История Ferrari

Энцо Феррари Город Модена Эмблема Ferrari Гонщик Феррари Ferrari 125s салон Ferrari 125s Ferrari 166

Энцо Феррари, основатель знаменитой марки, родился в семье небедного "мастерового по металлу" в Модене, что на севере Италии, за два года до начала двадцатого века, в 1898 году. Мальчишкой Энцо мечтал стать либо оперным певцом, либо спортивным журналистом. Эти желания не изменила даже покупка в 1903 году (!) отцом автомобиля. Нет, еще не автомобиля - самобеглой коляски под гордым названием "Де Дион Бутон" - всего два десятка таких колясок было тогда в Модене. Но когда Энцо исполнилось десять лет и отец повез их со старшим братом на автогонки "Болонское кольцо", маленький мальчик был ошеломлен - гонщиком, он будет только гонщиком! То, что они с братом станут знаменитостями, им было ясно. Но как стать знаменитыми с такой обыденной фамилией - Феррари, ведь семейств Феррари тогда в Модене было полным полно! Детство Энцо закончилось быстро. В 1916 году старший брат Энцо, кстати, журналист, умирает на фронте от неизвестной болезни, и в том же году от воспаления легких умирает их отец. Призывают в армию и Энцо. Первая его должность - инструктор по токарному делу в пожарном депо, вторая - "подковщик" мулов, таскающих по горам пушки. И - тяжелая болезнь: плеврит. Энцо безнадежен настолько, что медперсонал не обращает на него почти никакого внимания. Но он почему-то выздоравливает. С небольшим запасом денег он приезжает в Милан на завод "ФИАТ" (кстати, расшифровывается эта аббревиатура так: Фабрика Итальянская, Автомобильная, Туринская) и, рассказав о себе, слышит от главного инженера: "ФИАТ" не настолько велик, чтобы принимать на работу всех уволившихся со службы итальянских солдат". Сначала Энцо Феррари работает механиком и водителем чужой фирмы, переделывающей грузовики в легковые автомобили. Он активно участвует в автогонках. В двадцать два года, после побед на нескольких престижнейших гонках, журналисты называют его "одним из лучших гонщиков Италии". В 1929 году им было создано собственное предприятие "Скудерия Феррари" ("Конюшня Феррари"), которое 4 года спустя стало инженерно-спортивным отделением фирмы "Альфа Ромео". Здесь нужно рассказать про появление фирменного знака знаменитой сейчас на весь мир марки. Черного, вставшего на дыбы жеребца - символ "Феррари", - Энцо получил "в подарок" после первой своей победы в гонках. В 1923 году победителя "Кольца Савио" принимала семья известного аристократа графа Баракка, потерявшая в первой мировой сына Франческо - летчика и признанного аса. И графиня Паолина сказала тогда Энцо: "Феррари, изобразите на своей машине вздыбленную лошадь, которая была нарисована на борту самолета моего сына. Его эмблема принесет вам удачу". Графиня оказалась права. Позже жеребец с капота гоночного автомобиля Энцо "перебрался" на капот машин его фирмы. В 1940 году Энцо Феррари разорвал свои отношения с ФИАТом, и его фирма "Ауто Авио Конструционе" (право на торговую марку "Скудерия Феррари" до 1946 года оставалось у "Альфа Ромео") стала независимой. С началом второй мировой войны Феррари перевел свое предприятие в местечко Маранелло, примерно в 20 км от Модены. В годы войны оно выполняло заказы итальянского авиапрома. В 1944 и 1945 годах фирма перенесла несколько бомбардировок англо-американской авиации. В 1946 году завод реконструировали и наладили производство автомобилей. Так официально возникла автомобильная фирма "Феррари". В 1946 году началась послевоенная часть истории знаменитой гоночной "конюшни", на счету которой 113 побед в Гран-при, 9 чемпионских титулов и 8 Кубков конструкторов (последний в 1983 году). Первенцем "Феррари" стала спортивная модель "125 GT" с 12-цилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом 1497 куб.см мощностью 72 л.с. За ней последовали модели "125S", "159S" и "166", оснащенные моторами V12 с одним верхним распределительным валом на каждую головку блока цилиндров. Эта конструкция, разработанная инженером Джоаккино Коломбо, стала отличительной особенностью первых машин "Феррари". В 1948 году появился прототип первого гоночного автомобиля "Формулы-1" - "Феррари-125". В том же году пост технического директора фирмы занял Аурелио Лампреди. Его главным делом стала полная реконструкция модели "125", в результате которой мощность увеличилась с 230 до 280 л.с. Постепенно Феррари достигал все более высокой мощности и степени форсирования своих двигателей. Но только последняя модель "Феррари-375 F.1" стала серьезным конкурентом машин фирмы "Альфа Ромео": 14 июля 1951 года аргентинец Фроилан Гонзалес выиграл Большой приз на британской трассе в Сильверстоуне. В соответствии с новыми техническими правилами в 1951-1952 годах Феррари построил 2-литровый гоночный автомобиль "500 F.2", в котором вместо 12-цилиндрового двигателя он отдал предпочтение 4-цилиндровому. Эта модель была не очень мощной и легкой, но, без сомнения, являла собой лучший одноместный гоночный автомобиль, принимавший участие в гонках чемпионата мира в "Формуле-2", на время заменившей "Формулу-1". В 1952 и 1953 годах знаменитый гонщик Альберто Аскари на "Феррари-500" два раза подряд стал чемпионом