Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Новости / Официальные новости /
   
Доклад министра МО РС(Я) Ф.В. Габышевой "Современная модель образования: реалии и перспективы" на пленарном заседании августовского совещания
28.08.2008 10:13


Августовское совещание2008 г.

Доклад министра образования Габышевой Ф.В.

 

Современная модель образования: реалии и перспективы

Уважаемая Евгения Исаевна! Уважаемые участники августовского совещания! В эти дни традиционного августовского совещания мы обсуждаем проект современной модели российского образования до 2020 года, который разработан в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Она определила стратегию инновационного развития России и ключевые принципы современной образовательной политики. Следует отметить, что система образования нашей республики имеет все предпосылки для продуктивного участия в реализации предложенной современной модели образования для экономики, основанной на знаниях. Основные принципы государственной образовательной политики Республики Саха (Якутия) были сформулированы в Стратегии развития сферы образования на период до 2020 года и концепции государственной целевой программы развития образования, одобренных в 2005 году ХI съездом учителей и педагогической общественности республики. Правильность определения приоритетов государственной образовательной политики подтверждает тематика республиканских совещаний за последние 5 лет: профильное и дуальное образование, социальное партнерство и воспитание, правовое, финансово-экономическое и ресурсное обеспечение, формирование культуры здоровья и образование для инновационного развития общества. Все это позволило своевременно приступить к модернизации сферы общего образования, направленной на повышение его качества, начать отработку новых механизмов управления ресурсами, ориентированных на результат, привлечь общественность, родителей, социум и работодателей к решению вопросов образования. Основные очертания современной модели зародились еще в 90-годы и, можно сказать, что сегодня сложилась вариативная система образования с региональными особенностями и в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования создана нормативная правовая основа для решения многих проблемных вопросов. Только в этом учебном году разработано и принято 7 законов, 10 Указов Президента РС(Я), 15 постановлений, 7 распоряжений правительства республики, которые касаются нормативного финансирования, государственно-общественного управления, ресурсного обеспечения системы образования, опеки и попечительства, дошкольного образования и др. Новым ориентиром для уточнения приоритетов в образовании, безусловно, является Стратегия размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. Для ее реализации будет создано дополнительно до 150 тысяч рабочих мест, и уже сегодня востребованы кадры нового качества, способные внести вклад в развитие инновационного общества. Такое общество отличается от других тем, что оно вкладывает инвестиции в инновации и образование, развивает человеческие ресурсы, которые смогут превращать идеи в продукцию и услуги. Для этого предстоит обеспечить доступность качественного образования, его соответствие требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и граждан. Именно на это направлены основные идеи проекта современной модели образования. Позвольте остановиться на ведущих направлениях проекта. Прежде всего, это создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения. Мы с удовлетворением отмечаем, что внимание на развитие дошкольного образования обращено на самом высоком уровне, как на федеральном, так и на республиканском. Система дошкольного образования республики своевременно реагирует на запросы населения, изменяя структуру предлагаемых услуг. Параллельно с развитием традиционных типов и видов дошкольных образовательных учреждений, активно развиваются такие новые модели, как дошкольные группы на базе общеобразовательного учреждения, не только начального, но и основного и среднего, на базе учреждений коррекционного образования, а также образование детей в условиях семейного воспитания - гувернерская служба. В летний период родителями востребованы оздоровительные лагеря для дошкольников и младших школьников, детские площадки и центры для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, кочевые школы-сады. Успешно осуществляется инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Расширяется сеть республиканских экспериментальных площадок по проблемам развития новых форм дошкольного образования в Верхневилюйском, Мегино-Кангаласском, Горном, Верхоянском и других улусах. Внедряются сетевые образовательные проекты в Сунтарском, Нюрбинском, Чурапчинском, Хангаласском, Оленекском, Абыйском улусах, городах Нерюнгри и Якутск. Плодотворно реализуются принципы этнопедагогики в дошкольных учреждениях Амгинского, Вилюйского, Верхнеколымского, Намского, Нижнеколымского, Томпонского, Хангаласского