Статус региональных пилотных площадок получили школы города Якутска. Одно из приоритетных направлений деятельности научно-образовательных структур - создание толерантной поликультурной образовательной среды. В последние годы с количеством пребывающих мигрантов и вынужденных переселенцев увеличивается число детей, поступающих в школу с чужой культурно-языковой средой. Такая ситуация в школах России требует эффективного подхода к обучению детей мигрантов государственному русскому языку. Интенсивно растущая потребность иностранных граждан в изучении языка требует разработки специальной методики обучения с учетом различных языков и ФГОС, интегрирующих иноязычных детей в поликультурную образовательную среду. В Республике Саха (Якутия) данное явление встречается довольно часто. Дети мигрантов, носителей разных языков обучаются в большинстве городских и пригородных школ. Для этих детей важно наличие специальных средств обучения во избежание психологического дискомфорта и облегчения процесса адаптации и изучения русского языка. В целях содействия созданию благоприятных психолого-педагогических условий для обучения мигрантов в российских школах, для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, а также организации сотрудничества с Издательством "Просвещение" (Санкт-Петербургский филиал) совместно с ФГБНУ "Институт национальных школ РС (Я)" проводится работа по апробации новых учебно-методических комплектов по русскому языку и литературному чтению с 1 по 4 класс, адаптированных для детей мигрантов. Данные УМК разработаны в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ коллективом авторов Издательства "Просвещение". В число региональных пилотных площадок по проведению апробации учебно-методических комплектов включены общеобразовательные учреждения г. Якутска. Статус региональных пилотных площадок получили МОБУ "СОШ N27" и МОБУ "СОШ N30 им. В.И.Кузьмина" с ярко выраженным полиэтничным контингентом обучающихся, в каждом классе которых насчитывается по 3-10 представителей из числа иноязычных детей: армян, киргизов, узбеков, украинцев, таджиков, азербайджанцев. При этом сами педагоги отмечают необходимость использования специальных учебников для детей-инофонов, так как дети проходят сложную социально-психологическую адаптацию в новой школе, будучи не зная русского языка, культуры и традиции на уровне, достаточном для коммуникации, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Под координаторством Института национальных школ РС (Я) (Унарова В.Я.) педагоги-апробаторы (Тимофеева Г.И., Петрова В.Д., Степанова И.М., Саввинова Л.Ф.) осуществляют эксперимент по апробации УМК, в состав которых входят следующие учебники: 1. Завершённая линия учебников авторов Азнабаевой Ф.Ф. и др. "Русский язык. 1--4 классы" для детей мигрантов и переселенцев: Азбука. 1 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Артеменко О.И., Скороспелкина Г.С., Орлова Т.Н. Русский язык. 1 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Турова Г.А., Артеменко О.И. Под редакцией Г.С. Скороспелкиной). Русский язык. 2 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Артеменко О.И., Турова Г.А. Под редакцией Г.Н. Никольской). Русский язык. 3 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Артеменко О.И. Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой). Русский язык. 4 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Артеменко О.И. Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой). 2. Завершённая линия учебников авторов Сахиповой З.Г. и др. "Литературное чтение. 1--4 классы" для детей мигрантов и переселенцев: Литературное чтение. 1 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Сахипова З.Г.) - 14,63 усл.печ.л. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Сахипова З.Г., Орлова Т.Н., Бабурин А.В.) - 14,63 усл.печ.л. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Сахипова З.Г., Орлова Т.Н., Бабурин А.В.) - 11,7 усл.печ.л. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Сахипова З.Г., Орлова Т.Н., Бабурин А.В.) - 14,04 усл.печ.л. 3. Дидактические материалы к завершённым линиям учебников по русскому языку и литературному чтению(1--4 классы) для детей мигрантов и переселенцев: Дидактические материалы. 1-2 классы. I уровень сложности. Учебное пособие для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Скороспелкина Г.С., Турова Г.А., Сахипова З.Г.). Дидактические материалы. 1-2 классы. II уровень сложности. Учебное пособие для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Турова Г.А., Скороспелкина Г.С., Сахипова З.Г.). Дидактические материалы. 3-4 классы. I уровень сложности. Учебное пособие для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Скороспелкина Г.С., Турова Г.А., Шерстобитова И.А.). Дидактические материалы. 3-4 классы. II уровень сложности. Учебное пособие для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Турова Г.А., Скороспелкина Г.С., Шерстобитова И.А., Фаттахова С.В.). 4. Методические рекомендации к завершённым линиям учебников по русскому языку и литературному чтению(1--4 классы) для детей мигрантов и переселенцев: Русский язык. Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации для учителя к пособиям для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Скороспелкина Г.С., Турова Г.А., Сахипова З.Г.). Русский язык. Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации для учителя к пособиям для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Азнабаева Ф.Ф., Скороспелкина Г.С., Турова Г.А., Сахипова З.Г.). Русский язык. Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации для учителя к пособиям для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Турова Г.А., Скороспелкина Г.С., Шерстобитова И.А.). Русский язык. Литературное чтение. 4 класс. Методические рекомендации для учителя к пособиям для детей мигрантов и переселенцев (Авт.: Фаттахова С.В., Скороспелкина Г.С., Шерстобитова И.А.). В школах г. Якутска проведение апробации предполагает оценку эффективности использования учебников в образовательном процессе школы; определение целесообразности их дальнейшего использования для обновления содержания образования; определение необходимых условий для дальнейшей реализации апробированных учебников через инструментарий для участников-апробаторов. По окончании апробационного периода всем участникам региональных пилотных площадок Издательством "Просвещение" (Санкт-Петербургский филиал) выдаются сертификаты об участии и экземпляры новых УМК. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |