Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / Рекомендации /
   
Лекция Р.В.Селюкова "Новая система оплаты труда",
18.03.2008 15:29


Лекция "Новая система оплаты труда", Р.В.Селюков

Ресурс на обеспечение системы образования формируется в условиях рыночной экономики, однако критерии результативности образования разрабатываются внутри образования, и в этом смысле продукт получается нерыночным. Таким образом образование не доказывает свою экономическую целесообразность.

До тех пор пока мы не сможем объяснить, в чем экономическая целесообразность образования, что обеспечит рост образования в будущем, система образования останется затратной.

Поэтому комплексные проекты можно рассматривать как попытку обеспечить такую взаимосвязь между рыночной экономикой и образованием, адекватным рынку.

Цель КПМО - качественное изменение условий образования и самого качества образования независимо от места жительства, и это не лозунг, а измерение результативности проекта. Если мы сможем это показать значит проект будет успешным.

Но для того чтобы добиться этого системного эффекта, логика проекта построена специфично:

1 год - ресурсное обеспечение сети базовых школ. Базовая школа - это совсем другие условия - на фоне этого оснащения изменение финансово-экономических механизмов, введение НБФ и НСОТ. Логика именно в этом: НБФ и НСОТ, для того чтобы стимулировать развитие сети, а не наоборот.

Еще один эффект - становление конкурентной среды на рынке образовательных услуг.

Гарантия доведения средств до школы - это равные стартовые условия, для того чтобы увеличивать собственную эффективность, в этом смысле это еще и развитие кадрового директорского корпуса - уход от директора-старшего наставника и методиста к позиции директора-менеджера образования.

Еще одни эффект - повышение открытости образования. Новые механизмы открывают кухню качества образования обществу, делают эту кухню публичной в различных форматах. Обществу предоставляется возможность обсуждения качества и каким образом оно может быть простимулировано в условиях новых экономических механизмов. Насущной потребностью педагогов становится повышение квалификации и переподготовка не как обязательная процедура раз в пять лет для аттестации, а как способ повышения профессионализма и самореализации. Таким образом ситуации аналогичны на уровне директора, школы, учителя. Тогда повышение квалификации становится не только методическим полем, а способом повышения благосостояния педагогических работников.

Мифы о НСОТ.

  1. Увеличение ЗП - увеличение нагрузки. Наоборот, увеличение зарплаты  за счет увеличения качества работы, при сохранении или уменьшении нагрузки.
  2. Увеличение ЗП - оптимизация ШР и сети. Зависимость есть, но связка обратная: чтобы повысить зарплату педагога, мы не должны оптимизировать штаты, мы это хотим сделать, исходя из целесообразности, из позиции не навредить ребенку и обеспечить высокое качество образования.
  3. Стимулирующая часть ФОТ= ФНД. Стимулирующая часть - это не фонд надбавок и доплат, это не то же самое, что надтарифный фонд.
  4. Неуправляемость (двоевластие). Распределение стимулирующей части должно быть с участием управляющих советов, при этом члены совета должны быть обучены и сертифицированы.
  5. Базовая часть ЗП = базовый оклад. Базовый оклад это минимальная расчетная величина.

Развенчание такого рода мифов возможно и необходим в период апробации НПФ и НСОТ.

Далее лектор кратко обрисовал механизм формирования норматива бюджетного финансирования исходя из фактически сложившихся расходов ОУ на основе модельной методики, отметил, что при этом коэффициенты лучше рассчитывать не для отдельного учреждения, а для кластера школ

Учет особенностей программ должен быть не в виде отдельных коэффициентов для лицеев и гимназий, этот подход доказал свою бесперспективность, а через конкурсные механизмы и программные методы финансирования сверх нормативов.

Ключевой момент - доведение норматива до ОУ, если нет такого механизма, новая система оплаты труда работать не будет. Если по мониторингу доля ОУ, до которых доводится норматив меньше доли ОУ, в которых вводится НСОТ, есть опасение, что это фикция.

При оптимизации штатного расписания должна быть гарантия у директора, что все средства экономии останутся в ФОТ, тогда развитие штатных расписаний будет иметь смысл.

Необходимые компенсации и процедуры должны быть предусмотрены регионом и для этого возможно было воспользоваться федеральной субсидией.

Лектор также прокомментировал требования к моделям новой системы оплаты труда.

  1. Разделение фонда оплаты труда образовательного
     учреждения на базовую и стимулирующую части.
  2. Учёт в базовой части всех видов деятельности педагогов за пределами учебных часов нагрузки. Если какой-то вид деятельности не учитывается и не оплачивается в зарплате, это становится несущественным для педагога, зато увеличивается гонка за часами.
  3. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда на основе показателей качества труда в зависимости от результативности педагогов. Если выплата не за качественный результат, то это не стимулирующая выплата.
  4. Учёт интенсивности труда педагога в зависимости от количества учащихся в классе. Нужно обеспечить возможность каждому  учащемуся работать у хорошего учителя, но с учетом норм Санпин, и все что выше 25 человек - не должно оплачиваться.
  5. Учёт особенностей образовательной программы образовательного учреждения при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и при формировании базовой части заработной платы педагогов. То есть мы должны определить что в данном ОУ влияет на качество образования (приоритетность).
  6. Участие общественности в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Фоновые условия введения НСОТ.

         Финансово-хозяйственная самостоятельность образовательного учреждения.

         Доведение средств по нормативу до уровня образовательного учреждения.

         Формирование позиции менеджера у руководителя образовательного учреждения в процессе переподготовки и повышения квалификации.

         Подготовка и сертификация общественных управляющих.

         Разработка новых форм и процедур аттестации максимально удовлетворяющих новым принципам вводимой системы оплаты труда.

         Разработка профессиональных стандартов педагогической деятельности работников образовательных учреждений.

         Разработка параметров качества педагогической деятельности.

Информационно-аналитическая группа

"Эврика-Зеркало"

С.С.Татаринова

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.