улусов. Благодаря введению обязательного дошкольного образования детей с пяти лет, республике удалось увеличить охват детей этого возраста с 92 % в 2006 году до 98,7 % в 2008 году. Сформированный опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста позволил нам в 2007 году в числе 25 субъектов включиться в апробацию проекта Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время разработаны республиканские проекты государственных требований к условиям, развивающим ребенка, к педагогу и образовательному процессу. В практике дошкольных образовательных учреждений появились советы родительской общественности, некоммерческие партнерства, попечительские советы, принимающие активное участие в управлении. В этом направлении особенно хотелось бы отметить эффективную работу детских садов Чурапчинского и Мегино-Кангаласского улусов. Для обеспечения потребности населения в услугах дошкольного образования и повышения его качества с объединением усилий государственных и муниципальных органов власти, а также движения "Моя Якутия в XXI веке" подготовлена комплексная программа развития, согласно которой запланировано строительство, реконструкция и укрепление материальной базы дошкольных учреждений. Хотелось бы отметить, что органами местного самоуправления принимаются аналогичные муниципальные программы. Планово ведется строительство и реконструкция детских садов в Нюрбинском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Сунтарском, Оймяконском улусах, г. Якутске. В ближайшей перспективе дошкольный этап должен стать всеобщим и массовым, непременным этапом для каждого ребенка. В качестве целевых ориентиров системы дошкольного образования мы видим: - модернизацию материально-технической базы; - внедрение разных моделей дошкольного образования, в том числе для детей раннего возраста, системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, дополнительного образования для детей в возрасте от 5 лет; - модернизацию технологий развития базовых способностей детей; - государственно-частное партнерство в этой сфере, создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений, а также переход дошкольных учреждений в статус автономных; - введение нормативного финансирования и новой системы оплаты труда, ориентированной на результат; - развитие государственно-общественного характера управления дошкольными учреждениями, использование образовательного потенциала семей и общества; - участие в проекте ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирного банка по исследованию региональной политики в области воспитания и развития детей дошкольного возраста. В результате нам предстоит совместными усилиями обеспечить не только высокую готовность детей к школе, но и позитивное включение их в социальное окружение. Уважаемые коллеги! Безусловно, еще одним важнейшим направлением нашей деятельности является работа по созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Речь идет не просто об их интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества и должны быть готовы к партнерским отношениям. В настоящее время в республике около 6 тысяч (0,2%) детей имеют ограниченные возможности здоровья. Для их поддержки действуют подпрограммы "Дети-инвалиды", "Дети с ограниченными возможностями здоровья" республиканской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)", принимаются нормативные правовые документы. В последние три года активизировалось развитие психолого-педагогических, медико-социальных центров - образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые позволяют реализовать муниципальный заказ в оказании комплексной квалифицированной помощи участникам образовательного процесса, сэкономить ресурсы, избежать дублирования в работе, обеспечить специализацию кадров, определить стандарт психологического сопровождения. Это центры диагностики и консультирования в гг. Якутск и Мирный, центры психолого-медико-социального сопровождения в Намском, Чурапчинском, Таттинском, Верхневилюйском и Усть-Алданском улусах, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции в Вилюйском и Мегино-Кангаласском улусах. До настоящего времени основным типом образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии являются специальные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения компенсирующего вида. Именно там десятилетиями накапливался успешный опыт специального обучения детей с особыми образовательными пот­ребностями. При всех неоспоримых до­стоинствах специальных образователь­ных учреждений нельзя обходить молча­нием тот факт, что, попадая в них, ребенок на долгие годы изолирован от сверстников. Он посто­янно находится среди детей, имеющих аналогичное отклонение в развитии, лишен даже столь необходимого в его воз­расте контакта с родителями и семьей. Принимая во внимание, что выбор формы специального образования является приоритетным правом родителей, можно констатировать, что постепенно совместное обучение детей с особенностями развития и здоровья становится в общественном сознании более привлекательным, чем учеба в специальных школах-интернатах. Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать проницаемыми, и это дает возможность детям преодолеть барьеры изолированности. Каждый "особый" ребенок должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на образование в любом типе образовательного учреждения, включая массовое дошкольное образовательное учреждение или школу, и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. В настоящее время перед нами стоит задача проектирования системы специального образования нового типа, создания условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в массовых общеобразовательных учреждениях. В связи с этим сегодня мы впервые акцентируем внимание участников совещания на инклюзивном образовании, которое дает возможность детям-инвалидам встраиваться в систему общего среднего образования и в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, в дошкольной, школьной и общественной жизни. В мировой практике накоплен достаточный опыт такого включенного образования, он начинает формироваться и в Российской Федерации. Инклюзивное образование, на наш взгляд, это больше, чем интеграция в образовательную среду, это образование, которое предполагает, прежде всего, что дети со специальными потребностями обучаются в обычной школе, где нет для них специализированных классов. И это способствует изменению самого уклада школьной жизни; учащиеся начинают воспринимать человеческие различия как обычное явление и, наоборот, дети-инвалиды чувствуют себя полноценными в кругу своих сверстниов. Таким образом, инклюзивное образование является эффективным способом социализации таких детей. Конечно, введение инклюзивного образования, создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях - это процесс, предполагающий формирование в обществе в целом нового взгляда на проблему детей-инвалидов, требующий разработки нормативно-правовой базы и больших финансовых затрат для обеспечения архитектурной доступности школ, особого учебного и лабораторного оборудования. Инклюзивное образование целесообразно начинать вводить уже в дошкольный период. В республике есть позитивный опыт обучения глухих детей в общеобразовательной школе N 2 г. Нерюнгри, в школах г. Якутска, а также опыт включения аутичных детей в образовательный процесс массовых общеобразовательных учреждений. На наш взгляд, другой не менее важной проблемой создания условий для детей с особыми образовательными потребностями является поддержка и развитие одаренных детей. Одаренные дети - это общенациональное достояние страны. На разных уровнях образования республики реализуются специальные меры их поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста. Системная работа по поддержке талантливой молодежи дает свои результаты. За последние два года вдвое выросло число призеров на заключительных этапах Всероссийских олимпиад по физике, математике, информатике и программированию, биологии, экологии, химии, астрономии, технологии, физической культуре, иностранным языкам и политехническому циклу предметов. Всего олимпиадным движением всех уровней охвачено до 20% учащихся общеобразовательных школ. Сегодня элитное образование подрастающего поколения предполагает использование лучших образцов как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования. В целях совершенствования системы отбора и развития талантливых, одаренных детей нам предстоит совместно с Министерством науки и профессионального образования особое внимание уделить развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования, внедрить систему дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования таких детей с использованием возможностей этих учебных заведений и научных организаций. Это предполагает отработку механизмов финансирования подобных образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы их и научно-методического сопровождения. Еще одним направлением нашей деятельности должно стать принятие мер по поддержке и обучению талантливых выпускников из семей с малым доходом в наиболее престижных вузах страны, а также способных и одаренных детей с проблемами здоровья (к примеру, создавая фонды поддержки на муниципальном уровне, расширяя народное движение "Обучение детей всем селом", направляя по целевым программам в российские и зарубежные центры работы с одаренными детьми). Успешная модернизация институтов образования как инструментов социального развития позволит системе образования нашей республики внести свой посильный вклад в становление "экономики знаний", сформировать эффективную инновационную образовательную систему, развить человеческий потенциал нации. Следующей приоритетной задачей государственной политики в сфере образования является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Надо отметить, что вопросы формирования гражданского образовательного заказа