Сайт 10в класса

 
 

Добавить новую страницуИзменить параметры страницыЛитература

Добавить новый раздел

Изменить разделЧто такое литература?

Что такое литература?
     ЛИТЕРАТУРА [лат. lit(t)eratura, букв. — написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе — речь — позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции. Существуют виды письменных произведений., смыкающиеся с художественной литературой, — мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.
Добавить новый объект/запись

Изменить разделЕ.А. Баратынский

Е.А. Баратынский
Баратынский(Боратынский) Евгений Абрамович (1800-44), русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки» (1842) — противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека, преломляемое через трагическое сознание поэта.
Добавить новый объект/запись

Изменить объект/записьБолящий дух врачует песнопение

   Стихотворение Е.А. Баратынского «Болящий дух врачует песнопенье», с такой легкостью ложащиеся на музыку, было написано в 1834 году. Автор говорит о том, что искусство позволяет выразить чувства, переполняющие человека, и сохранить бодрость духа поэта.

Изменить объект/записьВ дни безграничных увлечений

   В 1831 поэтом было создано стихотворение «В дни безграничных увлечений». Опубликовано в журнале «Европеец» в 1832 под заглавием «Элегия».

Изменить объект/записьЖеланье счастия в меня вдохнули боги

   «Желанье счастия в меня вдохнули боги», известное также под названием «Безнадежность», впервые предстало перед публикой в журнале «Новая Литература» в 1823.

Изменить объект/записьЗвезда

   Стихотворение «Звезда» создано Е.А. Баратынским летом 1824 года, однако опубликовано только через год в альманахе «Северные Цветы» под заглавием «Звездочка». Трогательное описание звездного неба всего лишь образ для передачи тоски по другу.

Изменить разделА.А. Блок

А.А. Блок
   Блок Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт.
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.
Добавить новый объект/запись

Изменить объект/записьНа железной дороге

   А. Блок всегда тонко чувствовал биение пульса своей страны, своего народа, близко к сердцу принимал все перемены в жизни общества. После лирического дневника, обращенного к Прекрасной Даме, в поэтический мир поэта входят новые темы, новые образы. Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает сочувствие угнетенным и осуждает равнодушие «сытых». В 1910 году он написал стихотворение «На железной дороге». Стихотворение написано в реалистических традициях. Через все произведение проходит сквозной образ дороги. Железная дорога является не просто символом трудного пути, но и безысходности, «чугунности» существования и омертвления души. Тема «гибели на пути» появляется в стихотворении с первой строфы и уходит уже за рамки произведения.

Изменить объект/записьНезнакомка

   Стихотворение «Незнакомка» явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в его поэзии полунамеки и неясные фантастические тени. В этом же стихотворении поэтом создан образ его идеала, сквозь который проглядывают конкретные черты прекрасной незнакомки. Это стихотворение как бы соткано из противоречий, противопоставлений.

Изменить объект/записьПредчуствую Тебя. года проходят мимо...

   Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», входит в серию стихотворений, написанных в Шахматове летом 1901 года и объединенных в рукописи общим заголовком: «Мистическое лето». Главным в стихотворении является соединение двух устремлений в Вечной Женственности — умозрительной тоски и действенной любви.

Изменить объект/записьРусь

   Ощущением необычайной таинственности проникнуто стихотворение Блока «Русь». Поэт рисует образ бескрайней родины, которая сама не знает своих пределов. Ее населяют и вполне реальные «разноликие народы», и будто пришедшие из древних поверий «ведуны с ворожеями». Великий смысл кроется в символическом образе поэтического вдохновения, которое посещает поэта на кладбище, куда протоптал он «тропу печальную, ночную».

Изменить разделИ.А. Бунин

И.А. Бунин
   БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары. Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
Добавить новый объект/запись

Изменить объект/записьНадпись на чаще

   Центральный образ стихотворения «Надпись на чаше» (около 1903) — найденная у моря чаша, надпись на которой гласит, что на земле вечны только море, небо, солнце, земля, и «то, что связует незримою связью Душу и сердце живых с темной душою могил». Эта чаша, «видимое» связующее звено между прошлым и настоящим, свидетельствует как о бессмертии природы, так и о вечности «незримой связи» между душами живых и душами мертвых. В этой идее, основной для Бунина, живет надежда на то, что после смерти жизнь не исчезает бесследно, а, скорее, приобщается к неосязаемой духовной вечности. Как ни парадоксально это звучит, но в произведениях Бунина останки, найденные в могиле, свидетельствуют о бессмертии человеческого духа, и зачастую именно рядом с могилой наиболее остро ощущается присутствие усопших.

