развития этого сектора образования является установление нового порядка аттестации реализуемых данными организациями образовательных программ (в первую очередь дополнительных).

Введение нового порядка аттестации дополнительных профессиональных образовательных программ обусловлено необходимостью участия в формулировании требований и оценке содержания и качества подготовки выпускников по указанным программам тех лиц, которые наиболее заинтересованы в квалифицированном обучении профессиональных кадров.  Это, в первую очередь, работодатели и профессиональные сообщества. В целях повышения их роли в формировании заказа и оценке качества образовательных услуг осуществление процедуры аттестации дополнительных профессиональных программ, по которым не устанавливается государственный стандарт, предлагается передать специализированным организациям, в состав которых войдут работодатели, представители органов управления образованием и представители научных организаций и учебных заведений. Указанные организации предлагается создавать в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, что предусматривается законопроектом. При этом предполагается, что уполномоченным органом управления образования будет принят нормативный правовой акт, в котором будут установлены квалификационные требования к участникам таких организаций.  

Аттестацию, осуществляемую указанными организациями, в законопроекте предлагается именовать "общественно-профессиональной аттестацией". Законопроектом также предлагается предусмотреть возможность общественно-профессиональной аттестации основных  и дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым устанавливается государственный стандарт. При этом предлагается установить, что результаты общественно-профессиональной аттестации могут учитываться при проведении государственной аттестации.  Введение законопроектом данной нормы обусловлено, с одной стороны, сохранением на переходном этапе государственного контроля за качеством реализации профессиональных образовательных программ, по которым устанавливается государственный стандарт (то есть основных и некоторых дополнительных), с другой стороны, необходимостью постепенного перехода к участию в контроле за качеством профессионального образования работодателей и профессионального сообщества.

Целями законопроекта является разработка правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с реализацией различными организациями дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе регламентирующих новый порядок общественно-профессиональной аттестации данных программ, взаимосвязь общественно-профессиональной аттестации и процедур государственной аттестации и аккредитации.

1. Расширение круга организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы:

В соответствии со статьями 11.1 и 12 Закона РФ "Об образовании" (далее - Закон) в системе образования могут создаваться государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные образовательные организации, создаваемые в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Законопроектом предлагается оформить право любых организаций независимо от их основного вида деятельности на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ. В результате предлагаемых изменений указанные организации не приобретают статуса образовательных организаций - они осуществляют образовательную деятельность исключительно как организации, обладающие правом реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. В Законе данные организации предлагается именовать "организациями, реализующими образовательные программы".

В соответствии с действующим Законом  в систему образования входят образовательные учреждения. При этом, термин "учреждения" исходя из статьи 11.1, устанавливающей возможность создания на территории РФ негосударственных образовательных организаций, означает любые организации, предусмотренные Законом, а не организационно-правовую форму. Учитывая положения статьи 11.1 Закона, предлагается привести все его нормы в соответствие с нормой указанной статьи и заменить понятие "образовательные учреждения" на "образовательные организации". Предлагаемая мера, учитывая введение нового понятия ("организации, реализующие образовательные программы"),  позволит избежать наличия в Законе трех определений организаций, осуществляющих образовательную деятельность (образовательные учреждения, образовательные организации (статья 11.1) и организации, реализующие образовательные программы),  позволит избежать двойное толкование термина "учреждение", а также привести нормы Закона Российской Федерации "Об образовании" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Для этого потребуется  внесение изменений и дополнений в следующие статьи Закона:

Статью 11.1 Закона:

-  отменить, инкорпорировав ее нормы в статью 12;

В статью 12 Закона:

- в части замены понятия "образовательные учреждения" на "образовательные организации" и уточнения его отличия от организации, реализующей образовательную программу - дополнить, указав, что образовательными организациями признаются государственные и муниципальные и иные образовательные организации, создаваемые в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность,

- в части оформления права любых организаций независимо от их основного вида деятельности на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ - дополнить, указав, что организации, осуществляющие образовательную деятельность в дополнение к основным уставным видам деятельности, признаются организациями, реализующими образовательные программы, и создаются в любых организационно-правовых формах. Для осуществления образовательной деятельности указанные организации создают образовательные подразделения. На организации, реализующие образовательные программы, распространяются права и обязанности организаций дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Исключением должны быть те виды профессий и специальностей, обучение по которым, руководствуясь принципом безопасности государства и общества, не может осуществляться организациями, не являющимися образовательными. Перечень таких профессий и специальностей должен определяться Правительством Российской Федерации. Данный перечень по смыслу настоящего законопроекта также должен содержать дополнительные профессиональные программы, по которым в соответствии с настоящим законопроектом устанавливается государственный образовательный стандарт. Статья 12 Закона дополнена соответствующей нормой. 

Учитывая предлагаемые изменения и дополнения в статьи 11.1 и 12 Закона необходимо также:

 - статью 16 Закона, содержащую норму о порядке приема граждан в образовательные организации дополнить нормой, устанавливающей порядок приема граждан в организации, реализующие образовательные программы. В организации, реализующей образовательную программу, документом, регламентирующим образовательную деятельность, в отличие от образовательной организации является не устав, а, в первую очередь, положение образовательного подразделения или иной документ;

- во всех статьях Закона (за исключением статей, где речь идет о государственных и муниципальных образовательных учреждениях) словосочетание "образовательное учреждение" заменить словосочетанием "образовательные организации";

- статьи, в которых порядок регламентации деятельности организаций, реализующих образовательные программы, аналогичен порядку регламентации деятельности образовательных организаций, дополнить словосочетанием "организации, реализующие образовательные программы";

- в статье 55,  регламентирующей права работников образовательных организаций, предусмотреть отдельные права и для педагогических работников организаций, реализующих образовательные программы.

2.  Уточнение видов основных и дополнительных образовательных программ, в том числе видов дополнительных образовательных программ, по которым устанавливается государственный образовательный стандарт,  а также понятия "дополнительное образование":

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Исходя из статьи 7 Закона, государственные образовательные стандарты могут устанавливаться также по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом Федеральным законом. Учитывая, предлагаемый законопроектом новый порядок общественно-профессиональной аттестации  дополнительных профессиональных программ, необходимо:

- внести в статью 7 Закона изменения в части возможности установления государственных образовательных стандартов только по тем видам дополнительных профессиональных образовательных программ,  которые предназначены для обучения государственных служащих. Также предлагается установить, что государственные стандарты по указанным дополнительным образовательным программам устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии со статьей 9 Закона устанавливаются два вида образовательных программ, реализуемых в Российской Федерации:

- общеобразовательные (основные и дополнительные);

- профессиональные (основные и дополнительные).

Исходя из статьи 26 Закона, к дополнительным программам относятся не только  программы, дополняющие основное образование лица, но и программы, обучение по которым  не зависит от уже полученного лицом образования (курсы и т. д.). Таким образом, дополнительное образование не является уровневым образованием: оно может быть получено как в образовательной организации, реализующей как основные образовательные программы какого либо уровня, так и в иной организации дополнительного образования (музыкальная школа, языковые курсы или в соответствии с настоящим законопроектом, например, коммерческая организация, реализующая внутрифирменное обучение).

С учетом этого, предлагается уточнить статью 9 Закона (в части указания, что установленный в статье перечень видов общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, является перечнем основных образовательных программ).

В статье 26 Закона предлагается исключить абзац 2 пункта 1, в соответствии с которым основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Учитывая, что дополнительное образование может быть реализовано не только  в пределах уровней образования, данную формулировку предлагается заменить формулировкой  следующего содержания:

"основной задачей дополнительного образования является непрерывное получение образования в течение всей жизни с целью  постоянной  адаптации лица к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также удовлетворения его индивидуальных образовательных потребностей".

3. Изменение порядка аттестации дополнительных профессиональных программ, уточнение процедур лицензирования и государственной аккредитации реализующих их организаций, а также государственной аттестации основных образовательных программ .

В соответствии с действующим законодательством все контрольные процедуры (лицензирование, аттестация, аккредитация), независимо от уровня образовательных программ и организационно-правовых форм реализующих их организаций, осуществляются уполномоченными государственными и/или муниципальными органами.

а) Лицензирование. В соответствии с п. 7 статьи 33 Закона лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Таким образом, действующий порядок лицензирования ориентирован на образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность как один из основных видов деятельности, то есть  в соответствии с законопроектом на образовательные организации. 