и социального партнерства государства, общества и личности неоднократно обсуждались педагогической общественностью нашей республики. В настоящее время наряду с традиционными органами самоуправления школ увеличивается число вновь создаваемых управляющих советов. Для их правового обеспечения Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) принят в первом чтении проект закона "О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Республики Саха (Якутия)". Опыт привлечения общественности к управлению, контролю и оценке качества образования не ограничивается участием в органах государственно-общественного управления. Общественные эксперты активно участвуют в конкурсах приоритетного национального проекта "Образование" и республиканских экспериментальных площадок, сельской ярмарке, аккредитации образовательных учреждений. Появились сертифицированные эксперты и общественные экспертные некоммерческие партнерства. Реализуется План социального партнерства, принятый постановлением правительства. Примером общественной инициативы является ставшая традиционной сельская педагогическая ярмарка. В этом году она прошла в Сунтарском и Амгинском улусах с охватом более 3000 человек. Похвально, что на Амгинской ярмарке в качестве экспертов были привлечены школьники. А в Таттинском улусе общественные эксперты, руководители предприятий, экономисты и другие специалисты, которые не являются работниками образования, определили проекты для реализации. Через год получатели грантов отчитаются перед ними о проделанной работе. Открытости образования способствует складывающаяся система публичной отчетности в сети Интернет, в средствах массовой информации и на ежегодных встречах с населением. Можно сказать, что открытая система информирования прошла этап становления и теперь нужно развивать ее инфраструктуру, содержание и механизмы финансирования. Важно, чтобы система образования не только представляла достоверную информацию потребителю и общественности, но и была открыта для обратной реакции, гибко реагировала на общественный образовательный заказ. Следует отметить, что в нашей республике накоплен опыт независимой оценки качества образования, как в дошкольных учреждениях, так и в школах. В детских садах ежегодно проводится мониторинг готовности детей к обучению в школе и метапредметные олимпиады, а в школах - итоговая аттестация в 9 классах в новой форме, единый государственный экзамен и международные сравнительные исследования. Образовательные учреждения в экспериментальном режиме вводят социальные, жизненно важные компетенции как ключевые показатели качества образования. Среди них можно назвать гимназию г. Алдана, Сватайскую среднюю школу Среднеколымского, Саккырырскую среднюю школу Эвено-Бытантайского, среднюю общеобразовательную школу N 2 г. Нерюнгри и другие. В ходе модернизации образования нам предстоит договориться об оценке внеучебных достижений и о том, как сертифицировать сформированность способов деятельности по ступеням обучения, учитывая не только формальное обучение в школе, но и неформальное дополнительное образование. Итоги единого государственного экзамена показывают, что нам предстоит решить ряд проблем (совершенствования образовательных программ и методики преподавания, обеспечения современных условий обучения, расширения образовательной среды, внедрения индивидуального подхода к обучению детей и другие). В каждой школе с участием общественности необходимо обсудить итоги экзаменов и разработать комплекс мер по повышению качества обучения и воспитания. В республике ведется целенаправленная работа по развитию системы оценки качества образования, в том числе разрабатывается нормативная база, вводится республиканский мониторинг воспитанности, физической подготовки детей и общеучебных компетенций обучающихся начальной ступени обучения. С целью подготовки к введению стандартов общего образования нового поколения педагогическая общественность республики активно включилась в обсуждение материалов, разработанных федеральными рабочими группами. Нас привлекает в стандарте нового поколения предъявление требований не только к результатам, но и к условиям и образовательным программам, концепция стандарта как общественного договора. В соответствии с этой концепцией государство и общество, а также школа и родители несут совместную ответственность за формирование образовательных программ. Ответственность за качество и результаты образования должна быть также солидарной. Сегодня школа винит в неудачах социальное окружение и родителей. Родители же видят среди причин неудач ребенка - учителей, школу, поэтому нужны определенные договоренности между участниками образовательного процесса, согласно которым будут формироваться не только индивидуальные образовательные маршруты учащихся, но и вариативные образовательные программы школ. В данном направлении ведут творческий поиск детские сады Нюрбинского улуса, Табалахская кочевая школа Верхоянского улуса, кочевая