Изменить объект/записьСлово

   Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Слово» написано в 1915 году

Изменить разделГ.Р. Державин

Г.Р. Державин
   ДЕРЖАВИН Гаврила Романович [3 (14) июля 1743, Казань — 8 (20) июля 1816, Новгородская губерния], русский поэт.
Происходил из обедневшего дворянского рода. В 1754 после смерти отца, военного в небольшом чине, семья оказалась в очень тяжелом материальном положении, однако мать постаралась дать двум сыновьям минимальное образование. В 1759 Державин поступил в казанскую гимназию. За успехи в геометрии был зачислен в инженерный корпус, однако из-за досадной записки оказался приписан солдатом к Преображенскому полку. Отсутствие связей и денег не способствовало продвижению по службе, только в 1772 был произведен в прапорщики. Но ни долгожданное повышение в чине, ни активное участие в подавлении восстания Пугачева материального положения Державина поправить не могли. Непокорность и неумение угодить начальству сыграли свою роль: вместо наград и новых чинов Державин получил отставку. В 1777 по протекции князя А. А. Вяземского Державин поступил на службу в Сенат, в следующем году состоялась его свадьба с Екатериной Яковлевной Бастидон (1760-1794).
Добавить новый объект/запись

Изменить объект/записьВластителям и судиям

   Жанр литературных переложений псалмов занимал в эпоху Просвещения одно из ведущих мест в поэзии. Отдавая дань этой тенденции Г.Р. Державин переложил более 26 псалмов. Одно из таких переложений — стихотворение Державина 1780 года «Властителям и судиям», которое явилось результатом осмысления и перевода 81-го псалма из Псалтиря.

Изменить объект/записьПамятник

   Главной особенностью поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу – он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. Стихотворение Державина «Памятник» впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием «К Музе. Подражание Горацию». Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од.

Изменить объект/записьСнигирь

   В комментарии к стихотворению-эпитафии «Снегирь», написанному в день кончины великого русского полководца (6 мая 1800 года), Державин писал: «Суворов, воюя в Италии, в жаркие дни ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче, по обыкновению своему, был неприхотлив в кушаньи и часто едал сухари; в стуже и в зное без всякого покрова так, как бы себя закаливал подобно стали; спал на соломе или на сене, вставал на заре, а когда надобно было еще и прежде ночные делать экспедиции на неприятеля, то сам кричал петухом, дабы показать, что скоро заря и что надобно идти в назначенный им марш; тогда он в приказах своих отдавал, чтоб по первому крику петухов выступали. Обыкновенно он предводительствовал небольшим числом войск, и горстью Россиян побеждал превосходное число неприятелей».

Изменить объект/записьРусские девушки

   В стихотворении «Русские девушки» Державин любуется юными русскими крестьянками — счастливыми и здоровыми девушками, проводящими время в веселых танцах под свирель пастушка.

Изменить разделС.А. Есенин

С.А. Есенин
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.
Добавить новый объект/запись

Изменить объект/записьЗапели тесаные дороги...

   К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Красота родного края отобразилась в стихотворении «Запели тесаные дроги», полном любви к русской земле.

Изменить объект/записьО красном вечере задумалась дорога…

   Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» датируется 1916 годом. Первоначально С. Есенин передал его в редакцию газеты «Биржевые ведомости» для публикации, но затем обратился к сотруднику редакции А.Л. Волынскому с просьбой «задержать» выход. У поэта возникло намерение издать в сборнике «Скифы» цикл, включающий стихотворения «Осень», «Синее небо, цветная дуга...», «О товарищах веселых...», а также «О красном вечере задумалась дорога…». В итоге «О красном вечере задумалась дорога…» увидело свет в 1917 году. В стихотворении изображена картина тихого осеннего деревенского вечера с его дремным спокойствием, приглушенными звуками на крестьянском дворе. Вечер назван «красным», таким его сделало закатное солнце.

Изменить объект/записьПушкину

   Стиготворение «Пушкину» Есенин написал к 125-летию великого русского поэта. Есенина в день юбилея Пушкина волнует его собственная судьба, и он задумывается над тем, будет ли его имя так же славно и любимо, как имя Пушкина, останется ли его поэзия жить в веках, как поэзия Пушкина. Есенина беспокоит его дурная слава, которая мешает видеть в нем поэта. Есенин старается найти общие черты в своем поведении и поведении Пушкина. «Ты был повеса, как я сегодня хулиган». Он надеется, что как Пушкину слава повесы не помешала быть великим поэтом, так и его, Есенина, дурная слава не может затмить его поэтического дара.

Изменить объект/записьСпит ковыль. Равнина дорогая…

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта. Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй — о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения — глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту.
   

 

Made by Sacred

Изменить "td160"