Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Логопедическая служба / Советы родителям /
   
ПОМОГИТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.
11.03.2010 10:41


ПОМОГИТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, хочется надеяться вы хотите, чтобы Ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным в любой ситуации. Тогда учите вашего ребенка говорить, а говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее речевое развитие своего малыша. Очень часто можно услышать, как взрослые говорят ребенку "Почему ты не можешь правильно сказать? Все ребятки уже говорят, а ты? И ты старайся. Ну, скажи: "кошка на окошке". Ребенок будет очень стараться, ведь ему хочется сказать правильно, но пока у него нё получается, так как он не умеет произносить ш, -"коска на окоске".
Будьте терпеливы и разумны, необходимо умело и, что немаловажно, своевременно помочь ребенку, а не ограничиваться пустыми выговорами. Вы заметили, что иногда дети услышав, начинают смеяться над говорящим? Жаль, конечно, но в таких ситуациях ребенок может постепенно обособиться от сверстников, а это еще больше затормозит развитие в речи и, естественно, отрицательно повлияет на поведение. Возможно, ребенок станет раздражительным, замкнутым и обидчивым. Неправильное произношение доставляет ребенку много огорчений и усложняет жизнь в детском саду. А в школе эти проблемы возрастают, но уже при обучении чтению и письму. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы использует другую, пропускает буквы, слоги в словах, пишет так, как говорит.
Пятый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности и делать простые умозаключения о них устанавливать взаимосвязь между ними. Однако помните, в темпах общего и речевого развития дети могут быть резкие индивидуальные различия . В 3 года одни достаточно хорошо владеют речью, а речь других еще далека от совершенства.
На пятом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание как можно лучше познать окружающий мир постепенно вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он уже хорошо понимает, что каждый предмет, действие, которое совершает он сам или кто из взрослых, имеют свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда постоянные вопросы: Что это? Кто это? Как называется? Где? Зачем? Куда? Откуда? и др. Хорошо, если у ребенка возникает много вопросов, значит он стремится расширить свои знания. Современный ребенок ‚- устанавливать более четкую связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающие. Однако следует помнить, что у четырех летних детей еще недостаточно устойчиво внимание и именно поэтому они не всегда выслушивают до конца ответы взрослых. Активный словарный запас, которым располагает ребенок на данном возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко малыш испытывает трудности из относительной бедности словаря, когда, например надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, описать событие, участником которого он был сам. Здесь ребенок часто допускает неточности.
В конце четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500 слов. В речи ребенка кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи. Появляются местоимения, наречия , числительные (один. два) прилагательные, указывающие на признаки и качества предметов (холодный, большой, горячий, плохой и т. д.). Ребенок все активнее пользуется так называемыми служебными словами:
предлогами и союзами. Однако в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется обобщающими словами, такими как одежда, обувь. посуда, транспорт и др. Он пока лишь перечисляет конкретные предметы, вещи:- Это карандаш, ручка. Иногда ребенок, не зная названия предмета, наоборот, употребляет обобщающие слова: "Я вижу дерево (а не Я вижу березу или елку .Я видел цветок (вместо Я видел ромашку, или колокольчик .В процессе усвоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и обозначающим его словом. У ребенка формируется мотивированное отношение к лексике взрослых. Ребенок все чаще отвечает распространенными фразами, состоящими из четырех и более слов. В речи ребенка преобладают простые распространенные предложения, но иногда появляются и сложные, дети используют однородные члены (За столом сидят Вова и Таня), существительные и глаголы во множественном числе (Книги лежат на полке).
Новый интерес к звучанию слова поможет ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачные. Четырехлетний ребенок еще долгое время будет допускать грамматические ошибки неправильно согласовывать слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употреблять падежные окончания-"Я говорю ,,ротом"". Небольшие в высказывания ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию. Понять смысл этих высказываний без дополнительных вопросов не всегда удается .В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, участником которых он был. Он не сможет толково пересказать прочитанную ему сказку. Также у четырехлетнего ребенка не получится самостоятельно описать сюжетную картинку. Он сможет лишь назвать предметы, действующие лица или просто перечислить действия, которые они совершают (льет, пишет, катаются). Зато, имея достаточно хорошую память, малыш способен запоминать и рассказывать наизусть небольшие по объему стихотворения. После многократного чтения одной и той же сказки он сумеет почти дословно передать содержание, к сожалению навсегда понимая смысл слов.
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.