Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Логопедическая служба / Советы родителям /
   
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ВТОРОМ-ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ ПЕРИОД АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
11.03.2010 10:36


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ВТОРОМ-ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ
ПЕРИОД АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Опять же важно помнить, что речь будет развиваться не сама по себе, а обязательно с помощью взрослого на основе предметной деятельности. Возможно, перечислить все то, чему нужно научить малыша в этот период, покажется вам невероятно сложным. Однако знайте, что многие навыки можно осваивать одновременно. Старайтесь только четко понять для себя, к чему конкретно следует стремиться.
Развитие речи ребенка должно стать частью обычной повседневной работы, естественным дополнением к совместным играм и уходу за малышом. Занятия, несомненно, будут отнимать у вас время. Но многие любящие родители говорят, что так даже интереснее жить.
Независимо от возраста и уровня развития речи ребенка старайтесь всем своим видом и поведением передать малышу вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Помимо всего, научитесь ждать его ответа для того, чтобы ответить, ребенку нужно время. Предоставляйте ему возможность самому начинать с вами разговор. Общаясь с малышом, будьте внимательны и терпеливы и вскоре вы непременно заметите, что ребенок становится заинтересованным к окружающему Миру. В общении с взрослыми он будет узнавать сам себя. На втором году жизни ребенок с каждым днем проявляет все больше самостоятельности.
Ребенок начинает осознавать себя как личность и старается все больше делать для себя сам. Малыш получает огромное удовольствие от постоянной ходьбы, лазания и беготни. В процессе такой игры он стремится получить новый пространственный опыт с новыми ощущениями. Его интересуют горки, качели, мячи, игрушки и многое другое. Он продолжает развивать способность подражать, что значительно увеличивается запас понимаемых ребенком слов. Большинство высказываний малыша- это фразы из двух слов, и он все лучше понимает правила языка взрослых. Через общение с близкими людьми ребенок усваивает элементарные правила поведения, понимает, что можно, а что нельзя что хорошо, а что плохо.
К языку малыша добавляются слова, касающиеся пространства: там, здесь, сторона на улице. Ребенок начинает понимать слова скоро и ждать. Он также понимает и старается выполнить простые просьбы, такие как дай мне куклу. Для ребенка 1-2 лет слова являются увлекательными вещами, с которыми можно играть. Он начинает разговаривать с игрушками так же, как и с людьми. Для составления достаточно большого количества разных коротких фраз вашему малышу необходимо множество отдельных слов. Если вы захотите научить ребенка правильно произносить слова, которые он обычно употребляет в "детском варианте", делайте это очень осторожно. Не говорите малышу, что он произнес слово неправильно, но, отвечая ему, сами используйте правильное произношение. Например, если он скажет "бибика" ответьте - это машина. Нет никакого смысла учить в этом возрасте говорить слово автомобиль. Необходимо внимательно относиться к тому, что больше всего интересует вашего ребенка в данный момент, и подумать, как можно ввести новые слова, связать их с предметами, интересующими малыша.
На втором году жизни малыш не только ждет когда взрослые заведут разговор, но и сам устанавливает контакты. Он обращается к вам и при возникновении различных потребностей (просят покормить, помочь одеться и др.), когда ему хочется играть и нужна игрушка. Замечайте, как на каждом шагу ребенок сам начинает догадываться о том, что своими действиями он может добиваться какого-то результата. Оказывается, он может чего-то желать, а чего-то нет. Очень важно вызвать у малыша желание говорить, стремление к речевому общению. Нужно постоянно говорить с ребенком, рассказывать ему о явлениях окружающего мира, о том, что он увидел на прогулке, что происходит дома и т.д. Надо приучать малыша к слушанию текстов, небольших рассказов и сказок. При этом необходимо быть уверенным в том, что ребенок понимает смысл ваших слов.
Полезно вспоминать с ребенком содержание недавно прочитанной сказки, подбирать к ней соответствующие картинки, делать рисунки с помощью взрослого. Если эта работа будет проводиться постоянно, то отставания в понимании речи у ребенка не будет. Учиться участвовать в разговоре с взрослыми ребенок может где угодно. Давайте вашему малышу поручения и добивайтесь их выполнения. Расположив перед собой 3-4 игрушки, предложите ребенку дать вам самую маленькую из всех или дать ту игрушку, которая лежит между кубиком и мг и т. д. Важно развивать способность к пониманию речи в разных направлениях.
Можно ежедневно произносить короткие стереотипные фразы в соответствии с ситуацией. Например, собираясь на улицу, можно стереотипно говорить "Принеси кофту, застегни "пуговицы". Полезно комментировать свои действия, используя одни и тс же фразы и слова, например "Я взяла булку, дай мне ложку. Возьми себе чашку". Наступит время, когда ребенок сам будет свободно оперировать этими фразами. Конечно, использование только стереотип выражений может затормозить развитие ребенка, а употребление только сложных высказываний затрудняет их повторение за взрослым.
Для общего развития необходимо сформировать у ребенка правильное звукопроизношение. Полезно показывать ребенку движения языка и губ в игровой форме, научите его поднимать язык кверху, облизывать блюдечко, играть на дудочке, дуть, чмокать. Нужно следить затем, как малыш целует, полощет рот и т. п. Играйте с ребенком перед зеркалом. Скажите ему: У всех людей есть рот. Рот - это такой домик, а в этом домике живет язычок. Веселый язычок выглядывает из домика, посмотрел налево, потом направо, вверх, соблюдайте очередность в разговоре с вашим малышом, по очереди произносить слова, а также используя звуки речи, жесты, мимические движения.
Научитесь ждать реакции малыша на слова и действия, Роль родителей в процессе развития речи ребенка трудно переоценить, ведь ваш малыш всегда рядом с вами, и в радости, и в грусти, кроме того, родители - это те люди, к которым ребенок больше всех хочет обращаться.
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.