Учитывая, предлагаемое  законопроектом расширение круга организаций, имеющих право на осуществление образовательной деятельности, необходимо уточнить существующий порядок лицензирования применительно к организациям, реализующим образовательные программы, а именно внести в Закон поправку, устанавливающую право указанных организаций, получать соответствующую лицензию.   

Законодательно оформить данное предложение необходимо путем внесения дополнений в п. 6, 9, 10, 12, 13 и 14 статьи 33 Закона (в части указания организаций, реализующих образовательные программы). 

б) Аттестация и аккредитация. Исходя из статьи 33 Закона организация, получившая лицензию на ведение образовательной деятельности, может пройти аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой либо органами государственной власти в порядке, предусмотренном Законом. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательной организации требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательной организации являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Аттестация является условием получения государственной аккредитации, подтверждающей государственный статус образовательной организации (тип, вид, категорию) и дающей право на выдачу документа государственного образца о соответствующем образовании.

Законопроектом предлагается следующий порядок осуществления новой процедуры общественно-профессиональной аттестации и учета ее результатов при государственной аттестации образовательных программ и государственной аккредитации образовательных организаций и организаций, реализующих образовательные программы:

 - предлагается установить, что общественно-профессиональной аттестации подлежат только профессиональные образовательные программы, причем ее прохождение осуществляется на добровольной основе;

- предлагается установить, что единственным видом аттестации дополнительных профессиональных образовательных программ является общественно-профессиональная аттестация (кроме дополнительных программ, по которым в соответствии с Законом устанавливается государственный стандарт), тогда как основные профессиональные программы и соответственно дополнительные профессиональные программы, по которым установлен государственный стандарт, могут проходить и государственную и общественно-профессиональную аттестацию.

 - общественно-профессиональная аттестация основной профессиональной программы и дополнительной профессиональной программы, по которой установлен государственный стандарт, не дает реализующей её образовательной организации права на получение государственной аккредитации и соответственно на выдачу выпускникам данной программы документа государственного образца. Однако такое заключение, выданное специализированной организацией,  осуществляющей общественно-профессиональную аттестацию, может учитываться государственным аттестующим органом при проведении государственной аттестации указанных программ. Кроме того,  организации, осуществляющей общественно-профессиональную аттестацию,  предлагается предоставить право направления официального представления о неудовлетворительном качестве реализации основных образовательных программ в государственный аттестующий орган;

- предлагается установить, что организации, осуществляющие общественно-профессиональную аттестацию, ведут реестры аттестованных ими образовательных программ. Сведения, включенные в данные реестры, представляются уполномоченному федеральному государственному органу управления образованием в целях составления сводного реестра образовательных программ, аттестованных в указанных организациях, в порядке и сроки, установленные федеральным государственным органом управления образованием, но не реже чем один раз в квартал. Сводный реестр образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аттестацию, предназначен для неограниченного круга лиц и публикуется не реже 1 раза в полгода.

- общественно-профессиональная аттестация образовательных программ проводится по заявлению реализующих их образовательных организаций и организаций, реализующих образовательные программы, соответствующими организациями, осуществляющими общественно-профессиональную аттестацию. Периодичность и порядок общественно-профессиональной аттестации образовательных программ устанавливается соответствующей организацией, осуществляющей общественно-профессиональную аттестацию. Целью общественно-профессиональной аттестации образовательных программ является установление соответствия их содержания и качества подготовки выпускников установленным требованиям. Указанные требования определяются исходя из актуальных потребностей рынка труда, организациями, осуществляющими общественно-профессиональную аттестацию. 

Предполагается, что организации, осуществляющие общественно-профессиональную аттестацию, будут осуществлять контроль за качеством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аттестацию. В частности в законопроекте предусмотрено, что указанные организации могут направить образовательной организации и организации, реализующей образовательные программы, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие содержания образовательной программы установленным требованиям. Повторная в течение двух лет рекламация влечет за собой отмену общественно-профессиональной аттестации соответствующей образовательной программы.

По смыслу предлагаемого законопроекта образовательные и иные организации, реализующие образовательные программы, аттестованные в общественно-профессиональных организациях, выдают выпускникам данных программ документ об образовании, образца установленного самими образовательными и иными организациями с указанием о прохождении данной программой аттестации в соответствующей специализированной  организации. На переходном этапе законопроектом предлагается предусмотреть норму, в соответствии с которой образовательные и иные организации, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, могут получить право на выдачу выпускникам данных программ документа государственного образца.

Учитывая, что в соответствии с действующим Законом такое право у образовательной организации возникает с момента государственной аккредитации, законопроектом предлагается следующее:

-  установить, что государственная аккредитация образовательной организации дополнительного профессионального образования или организации, реализующей образовательную программу, осуществляется по их заявлению уполномоченным государственным органом в общем порядке. При этом условием получения данными образовательными и иными организациями свидетельства о государственной аккредитации является наличие положительного заключения по общественно-профессиональной аттестации реализуемых ими образовательных программ;

- установить, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое образовательным организациям дополнительного профессионального образования подтверждает государственный статус соответствующей образовательной организации, виды реализуемого ею дополнительного профессионального образования и дает право на выдачу выпускникам документа об образовании и / или квалификации государственного образца. А свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое организациям, реализующим образовательные программы (то есть необразовательным организациям), подтверждает виды реализуемого ими дополнительного профессионального образования и также дает право на выдачу выпускникам документа об образовании и / или квалификации государственного образца.

При этом основанием лишения государственной аккредитации образовательной организации дополнительного профессионального образования или организации, реализующей образовательные программы, является официальное представление соответствующей организации, осуществляющей общественно-профессиональную аттестацию, направляемое в   уполномоченный орган государственной власти в  случае повторной в течение двух лет рекламации на качество образования или вынесения отрицательного заключения по общественно-профессиональной аттестации соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы.

Вышеуказанные мероприятие потребует внесения изменений и дополнений в статью 33 (в части новой процедуры общественно-профессиональной аттестации, изменений в части процедур аккредитации и лицензирования), в статью 28 (в части указания, что  в компетенцию РФ входит: содействие формированию системы общественно-профессиональной аттестации), в статью 38 (в части указания, что представление организации, осуществляющей общественно-профессиональную аттестацию образовательных программ, может быть основанием для направления государственной аттестационной службой рекламации на качество образования) и т.д.

Закон также предлагается дополнить главой "Переходные положения", включив в нее статью 59 "Вступление в силу настоящего Закона". Предлагается указать, что данный законопроект  в части введения новой процедуры общественно-профессиональной аттестации  вступают в силу с _______ года, а в части введения необразовательных организаций с момента опубликования настоящего законопроекта.

Мероприятия, предлагаемые в данной концепции, потребуют внесения изменений и дополнений в иные статьи действующего Закона РФ "Об образовании" и в иные нормативные правовые акты.   

Место будущего нормативно-правового акта в российском законодательстве

Для реализации положений настоящего законопроекта потребуется внесение поправок в действующее законодательство в первую очередь в  Закон Российской Федерации "Об образовании". Иные нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования, необходимо привести в соответствие с предлагаемыми поправками в Закон РФ "Об образовании",  в частности: Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",  постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 "Об утверждении положения о  лицензировании образовательной  деятельности", постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения", приказ Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113 "Об утверждении  Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, приказ Минобразования России от 2 июля 2001 г. N 2574 "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)", приказ Минобразования  России от 22 мая 1998 г. N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений". Поправки необходимы также в ряд иных нормативных правовых актов Минобразования России.

Кроме того, необходимо принятие нормативных правовых актов, детализирующих новые положения законопроекта, в том числе:

Постановление Правительства РФ, утверждающее перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, которые, руководствуясь принципом безопасности государства и общества, не могут быть реализованы организациями, не являющимися образовательными,

Нормативный правовой акт федерального органа управления образованием, устанавливающий квалификационные требования к лицам и некоторые вопросы порядок деятельности организаций, осуществляющих общественно-профессиональную аттестацию,

иные нормативные правовые акты.

Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего нормативно-правового акта

Принятие настоящего нормативного правового акта позволит обеспечить  эффективное функционирование системы управления дополнительным образованием, привлечь внебюджетные источники финансирования в сферу образования, повысить качество реализуемых профессиональных образовательных программ через новые процедуры проверки их оценки, а также предоставит возможность обучающимся получить специальные знания и навыки за короткие сроки обучения и быть конкурентно способными на рынке труда.

Реализация законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.