Когда обращаться к логопеду? Если, достигнув четырехлетнего возраста, ваш ребенок не выговаривает некоторые звуки, то не стоит впадать в панику, нервничать самим и нервировать ребенка. Звук сам по себе не несет никакой информации. Р, Ш, Ж, Щ считаются самыми трудными для произношения, но до пяти лет такая "картавость" считается вполне допустимой. У ребенка до пяти лет еще только зреют те области мозга, которые отвечают за координацию движения. Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач: -2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей. 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию. 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации. 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их. 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду. В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи! Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым. Какие нарушения речи исправляет логопед: Нарушения фонетической стороны устной речи. Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи. Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи. Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи. Нарушения чтения. Нарушения письма. Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа - нарушения в применении средств общения: заикание. Существует и международная классификация болезней, включающая все речевые нарушения. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |