Лекция "Новая система оплаты труда", Р.В.Селюков Ресурс на обеспечение системы образования формируется в условиях рыночной экономики, однако критерии результативности образования разрабатываются внутри образования, и в этом смысле продукт получается нерыночным. Таким образом образование не доказывает свою экономическую целесообразность. До тех пор пока мы не сможем объяснить, в чем экономическая целесообразность образования, что обеспечит рост образования в будущем, система образования останется затратной. Поэтому комплексные проекты можно рассматривать как попытку обеспечить такую взаимосвязь между рыночной экономикой и образованием, адекватным рынку. Цель КПМО - качественное изменение условий образования и самого качества образования независимо от места жительства, и это не лозунг, а измерение результативности проекта. Если мы сможем это показать значит проект будет успешным. Но для того чтобы добиться этого системного эффекта, логика проекта построена специфично: 1 год - ресурсное обеспечение сети базовых школ. Базовая школа - это совсем другие условия - на фоне этого оснащения изменение финансово-экономических механизмов, введение НБФ и НСОТ. Логика именно в этом: НБФ и НСОТ, для того чтобы стимулировать развитие сети, а не наоборот. Еще один эффект - становление конкурентной среды на рынке образовательных услуг. Гарантия доведения средств до школы - это равные стартовые условия, для того чтобы увеличивать собственную эффективность, в этом смысле это еще и развитие кадрового директорского корпуса - уход от директора-старшего наставника и методиста к позиции директора-менеджера образования. Еще одни эффект - повышение открытости образования. Новые механизмы открывают кухню качества образования обществу, делают эту кухню публичной в различных форматах. Обществу предоставляется возможность обсуждения качества и каким образом оно может быть простимулировано в условиях новых экономических механизмов. Насущной потребностью педагогов становится повышение квалификации и переподготовка не как обязательная процедура раз в пять лет для аттестации, а как способ повышения профессионализма и самореализации. Таким образом ситуации аналогичны на уровне директора, школы, учителя. Тогда повышение квалификации становится не только методическим полем, а способом повышения благосостояния педагогических работников. Мифы о НСОТ.
Развенчание такого рода мифов возможно и необходим в период апробации НПФ и НСОТ. Далее лектор кратко обрисовал механизм формирования норматива бюджетного финансирования исходя из фактически сложившихся расходов ОУ на основе модельной методики, отметил, что при этом коэффициенты лучше рассчитывать не для отдельного учреждения, а для кластера школ Учет особенностей программ должен быть не в виде отдельных коэффициентов для лицеев и гимназий, этот подход доказал свою бесперспективность, а через конкурсные механизмы и программные методы финансирования сверх нормативов. Ключевой момент - доведение норматива до ОУ, если нет такого механизма, новая система оплаты труда работать не будет. Если по мониторингу доля ОУ, до которых доводится норматив меньше доли ОУ, в которых вводится НСОТ, есть опасение, что это фикция. При оптимизации штатного расписания должна быть гарантия у директора, что все средства экономии останутся в ФОТ, тогда развитие штатных расписаний будет иметь смысл. Необходимые компенсации и процедуры должны быть предусмотрены регионом и для этого возможно было воспользоваться федеральной субсидией. Лектор также прокомментировал требования к моделям новой системы оплаты труда.
Фоновые условия введения НСОТ. • Финансово-хозяйственная самостоятельность образовательного учреждения. • Доведение средств по нормативу до уровня образовательного учреждения. • Формирование позиции менеджера у руководителя образовательного учреждения в процессе переподготовки и повышения квалификации. • Подготовка и сертификация общественных управляющих. • Разработка новых форм и процедур аттестации максимально удовлетворяющих новым принципам вводимой системы оплаты труда. • Разработка профессиональных стандартов педагогической деятельности работников образовательных учреждений. • Разработка параметров качества педагогической деятельности. Информационно-аналитическая группа "Эврика-Зеркало" С.С.Татаринова |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |