- Какие инициативы в сфере образования к саммиту руководителей стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге готовит ваше министерство? - Наша образовательная инициатива включает три составные части, представляя собой продолжение международной программы "Образование для всех", в которую мы внесли важные новые составляющие. Мы полагаем, что надо не только обеспечить всех жителей мира образованием, но и гарантировать его качество. Необходимо не просто обучить детей чему-нибудь, надо научить их учиться эффективно. В школах и вузах все равно невозможно дать всей необходимой по жизни базы знаний, поэтому следует создать систему доступного непрерывного образования. Кроме того, на первый план выходят вопросы контроля качества в образовании, в том числе третьих стран. Напомню, что программа "Образование для всех" создавалась прежде всего для третьих стран мира. При этом Россия готова участвовать не только в конструктивном диалоге, но и материально поддерживать эту инициативу. В фонд поддержки образования для всех уже перечислено более 7 млн. долларов, и планируется достаточно существенные суммы истратить на эти цели в течение ближайших трех лет. Хотел бы подчеркнуть, что речь идет о конкретных образовательных технологиях. Более того, мы ставим вопрос о том, что эти технологии, эти подходы должны реализовываться в том числе, например, и у некоторых из наших соседей - стран так называемого ближнего зарубежья. Есть проблемы, например, с начальным и общим образованием в ряде стран СНГ, эта инициатива будет распространяться на них тоже. Им дадут деньги, технологии, дистанционную связь, учебники, при помощи которых они могут образовываться. - В том числе на русском языке? - Конечно, мы и так помогаем, в этом деле думаю, что и дальше будем делать это по нарастающей. Просто задача более глобальная состоит не в том, на каком языке будем давать образование, а в том, чтобы добиться общего подъема образовательного уровня в этих странах. Второй сектор, которому мы тоже сейчас уделяем особое внимание, - это профессиональное образование, и в том числе вопросы, связанные с определением соответствия квалификационных требований. Речь идет не о модификации стандартов, а о том, что, сравнивая национальную систему образования, национальные требования, мы должны установить соответствие между этими требованиями и результатами образовательных систем. При этом бессмысленно рассчитывать на то, что мы способны создать некую единую модифицированную систему образования для всего мира. Мы должны понимать, что означает, например, инженер в России, в Японии, в Великобритании, в Европе, в Соединенных Штатах, что это означает в странах третьего мира. Что мы понимаем под этой квалификацией? Сегодня существует настолько большое разнообразие квалификационных требований, что зачастую под одними и теми же словами понимают абсолютно разные вещи. Разные уровни образования, разные качества образования. Эти предложения, обсужденные на состоявшейся 1-2 июня в Москве встрече министров образования "восьмерки", будут вынесены в виде проекта меморандума на рассмотрение участников санкт-петербургского саммита. Это российская инициатива, которая звучит так: "Профессиональная подготовка для экономики знаний". Меняется экономика мира, и мы должны понять, как должна быть адекватно адаптирована система образования, какие кадры надо готовить для того, чтобы экономика знаний могла развиваться в разных странах, включая страны третьего мира. - В России есть люди, которые знают, что нужно делать для достижения этой цели? - Макет идеи есть. На самом деле в каком-то смысле макет идеи мы отрабатываем сейчас в рамках национальных проектов, потому что сначала нужно понять: а что из этого нужно для нас самих? Система экономики основных знаний - и это принципиально - базируется на экономике международной, мировой. Она не может быть отделена границами одной стороны. И в то же время крайне важно, чтобы эти понятия, эти требования соответствовали требованиям международного рынка труда И наконец, третий тематический сектор, который мы обсуждаем в рамках инициативы "большой восьмерки", - это проблема миграции. Абсолютно ясно, что сегодня при развитии международного рынка труда очень остро стоит вопрос адаптации людей, которые приезжают в другие страны. Один из главных инструментов этой адаптации - это, конечно, образование. Мы видим, какие острые социальные вопросы возникают в различных странах у мигрантов, и мы понимаем, что снятие этих острых