Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / Рекомендации /
   
Лекция В.К.Бацын "Влияние гражданских институтов на распределение стимулирующей части ФОТ учителя"
18.03.2008 15:32


Наше образование входит в систему государственно-общественного измерения. Возвращение общества в образование - эта тенденция естественная, соответствующая общемировой тенденции развития. Образование - это всегда сфера диалога и прорыв данного этапа связан с тем, что государство не может уже сохранять свою монополию на образование.

Условия таковы, что человек, получив образование, выходит на рынок туда, не контролируемый государством. Эффективный человек 21 века - это человек, эффективный на рынке труда. Здесь возникает проблема качества образования, требования задаются теми потребностями, которые возникают на рынке труда.

Ключевым понятием  - кто же задает эти качества и кто примет на себя смелость определять эти качества, п.ч. рынок - это безличная категория, а человек всегда член общества. Поэтому важно как реагирует общество на вызовы рынка труда. Общества дифференцированы этническими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Соответственно - мы носители разных интересов и разных потребностей в образовании. Необходим диалог.

Далее лектор проблематизировал сущность проекта комплексной модернизации. Что лежит в основе данного проекта как комплексного:

Просвещение или образование?  Сокровище или капитал? Мы оснащаем человека миллиардами мудрых мыслей или способами создания ресурсов собственного развития?

Человеческий капитал как самовозрастающий ресурс, человек как проект самого себя, и с этой точки зрения качество образования может оцениваться совершенно разным способом. У образования собственных целей нет, образование воспринимает некий внешний заказ. Весь вопрос в том, кто заказчик и в чем состоит заказ. Заказчиками и оценщиками выступают:

·        Государство,

·        Общество (а также этно- и социокультурные сообщества),

·        Личность,

·        Рынок труда.

Качество образования глазами государства (госзаказ)

-        владение гражданами государственным языком;

-        включенность граждан в единый исторический, социально-экономический и культурный  контекст;

-        приверженность граждан политическим ценностям, развитость у них соответствующих качеств (способность и готовность  к их отстаиванию и защите и т.д.);

-        создание благоприятных стартовых условий (психосоматических, социальных, интеллектуальных, культурных и т.д.) для становления самореализующихся и конкурентоспособных граждан;

-        модернизация традиционных обществ через включение их юных членов в становление информационного общества;

-        место и роль государственного (общенационального) стандарта.

Качество образования глазами общества (гражданский заказ).

-        способность  к сохранению, воспроизводству и развитию системы духовных и материальных ценностей, особенно представляющих собою наследие и достояние;

-        способность к "горизонтальному" диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т.д.) в интересах укрепления гражданского мира, сотрудничества и развития;

-        обогащение содержания образования  включением в него возможностей для формирования практического социального, социокультурного и социально-экономического опыта учащихся;

-        нацеленность на формирование и развитие  гражданского общества;

-        реализация образовательных программ, адекватных потребностям территориального сообщества;

-        подключение детей к открытой образовательной сети.

Качество образования глазами личности (персональный заказ).

-        Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание,  реализация принципа "himselfmade man").

-        Принцип LLL  (lifelong learning).

-        Человек есть цель и средство самого себя.

2 блок лекции В.К. Бацына был посвящен компетентности как "единицы измерения" качества образования.

Компетентный человек - это не просто уместный человек, это человек соревнующийся с другими за место, которое он способен занять, это конкурентоспособный. Формирование компетенции - формирование самоутверждения: я могу это выполнять и я хочу это выполнять.

Обломов - знающий, Штольц - компетентный. Способны ли мы поставить себе цель формирования "якутских штольцев", готовы ли мы стать "штольцами", соревнующимися друг с другом?

Здесь возникает важный вопрос об образовательной программе школы.

Образовательная программа школы - есть не что иное как образовательная программа, обучающая детей, что делать с образовательной программой улицы, то есть подготовка к жизни.

Образовательная программа:

-       есть документ, фиксирующий способы организации и управления процессом образования  в соответствии с государственным стандартом и гражданским заказом;

-       разрабатывается совместно его администрацией, педагогическим коллективом и общественным советом школы.

-       фиксирует цели, содержание и планируемые результаты работы образовательного учреждения по формированию у учащихся ключевых видов деятельности (компетентностей).

-       утверждается директором школы и председателем школьного совета и является формой общественного договора между представляемыми ими  институтами.

-       выступает основой для принятия решений относительного вклада, внесенного каждым учителем в ее реализацию

-       является содержательной базой публичного отчета директора школы

 Источники образовательной программы.

-        Государственный образовательный стандарт (учебные виды деятельности, составляющие учебно-образовательную часть ОП);

-        Утвержденный на региональном уровне избыточный перечень компетентностей, востребованных  развитием его человеческого капитала;

-        "Гражданский заказ" на условия и гарантии формирования надучебных компетентностей, признанных местным сообществом особо актуальными для своих детей.

Образовательная программа  должна быть нацелена на развитие детского опыта, выходить на надпредметный уровень. При этом Публичный отчет должен содержать информацию не о количестве часов и оценках, а о том, что в результате реализации образовательной программы школы с нашими детьми происходит и что в обществе происходит в связи с этим.

Какие родители наиболее успешны в управляющих советах? Оказывается это отцы, имеющие как минимум два-три образования, потому что эти люди поняли, что такое образование как ресурс развития.

Информационно-аналитическая группа

"Эврика-Зеркало"

С.С.Татаринова

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.