мира. Завоевав солидный авторитет на спортивном поприще, Феррари обратился к автомобилям для широкой продажи. Одной из первых появилась модель "375 Америка", оборудованная кузовом фирмы "Пининфарина", чуть позже - "500 Мондиаль" и "750 Монца". "Мондиаль" получил в 1956 году выразительное имя "Тестаросса" - "Красная голова", так как головки блоков цилиндров ее двигателя окрашивали в красный цвет. Всего к началу 1954 года Энцо Феррари выпустил около 200 своих машин в эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей. Создавая свои дорожные автомобили, Феррари обращался к разным дизайнерским компаниям, делая свои модели непохожими друг на друга. Модель "250 GT" 1954 года положила начало многолетнему и плодотворнейшему сотрудничеству с компанией "Пининфарина", как нельзя лучше подстроившей свои кузова к новым короткобазным шасси, у которых ведущая задняя ось была подвешена на пружинах. В 1966 году Энцо Феррари придумал для обозначения своих автомобилей марку "Дино" - по уменьшительному имени своего единственного сына от первого брака Альфредино, который был способным конструктором, разработавшим гамму великолепных двигателей V6, считавшихся наиболее совершенными для легких спортивно-гоночных машин. В 1956 году, еще очень молодым, он скончался от неизлечимой болезни. Практика следующих лет подтвердила верность многих его идей, а построенные по его проектам автомобили добились многочисленных побед. "Дино" на короткое время стала самостоятельной фирмой и предлагала для широкой продажи машины "206 GT" и "246 GT/GTS". "Феррари" принадлежат самые запоминающиеся машины 60-х годов ХХ века - запоминающиеся не только своим внешним видом, но и исключительными скоростными характеристиками. В 2003 году на автосалоне в Париже итальянская фирма представила самую мощную в Европе серийную машину. Речь идет о специальной модели "Энцо Феррари", созданную в честь знаменитого конструктора. Дизайн автомобиля разработало известное кузовное ателье "Пининфарина". Всего выпущено 349 автомобилей "Энцо Феррари". Фирма предлагает их своим наиболее верным и известным клиентам, естественно, по предварительным заявкам. Цена автомобиля начинается от 500 тысяч евро. Будучи неоднократным участником и победителем автогонок, Энцо Феррари со временем все реже участвовал в них. Как вы думаете, чем он это объяснял? Оказывается, все дело в том, что он так любил машину, так чувствовал ее, что не мог ее мучить! Он не раз говорил и писал в своих воспоминаниях: "Машина казалась мне живым существом, становилась как бы частью меня самого", - ну разве может нормальный человек мучить и истязать себя самого?! А ведь автоспорт - это самое настоящее истязание автомобилей. Чтобы его машины никогда не попадали в "чужие руки", Энцо Феррари старался делать их для конкретных заказчиков - своих старых знакомых, друзей, аристократов и суперзвезд: Марчелло Мастрояни, Моники Витти, пианиста Микеланджели, дирижеров Тосканини и Карояна, шаха Ирана, короля Бельгии Леопольда, принцессы Марии-Габриэллы Савойской, русского князя и гонщика Трубецкого, принца Бернгарда Нидерландского - такой пиар никогда и не снился ни одной фирме мира. Автомобили "Феррари" очень редко перепродают. Старые, сломанные и даже битые машины без сожаления выбрасывал на свалку только один человек в мире - сам Феррари. Все остальные стоят либо в гаражах, либо в коллекциях своих владельцев, а после их смерти - в музеях их имени. За что же так ценились и ценятся "Феррари"? Почему Энцо Феррари при жизни стал поистине автобогом? Гений Энцо Феррари состоял в том, что он в "Феррари" соединил четыре составляющих: красоту спортивного автомобиля; характеристики и адреналин "Формулы-1", роскошь "Роллс-Ройса" и - недосягаемость этой машины не то что для простого смертного миллионера, но даже и для избранных мира сего. Последователи и преследователи у него были - "Мазерати", позже - "Ламборджини", но они были бледнее его. Они могли создать и создавали машины удачнее, чем "Феррари", но эти машины не были окружены тайной и особой избранностью "Феррари". Был окружен тайной и сам Энцо Феррари. На гонки своих машин ездить не любил, смотрел их по телевизору и затем ждал звонков своих людей с трасс. До конца жизни писал только перьевой авторучкой и только - фиолетовыми чернилами. Страшно боялся самолетов, на любые этажи поднимался пешком, потому что кабины лифтов приводили его в ужас. Он принял все титулы, которые ему даровали - дворянский, рыцарский, но никогда не разрешал окружающим их употреблять. Он любил, когда его называли просто - "сеньор Инженьере". Энцо Феррари оставил значительный след в мировом автоспорте и автомобильной промышленности в целом. В 1963 году он открыл инженерную школу в Маранелло. В 1972 году - испытательную трассу Фиорано. Под его руководством (1947-1988 гг.) машины "Феррари" победили в более чем 5000 гонках, заработав 25 мировых кубков. Профессор Университета Болоньи и Университета Модены, неоднократный лауреат международных премий, почетный Cavaliere del Lavoro Италии, Энцо Феррари умер 14 августа 1988 года в Модене в возрасте 90 лет. Но и сегодня его команда остается одним из лидеров мира Больших Призов.