школа с. Харыйалах Оленекского улуса, Амгинская педагогическая гимназия, гимназия N 1 г. Нерюнгри, I-Хомустахская средняя школа Намского улуса и другие. Особо хочется отметить, что в условиях многонациональной республики дети имеют право на выбор одного из государственных языков обучения и воспитания. Родной язык включен в число базовых федеральных предметов наряду с русским и иностранными языками, математикой и информатикой. В нашей республике разработаны проекты требований к результатам освоения родного якутского языка и языков малочисленных народов Севера, а также по культуре народов РС (Я). Для 1 класса разработан новый учебно-методический комплекс, направленный на формирование универсальных учебных действий. Создается сеть опорных школ по родным языкам, которые впервые оснащаются типовым кабинетом якутского языка и литературы. Работа по апробации компонентов нового стандарта по родным языкам, литературе и культуре будет продолжена и в новом учебном году. Требования к результатам обучения и воспитания постоянно совершенствуются в соответствии с запросами не только школьников и родителей, но и работодателей. В практике образовательных учреждений стали традиционными преподавание предметов специалистами, профессионалами других отраслей, организация практик на базе предприятий и обучения народными умельцами в режиме "мастер-ученик". Необходима педагогизация процесса передачи профессиональных навыков силами родителей, специалистов других отраслей. Специалист, работающий с детьми, должен получить соответствующий допуск, пройдя курсы в системе дополнительного образования. В перспективе нужно создать нормативно-правовую базу для того, чтобы производственные структуры имели свои учебные центры, учебные места и средства на обучение специалистов для работы с детьми. Профессионализация школьного образования во взаимодействии с бизнесом, хозяйствующими субъектами - это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Нас радует, что более сорока школ нашей республики начали работу по проектам дуального образования. Второй год проводится конкурс для осуществления государственной поддержки данного направления работы. Анализ конкурсных проектов этого года показывает, что поддержка среди населения и в производственном секторе растет, все больше предприятий малого и среднего бизнеса участвуют в подготовке детей к жизни, будущей профессии. Среди победителей этого года - Алеко-Кюельская средняя школа Среднеколымского, Батагайская средняя школа Верхоянского, Быковская средняя школа Булунского, Бердигестяхская средняя школа N 2 Горного, средняя школа N 1 Амгинского, средняя школа имени С. Новгородова Чурапчинского улуса, центр образования г. Мирный, средняя школа N 2 г. Нюрбы, средняя школа N 1 г. Олекминска. Решению проблем воспитания, оценке качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, во многом способствует республиканское движение "Воспитание всем обществом", созданное в апреле 2006 года по инициативе педагогов дополнительного образования. За это время общественным движением проведены республиканские конкурсы, смотры, реализованы интересные проекты, главными участниками которых являются дети и родители. В анкетировании "Дополнительное образование детей: мнение родителей", проведенном в декабре 2007 года Региональным отделением Всероссийского педагогического собрания, приняли участие 8 251 родителей. По их мнению, дети очень загружены учебой, не успевают заниматься любимым занятием, им хотелось бы, чтобы они больше занимались в учреждениях дополнительного образования. Родители выразили пожелания о строительстве новых зданий учреждений дополнительного образования, улучшении материально-технической базы, увеличении в школах количества кружков, секций. Также отмечена необходимость введения в школах физико-математических, технических, радиотехнических кружков, обеспечения свободного доступа к Интернету в учреждениях дополнительного образования детей; получения выпускниками школ свидетельств о профессиональном обучении. Их волнует проблема обеспечения дополнительного образования квалифицированными специалистами. Для этого на федеральном уровне предстоит решить вопросы введения новых механизмов оплаты труда и нормативного финансирования. Отрадно, что вопросы дополнительного образования рассматриваются в ходе модернизации образования, предстоит увеличение финансирования дополнительного развивающего цикла занятий в учебном плане с двух до шести часов на одного ученика. Родители заинтересованы в развитии трудовых, предпринимательских навыков школьников, а также в профессиональной подготовке на базе школ и учреждений дополнительного образования. Это актуально и в связи с тем, что потребности республики в кадрах для развивающейся промышленности, малого и среднего бизнеса растут. В последние годы в Российской Федерации активно развивается предпринимательство в сфере образования. Возникли частные школы, учебные центры, бизнес-инкубаторы, легализовалось репетиторство, но в нашей республике негосударственный образовательный сектор развит недостаточно. Воспитание граждан нового поколения требует разработки вариативных программ обучения старшеклассников по основам рыночной экономики и предпринимательства. В этом направлении у нас имеются методические наработки педагогов-экспериментаторов. Так, например сетевой проект "Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора рыночной экономики" включает образовательные учреждения Сунтарского и Верхневилюйского улусов, в том числе Тойбохойскую СОШ и ДОУ "Сарадаана", "Чуораанчык", "Ньургуhун" с. Тойбохой, ДОУ N 1 "Туллукчаан" с. Сунтар, Вилючанский технический лицей, Намскую и Харбалахскую СОШ и Харбалахское ДОУ Верхневилюйского улуса. В 2007 году утверждена программа "Основы экономики и предпринимательства" для учащихся 10-11 классов (автор Кампеева Е. Е., преподаватель ФЭИ ЯГУ). Имеются разработки по развитию раннего экономического мышления, есть положительный опыт работы бизнес классов, школ с социально-экономическим профилем и другие. В целях объединения усилий по развитию малого и среднего бизнеса в сфере образования подписано Соглашение о сотрудничестве между министерствами образования и по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). Основными направлениями сотрудничества являются широкое внедрение бизнес - образования в школах, развитие агропредпринимательства с участием школ, развитие негосударственного сектора в сфере образования, грантовая поддержка детских кооперативов и производственной деятельности в дуальном образовании, а также сертификация программ профессиональной подготовки по предпринимательству. Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе новой сферы трудовой деятельности. Прогнозирование развития системы образования и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований позволит оказывать регулирующее воздействие на укомплектование рабочих мест и приведение квалификации педагогов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора образования. Еще одним направлением проекта современной модели образования являются изменения, касающиеся системы профессионального образования. Они связаны с введением двухуровневой системы высшего образования и вхождением России в Болонский международный образовательный процесс, введением возможности непрерывного образования, в том числе непрерывного педагогического, укрупнением учреждений высшего профессионального образования. Основной задачей системы дополнительного и профессионального образования в этих условиях является поиск новых подходов, в том числе экономических, стимулирующих профессиональное развитие кадров. Нужна массовая переподготовка управленческих кадров и учителей, повышающая их психологическую и профессиональную мобильность в открытом образовательном пространстве с использованием информационно-коммуникационных технологий. С нового учебного года мы переходим на обновленную модель аттестации педагогов, которая позволит превратить ее в фактор, стимулирующий профессиональный рост учителей и руководителей школ. Опережающее изменение программ профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров приобретает приоритетное значение. В связи с этим хочется отметить, что педагогическими колледжами, находящимися в ведении Министерства образования РС (Я), ведется многоплановая работа по воспитанию будущих педагогов, развитию их личностных и профессиональных качеств. В условиях, когда усиливается формирование экономики, базирующейся на знаниях, образование становится определяющим фактором экономического роста. Отсюда возникает необходимость непрерывного обучения всех членов общества, создания единого координационного центра по реализации системы непрерывного профессионального образования, унификация пакета организационных, учебных и методических документов, организация сертификационной работы и др. В заключение хотелось бы отметить, что по многим направлениям проекта современной модели образования в нашей республике есть позитивный опыт работы, нас поддерживает Президент и Правительство РС (Я), научная педагогическая общественность и организации. Несомненно, что в современной модели будут продолжены мероприятия по государственной поддержке образовательных учреждений, расположенных в удаленных и труднодоступных местностях, для выравнивания возможностей для предоставления качественного образования всем детям, в том числе на якутском языке и языках малочисленных народов Севера. Становится востребованным опыт организации обучения в профильных классах старшей школы, обучения по ступеням в возрастных школах. Уверена, что наш опыт внедрения инноваций и новых экономических отношений в системе общего образования позволит повысить качество образования и эффективность системы управления, творчески развить направления современной модели образования. Благодарю за внимание.

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.