вопросов - эффективное использование людей, которые приезжают, - возможно, только при эффективной системе образования. Все три вопроса взаимосвязаны: образование для всех дает базу для того, чтобы люди могли участвовать на рынке труда, а система повышения качества образования дает базу для того, чтобы люди могли получать высококвалификационные рабочие места. Решение проблемы обустройства мигрантов, снятие социальной напряженности - это вещь, которая позволит обеспечить некую стабильность в мире в целом, избежать в том числе межнациональных трений и конфликтов. Тем самым любой человек, готовый учиться, должен получить шанс занять достойное место, пусть даже не всегда в своей, а и в другой стране. Или, оставшись на родине, выполнять ту работу, которая соответствует его уровню, и постоянно повышать этот уровень. То есть образование сегодня становится одним из важнейших инструментов не только социального и экономического развития, но и сохранения социальной стабильности мира в целом. - А Россия заинтересована в создании прозрачной, открытой и общедоступной системы образования как механизма перетекания кадров с одного места на другое? Не понесем ли мы потери в результате? - Я думаю, что мы больше приобретем. Сегодня Россия страна с точки зрения бизнеса крайне привлекательная. Вы знаете, что темпы экономического роста ставят нашу страну, у которой имеются и огромные естественные ресурсы, в группу лидеров экономического развития. Страна располагает также гигантским интеллектуальным потенциалом, и он не потерян. - Я знаю, что сегодня большая проблема найти людей, которые могут выполнять нужную работу, и не проблема найти ресурсы для ее оплаты. Таким образом, первое - это кадры. На самом деле новые, быстрорастущие области экономики испытывают дефицит кадров. А как же миллионная армия научных сотрудников, фактически оставшихся не у дел после распада Советского Союза? - Могу привести в пример одну известную отечественную фирму, владелец которой к своим 4 тысячам рабочих мест набирает еще 2 тысячи. Так вот, сейчас он не может найти 2 тысяч квалифицированных программистов, а это основная массовая профессия. Конечно, это не научная, исследовательская работа. Попробуйте сегодня найти квалифицированных людей для новых отраслей. Даже за хорошие деньги это подчас невозможно. Давайте возьмем другую сферу - добычу полезных ископаемых. Туда сегодня из-за рубежа нанимают людей. То же - в лесозаготовке, обработке древесины. Очень интересная для России тема. Людей переучивают за рубежом и приглашают из-за рубежа, потому что квалификация своих кадров недостаточна. - Андрей Александрович, два года назад вы неоднократно заявляли о важности сохранения в стране фундаментальной системы образования. Как это корреспондирует с тем, что страны "большой восьмерки" в рамках инициативы по образованию выдвигают идею единых стандартов? - Хочу подчеркнуть, что никто идею перехода на единые стандарты не выдвигает. Это принципиальная вещь. Более того, когда наша инициатива рядом стран воспринималась как создание единых стандартов, она, как правило, отвергалась. Потому что каждая страна достаточно бережно относится к своей системе образования. Раз уж речь зашла о сохранении стандартов, напомню, что даже Болонский процесс подразумевает некое доверие к стандартам, скажем, нашего партнера. Доверие, так сказать, преемственность, но не единство стандартов. На самом деле Болонский процесс позволяет, суммируя знания, полученные в рамках разных вузов разных стран, получать лучшее образование за счет того, что ты вбираешь эту возможность разных подходов и разных стандартов. Поэтому вот это очень важно, что речь не идет об унификации, о том, что стричь надо всех под одну гребенку. /Болонская декларация преследует цель создать к 2010 году единую европейскую систему высшего образования, базирующуюся на двух уровнях знаний - бакалавре и магистре. - прим. ИТАР-ТАСС/. - Какие затраты в этой сфере потребуются с точки зрения России как председателя "восьмерки"? - Все зависит от масштаба задач. Если задачей ставится образование для всех, ну, скажем, концептуально изменить образование в Африке, Латинской Америке, в Азии, то на это потребуются десятки миллиардов долларов для того, чтобы обеспечить более-менее нормальные стартовые условия для детей, в частности, в Африке и Латинской Америке. Что касается масштаба затрат, на которые готова идти Россия, об этом надо спросить министра финансов. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |